Конспект образовательной ситуации
«Супермаркет»
для детей 5-7 лет
Черкашина Марина Александровна,
воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный
Цель: показать детям принцип финансового планирования.
Задачи:
-способствовать формированию экономических знаний;
-способствовать развитию финансовой грамотности;
-формировать умение распределять роли;
-развивать диалогическую речь, фантазию;
-воспитывать культуру общения;
-закрепить правила поведения в общественных местах.
Материалы: игрушечные овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, коробки из-под конфет, бутылки (молоко, кефир, йогурт), книги, игрушки, посуда, упаковки от стирального порошка, средства для мытья посуды, баночки от крема, жидкой помады, шампуня.
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель:
Ребята, у каждого из вас в доме есть мебель, продукты, одежда, игрушки, бытовая химия. А откуда это все берется?
Вариативные ответы детей (из магазина, их покупают родители за деньги)
Воспитатель: Кто скажет, что такое деньги?
Вариативные ответы детей (деньги – это то, чем расплачиваются за покупки).
Воспитатель: Деньги-это средство обмена на товары и услуги. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, а в каких магазинах вы были с родителями?
Вариативные ответы детей (в магазине игрушек, в продуктовом, в магазине косметики, в магазине одежды и др.)
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли разнообразные виды товаров продаваться в одном магазине? Как называются такие магазины?
Вариативные ответы детей (супермаркет, торговый центр)
Воспитатель: да, верно. В супермаркете множество отделов, каждый из которых имеет свое название. Кто знает, какие?
Вариативные ответы детей (Бакалея, мясной, молочный, кондитерский, бытовая химия, овощи-фрукты.)
Воспитатель: Действительно, отделов много. А как найти нужный отдел?
Вариативные ответы детей: (Чтобы найти в магазине нужный товар, можно посмотреть на указатели. А еще можно обратиться к работнику магазина, продавцу)
Воспитатель: Правильно называется продавец-консультант. Он помогает найти нужный отдел и нужный товар, а еще может подсказать стоимость товара, если вдруг там не будет ценника. А давайте вспомним, кто еще работает в супермаркете.
Воспитатель: А вы знаете, чем занимается администратор?
Вариативные ответы детей
Воспитатель: Администратор следит, чтобы полки в магазине не были пустыми и следит за тем, чтобы все были на местах и занимались своим делом.
После того, как покупатель нашел нужные ему товары, что он делает?
Вариативные ответы детей: Идет на кассу.
Воспитатель: Там его встречает еще один работник супермаркета – кассир. Что делает кассир?
Вариативные ответы детей: Пробивает товар, берет за него деньги и дает чек.
Воспитатель: Ребята, мы вспомнили кто работает в супермаркете, а теперь давайте вспомним правила поведения в магазине.
Перед тем, как что-то спросить нужно обязательно поздороваться, а потом уже вежливо спросить. И не забывать благодарить за помощь. Хорошо. Правила вспомнили, а теперь я предлагаю вам отправиться в наш супермаркет. Но сначала нам нужно распределить роли: администратор, продавец-консультант, кассир и две семьи. Одна семья идет в магазин с предварительно составленным списком, а другая без списка. Посмотрим, что из этого получится.
Игра.
В начале игры семьи получают деньги (условно по 10 рублей). Каждый товар стоит 1 рубль. Первой семье дается список, что им необходимо купить.
Администратор идет в свой кабинет заказывать товары, кассир садится за кассу, продавец-консультант ходит по магазину и проверяет ценники. В магазин входят две семьи, берут тележки и идут за покупками. Первая семья со списком ходит по магазину и берет только продукты из списка. Вторая семья берет все, что захочется. Первая семья не может найти молоко и обращается за помощью к продавцу-консультанту. «Здравствуйте, а подскажите пожалуйста, где нам найти молоко.» Продавец-консультант провожает их в молочный отдел и показывает молоко. Первая семья благодарит продавца-консультанта за помощь. Вторая семья в это время уже набрала полную тележку и идет на кассу. Там у них оказывается много товаров. Но денег только 10 рублей и хватает на 10 товаров. Приходится выбирать, что им необходимо сегодня, а что они могут оставить. Кассир пробивает пакет и товары, которые берет вторая семья. «Муж» складывает продукты и расплачивается. Кассир дает чек. Семья благодарит кассира и уходит.
Подходит семья со списком. Выкладывает товар. У них 6 единиц товара. Берут пакет, «жена» складывает покупки, «муж» расплачивается, берет чек и сдачу, благодарит кассира. Берет у «жены» пакет и уходят.
Обсуждение:
Воспитатель: Ребята, что же у нас получилось?
Вариативные ответы детей: У семьи без списка не хватило денег и пришлось на кассе отказаться от некоторых покупок, а у семьи со списком деньги даже остались.
Воспитатель: Верно. Значит сделаем вывод, что перед походом в магазин нужно планировать свои расходы и составить список необходимых на сегодня покупок.
Рефлексия:
Что вам сегодня понравилось? Что нового узнали? Какими новыми знаниями вы поделитесь со своими друзьями, с родителями?