Режиссёрская игра как средство коммуникативного развития воспитанников

Из опыта работы

«Режиссёрская игра как средство

коммуникативного развития воспитанников»

 

Турибарина Наталья Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 30,

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

Цель: развитие коммуникативных способностей воспитанников через режиссёрскую игру.

Задачи:

  • Совершенствование диалогической и монологической формы речи;
  • Развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации;
  • Формирование умения чётко изъясняться, в том числе в поэтической форме.

Актуальность:

  • Развиваются коммуникативные качества;
  • Стимулируется творческое мышление;
  • Наблюдается расширение кругопредставлений;
  • Осуществляется приобщение детей к культуре и искусству.

Игровая деятельность, в т.ч. режиссерская, является огромным стимулом для развития речи, познания не  только окружающего мира, но и самого себя.

Вся деятельность по разработке системы работы по коммуникативному развитию воспитанников осуществлялась по следующим принципам:

  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип координации деятельности педагогов и специалистов;
  • Принцип преемственности, то есть взаимодействия детского сада и семьи.

Развитие коммуникативных способностей осуществлялось в разных формах:

  • Индивидуальной
  • Подгрупповой
  • Групповой

В ходе работы использовались различные методы и приёмы:

  • Настрой детей на игру (прочитав начало сказки);
  • Выбор только тех декораций, которые необходимы;
  • Создание игрового поля вместе с детьми;
  • Выделение перехода от сказочной жизни к реальной, то есть начала и конца игры, используя волшебные слова «жили-были» и «стали они жить-поживать»;
  • Уточнение жестом того места, где эта сказка будет жить;
  • Рассказывание начала сказки педагогом, а недосказав обращение к детям, участие на равных, помощь при затруднении;
  • Использование карточек-схем;
  • Использование народных игр, помогающих раскрепоститься.

Применение различных нетрадиционных методов и приёмов является новизной представляемого опыта работы.

Считаю, что тема «Режиссёрская игра как средство коммуникативного развития воспитанников» весьма актуальна в дошкольном возрасте.

«Игра – это серьёзная форма обучения, в

которой у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь от ситуационной связанности».

Б. Д. Эльконин.

Углублённая работа по формированию коммуникативных способностей началась с детьми средней группы. Для того, чтобы работа по данной теме была систематической, разработала перспективное планирование в соответствии с Программой ДОУ и особенностями воспитанников. Обогатила методический материал по театрализованной деятельности (разработала конспекты досугов и развлечений с детьми и их родителями, разработала консультации по теме). Обновила зону театрально-художественной деятельности «Мы сказочники». Интересно  было познакомиться с опытом работы коллег, с авторскими программами «Цветные ладошки» и «Умелые ручки» доктора педагогических наук Лыковой Ирины Александровны.

Организуя театрализованную деятельность, я старалась вызвать у детей желание  и интерес, которые стимулируют познавательную активность воспитанников, развивают связную и грамматически правильную речь.

В среднем и старшем возрасте содержание театральной деятельности определяется театральными, творческими играми, работой над спектаклем, режиссёрской игрой, в которой ребёнок действует одновременно за несколько персонажей, не принимая на себя никакой роли.

Режиссёрская игра в этом возрасте имеет характер совместной деятельности взрослого и ребёнка. Проект «Сказка мамина и моя» раскрыл творческую деятельность детей. В работе творческой мини-группы «СемьЯ» приняли участие педагоги, родители и воспитанники стершей и средней группы. Цель этого мероприятия – развитие познавательной и игровой деятельности, формирование психического процесса, укрепление семейных связей через совместное творчество.

Предварительная работа  — это вариант «организации» общения детей и родителей. И ей я уделяла особое внимание. Взрослые читали детям любимые сказки, вместе с детьми рассматривали иллюстрации к ним. А дети познакомили родителей с оригинальными фигурками людей и зверей из бумажного театра, элементами декораций. В ходе творческих встреч были совместно придуманы сказки-сочинялки:

  • Кукольного театра;
  • Бумажного театра;
  • Театра вязаных игрушек;
  • Настольного театра.

