Методическая разработка
«Клуб выходного дня «Скандинавская ходьба» как разновидность кластера в образовательной деятельности ДОУ»
Виноградова Елена Сергеевна,
старший воспитатель МБДОУ № 7,
Лобанова Ольга Михайловна,
воспитатель МБДОУ № 7,
г. Апатиты Мурманской обл.
Дошкольные образовательные организации (далее ДОО) выстраивают взаимоотношения с семьями воспитанников на условиях взаимодействия, взаимоинформирования. Одним из условий взаимодействия педагогов ДОО и родителей воспитанников является непрерывное повышение их компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В последние годы проблемы семьи, внутрисемейных взаимоотношений находятся в сфере интересов психологов, социологов, которые отмечают снижение воспитательного потенциала семьи. Отношение родителей к образованию и воспитанию детей, ценностные ориентации и социальные установки претерпевают серьезные изменения, утратилось традиционное понимание семейного воспитания.
Несколько лет назад творческая группа ДОО создала программу «Семейный кластер», которая предполагает различные направления работы при взаимодействии детского сада, родителей и детей.
Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок, группа), объединение семей воспитанников и ДОО в решении поставленных задач.
Форма работы при использовании данного метода может быть индивидуальной, групповой или коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога, воспитанников и их семей.
Таким образом, появились новые формы работы семейного кластера, такие как:
- семейный театр «Театральная мозаика»;
- секция футбола «Великолепная семёрка»;
- изостудия «Весёлый карандаш»;
- фитнес на степах «Мы вместе»;
- секция «Семейная йога»;
- научно-практическая лаборатория «Почемучки»
- клубы выходного дня «Скандинавская ходьба»; «Ходьба на лыжах».
Исходя из результатов опроса родителей и своих наблюдений, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, объединить родителей с детьми для достижения общих целей, мы применили новую форму работы семейного кластера – клуб выходного дня «Скандинавская ходьба».
При работе с новой формой метода, была поставлена цель: привлечение родителей к активному и посильному участию в апробировании новой формы работы по формированию привычки здорового образа жизни в образовательном пространстве ДОО.
Задачи работы:
- Формировать начальные представления о таком виде спорта, как скандинавская ходьба.
- Способствовать развитию двигательных умений и навыков воспитанников.
- Развивать партнёрские отношения ДОО и семьи при формировании у детей привычки здорового образа жизни.
Последовательность действий работы по методу кластера:
1 этап:
— организация клуба выходного дня «Скандинавская ходьба» и вовлечение участников образовательных отношений: родителей, детей, педагогов, специалистов ДОО – инструктора по физической культуре;
— выделение времени и составление расписания для работы с родителями (один раз в неделю в вечернее время);
— проведение работы с родителями: групповые и индивидуальные;
— совместные встречи с родителями и детьми, с семьями «группы риска»;
— ознакомление родителей на родительских собраниях и индивидуальных консультациях с актуальностью новой формы работы метода кластера.
2 этап:
— подготовка оборудования, маршрутов, создание группы (участников клуба) с учетом пожеланий родителей;
— знакомство родителей с графиком мероприятий клуба;
-координирование деятельности участников клуба.
3 этап:
— проведение мероприятий в выходные дни;
— анализ достигнутых результатов.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- позволяет охватить большой объем работы;
- вовлекает всех участников клуба в двигательную активность;
- все участники активны и открыты;
- клуб выходного дня «Скандинавская ходьба» в пространстве ДОО способствует формированию у детей привычки здорового образа жизни, развивает партнёрские отношения ДОО и семей воспитанников;
- создает единую воспитывающую среду для ребенка и родителей.
В ходе проделанной работы, стало очевидным, что:
- в процессе реализации кластера в форме клуба выходного дня «Скандинавская ходьба» происходит овладение детьми навыками скандинавской ходьбы;
- происходит развитие основных видов движений у детей;
- родители воспитанников активно принимают участие в жизни ДОО.
Вывод
Внедрение формы работы методом кластера позволило достигнуть положительных результатов для всех участников совместной деятельности в апробировании новой формы работы по формированию привычки здорового образа жизни в рамках клуба выходного дня «Скандинавская ходьба».
У воспитанников, участников клуба, заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, активно развиваются психические процессы, дети демонстрируют и сохраняют правильную осанку.
Родители сблизились со своими детьми, гораздо активнее участвуют в мероприятиях, организуемых ДОО, что свидетельствует об установлении тесного сотрудничества, зарождения партнерских отношений.