Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в дошкольном возрасте

Консультация для педагогов и родителей
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
в дошкольном возрасте»

Лановая Мария Юрьевна,
педагог-психолог МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.

В наше время педагоги и родители часто сталкиваются с такой серьезной проблемой, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Главный признак синдрома состоит в том, что с такими детьми двигательная активность выходит за рамки привычных представлений, и характеризуется чрезмерной подвижностью ребенка, беспокойством и суетливостью, эмоциональностью, импульсивностью, рассеянностью. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. При выполнении каких-либо заданий он справляется быстро и во многих случаях правильно.

Остановимся более подробно на самом определении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ, — это состояние, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте, вызывающее постоянную повышенное неустойчивое внимание, рассеянность, частую смену настроения, импульсивность.

Факторы, влияющие на развитие гиперативности ребенка:
1. СДВГ имеет свойство передаваться по наследству, оно является генетическим заболеванием.
2. Употребление алкогольных напитков и курение до и во время беременности приводит ребенка к СДВГ.
3. Заболевания в период беременности матери, риск преждевременных родов и недоношенности также приводят к развитию у ребенка СДВГ.
4. Травмы головного мозга, операционные вмешательства и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве создают предрасположенность к развитию СДВГ.

Портрет гиперактивного ребенка:
Ребёнок не способен сосредоточиться конкретно на одном из видов деятельности. Склонен к конфликтам, очень нуждается в дружбе, поддержке, часто обижается, но о своих обидах быстро забывает, предпочитает агрессивные игры (ломать, рушить, толкать), период негативизма может продолжаться довольно долго. В окружении ребенок пытается привлекать на себя внимание своеобразными способами. Нарушения в поведении являются постоянными в любой обстановке.

Коррекционно-развивающая работа синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:
Главная цель работы с родителями и педагогами способствует обеспечению контроля над поведением детей и обучению адекватному реагированию на негативизм детей дошкольного возраста, имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Работа с родителями:
— родительские собрания;
— родительский клуб;
— консультации;
— беседы;
— встречи для родителей;
— семинары практикумы;
— открытые мероприятия и т.д.
Работа с педагогами:
— педагогические советы;
— семинары-практикумы;
— открытые мероприятия;
— консультации
— беседы и т.д.

Коррекционная работа основана на принципе, индивидуальных или групповых занятий со значительными физическими нагрузками, с позитивным психологическим сопровождением с использованием инновационных технологий, систематическим развитием правильности и целенаправленности поведения девочек и мальчиков. Для активного взаимодействия родителей с психологом используется наблюдения, беседы. Необходимо сочетать воспитание старших дошкольников, организацию поведения, твердость и последовательность с теплотой и привязанностью.

Правила работы педагогов с гиперактивными детьми:
1. Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на потом.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Рекомендации родителям:
— проявляйте твердость и последовательность в воспитании;
— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не является умышленными;
— контролируйте поведение ребенка, но не в ужесточенной форме;
— старайтесь по мере возможности не давать категорических указаний, избегайте слов отрицания;
— стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
— реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте одного и т.д.);
— повторяйте свою просьбу одними и теми же простыми доступными фразами много раз;
— не настаивайте на том, чтобы ребенок извинился за проступок;
— внимательно выслушайте ребенка и дайте ему выговориться;
— уделяйте ребенку достаточно внимания;
— проводите досуг всей семьей;
— не допускайте конфликты в присутствии ребенка;
— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
— избегайте по возможности больших скоплений людей;
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и настроения;
— организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с похожими проблемами.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.