Коллективное сочинение сказок очень полезно, это упражнение на взаимодействие, это возможность всестороннего развития личности.

Предварительная работа – это и самостоятельные театрализованные игры, тематика которых имела нравственную направленность (дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость).

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизировался словарь воспитанников, улучшалась диалогическая речь, формировалась интонационная выразительность, образновыразительные умения, то есть «умения имитировать характерные движения героев».

Итогом большой предварительной работы явилось разыгрывание родителями целостного сюжета сказки «Теремок на новый лад». Родители придумали оригинальные костюмы, подобрали яркие декорации, провели ряд репетиций. Театрализованная игра взрослых порадовала воспитанников, которые танцевали с героями, делали зарядку, громко хлопали и дарили цветы. Такой вариант общения детей и родителей способствовал укреплению семейных связей через творчество, через приобщение к культуре и искусству.

Особое внимание продолжала уделять взаимодействию с детьми разных возрастных групп – средней и второй младшей. Мероприятия прошли под названием «Народное творчество детям». С потешками, колыбельными песенками, прибаутками, народными играми познакомили малышей воспитанники старшей группы. Материнская поэзия легко и просто вплетается в общение и незаметно учит родному языку. В результате проведённой работы дети приобрели уверенность в своих силах, получили возможность учиться друг у друга, общаться, обмениваться идеями и мнениями, получили признательность и восхищение со стороны зрителей.

Творческие рассказы требуют от ребёнка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации. И в этом помогали родители. Изготовленные семейные книжки-малышки с экологическими сказками участвовали в литературном конкурсе ДОУ, были представлены на родительском собрании.

В ходе проделанной работы у детей:

  • Закреплялись навыки монологической речи, сформированные ранее;
  • развивалась самостоятельность творчества.

А во время прослушивания небольших историй и сказок дети учились внимательно и доброжелательно слушать рассказчика.

Эти же цели и задачи решались при составлении творческих рассказов с педагогом  — «Сказки по поделкам». Сочинялись сказки огородных поделок, сказки бумажных человечков и зверей; сказки новогодних поделок.

Совместно с педагогом дети создали зимнюю деревню на окне из бумажных силуэтов людей, зверей и домов. Работа планировалась под девизом «сами вырезаем, сами сочиняем». Воспитанники вырезали по контуру из бумаги героев будущей сказки, познакомились со способом симметричного врезания хороводов, силуэтов. А потом самостоятельно сочиняли сказки зимней деревни, придумывали продолжение забавных историй. Такая форма работы являлась незаменимой частью режиссерской  игры.

Тренируя мелкие движения кисти, мы способствовали положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут от пальцев рук.

Совместно с педагогом дети участвовали в литературном конкурсе центра семейного чтения «Сказка родного города», на котором получили приз зрительских симпатий и благодарственное письмо. А так же приняли участие в литературном конкурсе центра детского творчества «Полярис», предоставив рукописную книгу о родном городе. Первое место.

Проводя работу по коммуникативному развитию воспитанников, активно привлекала родителей. Для них были актуальны:

  • Рекомендации. Знакомство родителей Тамилы и Эльгина с литературой для детей пяти лет, подбор стихов для заучивания наизусть;
  • Показательные выступления. Развлечение с родителями «Народное творчество в семье». Совместные народные игры, хороводы, частушки, дразнилки, считалки, мирилки актуальны в любом возрасте;
  • Игры с родителями. Игра-драматизация по РНС «Маша и медведь»;
  • Мастер-класс для родителей и детей старшей группы «Оригами. Игрушки из бумаги»;
  • Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «Пластилиновые сказки»;
  • Литературная викторина по сказкам для детей старшего возраста и их родителей;
  • Литературная викторина по художественным произведениям для детей и взрослых подготовительной группы.

