Практикум для педагогов
«Настольные психологические игры как средство повышения эмоциональной компетентности воспитанников»
Тихомирова Людмила Владимировна,
педагог-психолог МАДОУ № 20,
г. Мончегорск Мурманской обл.
Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое мы осуществляем в дошкольном учреждении – развитие эмоционального интеллекта дошкольника.
Основной компонент эмоционального интеллекта – понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Лучше всего учится ребенок в живом общении, а самый интересный и доступный способ — это игра. В игре можно смоделировать разные события, предложить ребенку побыть на месте разных персонажей. Объяснить любую ситуацию легко и ненавязчиво.
В игре дети учатся контактировать друг с другом, у них формируются нравственные принципы, понятия о поведении в обществе. Дети выражают себя через игру и учатся понимать других. В игре легко показать, как можно выражать свои эмоции не только словами, но и жестами, мимикой, пантомимикой (выражением через движения человеческого тела), голосом (меняя тембр, интонации, громкость, высоту).
Сегодня я хочу поделиться опытом работы развития эмоционального интеллекта с помощью настольных игр. К настольным играм можно отнести игры с небольшим количеством предметов, которые могут поместиться в руках играющих или на столе. Такие игры ограничивают количество участников от 1 до 5-6, но для эффективного развития эмоциональной сферы дошкольников это скорее плюс, так как у каждого участника есть возможность высказаться и выслушать других игроков. К тому же с помощью таких игр можно провести скрытую диагностику ребенка, понять его эмоциональное состояние, понимание настроения окружающих его людей, отношение к той или иной ситуации, взаимоотношения с близкими.
Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроения».
Можно использовать индивидуально или в небольших группах. Игра «Пасьянс» — ведущий раскладывает перед ребенком все карточки. На которых изображен один и тот же персонаж. Например, все карточки с кошкой. Ребенок должен разложить остальные карточки соответственно настроению персонажа, то есть рядом с кошкой положить веселого попугая, рыбку, мышку и т.д.
Комплект развивающих карточек
«Волшебный сундучок. Эти разные эмоции».
Как играть? — Выберите из колоды героев с грустным настроением. Как вы думаете почему они печалятся, как мы можем поднять им настроение.
Диагностический вариант – возьмите карточки с изображение женщины. Задайте ребенку вопрос – какое настроение чаще всего бывает у твоей мамы (папы).
Игра «Отгадай эмоцию»
Цель: познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, гнев, страх, удивление; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. Научить распознавать схематичное изображение эмоции, развивать тактильные ощущения.
Как играть? — на столе лежат пиктограммы различных эмоций. Дети с закрытыми глазами, наощупь должны угадать, какая это эмоция и объяснить, как они это определили.
Игра «Эмоции на липучках»
Игра состоит из двух мордашек – мальчика и девочки и 20 отдельных элементов: глазки, носик, ротик. Также в коробочке есть картонные карточки с изображением различных эмоций.
Как играть? – элементы крепятся к лицам с помощью липучек. Ребенок должен найти и прикрепить к мордашке глазки, рот и нос по образцу, представленному на карточке. Поговорить с ребенком, когда он испытывает ту или иную эмоцию.
Игра Пингвинёнок Пиня».
В комплект входит игровое поле и 10 сменных изображений эмоций.
Как играть? – посмотри на Пиню и подбери ему настроение, как у тебя сегодня. А какое выражение лица тебе нравится ещё? Разложи на две стопки карточки: первая стопка – ты часто испытываешь эту эмоцию, вторая – очень редко или никогда не испытываю эту эмоцию.
Развивающая игра-лото «Зоопарк настроений»
В комплект входит: 6 больших карт с изображением различных животных, маленькие картинки с изображением животных, лист с названиями настроений, фишки (пуговицы, камешки).
Как играть? – Детям раздается по одной большой карточке. Ведущий показывает маленькую карточку с животным и просит найти на большой карточке животное с таким же эмоциональным состоянием. Или – ведущий называет эмоцию, а дети на больших картах ищут животное с заданным эмоциональным состоянием и закрывают пуговицей.
Дидактическая игра «Чувства в домиках»
Как играть? – рассели человечков в разноцветные домики (одна эмоция в один дом). Или – рассели маленькие карточки в большие дома (домик радости – радостный мальчик, девочка, грибок и котик).
Дидактическая игра «В мире эмоций»
В игру входят пиктограммы с изображением основных эмоций и картинки с изображением различных жизненных ситуаций.
Как играть? – для игры понадобится кубик эмоций или пиктограммы. Ребенок кидает кубик и подбирает картинку с жизненной ситуацией, подходящей к этой эмоции.