Для меня было главное убедить родителей в том, что такая работа значима для речевого развития. Она способна обогатить, расширить словарный запас, сделать речь красочной, грамотной. Что в целом способствует гармоничному развитию ребёнка.

Создание кукольных театров своими руками стало частью большого творческого процесса, связанного с театральной игровой деятельностью и всесторонним развитием дошкольников. У ребёнка появляется реальная возможность открыть в себе изобретателя, конструктора, режиссёра.

Пластилиновый театр. Для игры он представлен в коробке. Декорации дворца сделаны из бросового материала. Героев дети придумывали сами и пролепили их, найдя типажи с «изюминками». Такой спектакль ставился в одиночку, сам рассказываю, сам леплю и сам показываю. И в процессе создания дружной театральной группы.

Произошло знакомство детей и с носочным театром. Совместное изготовление поделок детьми и их родителями не заняло много времени. Из обычных носков, пуговиц, ниток получились очень забавные персонажи носочного театра. Игрушка, сделанная ребёнком, пусть и с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Совместное творчество ребёнка и взрослого – одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики в семье и д\с. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, а не указаний, побуждает к диалогу, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребёнка, оценивать его навыки, ненавязчиво корректировать его работу.

Работа над созданием персонажей, театрализованные игры с ними учат дошкольника быть индивидуальным, последовательным, доводить начатое дело до конца, принимать решения самостоятельно. И эти задачи решались в процессе моей деятельности последовательно и систематически. Работа над созданием театральной игрушки происходила:

  • На специально организованном занятии;
  • На занятии, организованном по желанию ребёнка;
  • Во время самостоятельной игровой деятельности.

Изобразительное творчество. Стремление ребёнка к рисованию естественно для него. Его интересует процесс изменения окружающего мира с помощью цвета. Поэтому рисование является внутренним событием и одновременно служит ключом к эмоциональному пониманию искусства, развитию речи. Изо-деятельность в группе состояла:

  • Рисование после прослушивания сказки;
  • Дети рисовали настроение героев;
  • Дорисовывали рукописную книгу;
  • Раскрашивали самодельных героев, вырезанных или сложенных из бумаги;
  • Цветными мелками рисовали на асфальте.

Тренируя мелкие движения кисти, мы способствовали положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут от пальцев рук. Изобразительное творчество так же является незаменимой частью режиссерской игры. В своей работе я использовала различные методы руководства творческой деятельности детей:

  • Содержание заданий заключало в себе посильные для ребёнка трудности;
  • Предполагаемые задания представляли для детей интерес;
  • Разъясняла детям способы выполнения работы.

Эти факторы положительно влияли:

  • На развитие интереса к учению;
  • Развивается практический опыт деятельности;
  • Возникает радость от собственных и общих достижений.

Совместная творческая деятельность педагога и детей принесла свои результаты:

  • Организовано восемь вставок детского рисунка в средней группе и девять выставок в старшей группе;
  • Создан альбом детских рисунков для фестиваля «Времена года»;
  • Дети участвовали в конкурсе ООО «Теплоэнергосервис», отмечены сертификатами;
  • Участие в конкурсе газеты «Правильный выбор» — «Ёлочка из бросового материала», пять грамот и сладкий приз;
  • Участие в конкурсе газеты «Правильный выбор» — «Моя мама самая…», две грамоты и первое место у Алисы;
  • Конкурс литературного конкурса «Сказки родного города» — приз зрительских симпатий, Центр семейного чтения;
  • Литературный городской конкурс, Центр детского творчества «Полярис» «Самый лучший город на Земле», первое место;
  • Всероссийский конкурс чтецов, семь сертификатов;
  • Конкур поэтического творчества «Весенняя капель-2018», город Апатиты, к дню рождения С. Михалкова. Грамота участника.

Связь с библиотекой. Значение художественной литературы в развитии коммуникативных способностей детей очень велико. В средней и старшей

группе продолжала развивать у воспитанников:

  • Избирательное отношение к художественным произведениям;
  • Учила ориентироваться в мире книг;
  • Воспитывала навык совместного слушания, умения организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном.

Развивать нравственные, умственные и эстетические задачи помогала городская детская библиотека. Дети участвовали в тематических беседах и выставках книг, конкурсах литературного творчества. А родителям рекомендовала записать детей в детскую библиотеку.

Организация работы с родителями отмечена:

  • Проведением акции выставок;
  • Совместной деятельностью детей и родителей;
  • Индивидуальными беседами, рекомендациями, консультациями;
  • Выступлением на родительских собраниях.

Результаты формирования знаний, умений и навыков воспитанников по разделу «Речевое развитие».

  Средняя группа % Старшая группа %
Низкий уровень 10 12
Средний уровень 48 44
Высокий уровень 42 44

 

Организованная творческая деятельность носила развивающий характер. Динамика всех параметров имела место в каждой возрастной группе.

Представленный мною опыт, как мне кажется, можно отнести к материалу, соответствующему требованиям современности. Ведь он:

  • Занимателен для детей;
  • Происходит в разных видах деятельности;
  • Активизирует формы работы, отличные от учебно-дисциплинарной модели;
  • Направлен на развитие коммуникативных качеств у воспитанников, способствует развитию многих качеств личности.

Поэтому я стремлюсь к его распространению:

  • Открытые заниятия для воспитателей ДОУ «Сказкотерапия, как часть психологической и развивающей работы в средней группе», 2016 год;
  • МО, сообщение «Народное творчество в детской литературе», 2017 год. Публикация на сайте Портал педагога;
  • Публикация на сайте Детство ГИД методической разработки сценарий развлечений «Народное творчество в семье», 2017 год;
  • Публикация на сайте Детство ГИД методической разработки «Артпедагогика, как часть психологической и развивающей работы в средней группе», 2017 год;
  • Участник конференции Областной детской библиотеки «Роль книги в культурно-образовательном процессе детей». Опыт работы 2018 год;
  • Выступление на семинаре в ДОУ «Использование современных образовательных технологий в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие», 2018 год;
  • Публикация на сайте Детство ГИД методической разработки «Приёмы формирования интереса к русскому народному творчеству у детей дошкольного возраста», 2018 год;
  • Печатная работа «Сценарий развлечения с детьми младшего дошкольного возраста и родителями «Народное творчество в семье» в сборнике «Работа с родителями – ключ к успеху в воспитании детей дошкольного возраста», 2017 год;
  • Консультация для воспитателей ДОУ «Влияние художественной литературы на трудовое воспитание детей», 2018 год;
  • Информация на сайт ДОУ:
  • «Прочитай, мама, книжку»
  • «Народное творчество в детской литературе»
  • «Неделя культур речи»
  • «Народное творчество в семье»
  • «Пластилиновые сказки»
  • «Народное творчество детям»
  • Презентации:
  • «Театр и мы»
  • «Совместные игры с родителями»
  • «Использование современных образовательных технологий в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие».

Постепенно реальный мир вытеснит сказочное представление о животных. Но сказка оставит свой след на всю жизнь. И всю жизнь люди говорят «Красиво, как в сказке».

Литература:

  1. Основная общеобразовательная программа ДОУ.
  2. И.В. Стишонок «Сказкотерапия для решения личных проблем» С-Пб, Речь 2010г.
  3. Р. Туфкрео «Коллекция идей» Линка — Пресс, Москва 2004г.
  4. Л.В. Пантелеева «Детское рукоделие» Москва Просвещение 2005г.
  5. И.А. Лыкова «Театр на столе. Пластилиновый спектакль» Издательский дом «Цветной мир» 2012г.
  6. Р. Гибсон «Домашний кукольный театр» Москва РОСМЕН 2005г.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.