Конспект поисково-познавательной деятельности
«Умки спешат на помощь»
в подготовительной группе
Смирнова Анастасия Игоревна,
воспитатель МАДОУ № 28,
г. Мончегорск Мурманской обл.
Цель: расширение и закрепление знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с новым понятием – экологическая катастрофа. (Большой вред который наносится человеком)
- Расширять кругозор детей за счёт усвоения представлений об окружающем мире.
- Формировать практические природоохранные умения.
- Расширять представления детей о жизни подземных обитателей через опытно-экспериментальную деятельность.
Развивающие:
- Развивать воображение, мышление, речь детей.
- Развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру.
- Закрепление умения работать в команде.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Ход деятельности:
Дети входят зал. Приветствуют гостей.
«Нам значки
сегодня дали,
Мы
экологами стали!
Мы в любую
непогоду
Охранять
хотим природу.
Чтобы всем
нам лучше стать,
Мы хорошие
манеры
Будем всем
вам прививать!
Раздаётся звонок.
Воспитатель:
-Ребята, предлагаю посмотреть, кто это нам звонит?
Видео. Матушка- природа обращается к детям за помощью.
Матушка-природа:
-Ребята, я узнала, что в вашем 28 детском саду есть юные экологи, которые помогают защищать и оберегать природу. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, спасти обитателей лесов и морей от загрязнения. А чтобы вы не заблудились и смогли пройти этот не лёгкий путь, я отправила вам птичку-синичку с картой. Удачи вам, ребята!
Воспитатель:
— Вот такая беда приключилась с нашей природой. Прежде чем отправится на помощь, давайте посмотрим, какая у нас красивая природа на нашей планете.
На мультимедиа сменяются фоны природы (горы, леса, озёра)
Воспитатель:
— Дети, что такое Земля?
Ответы детей:
-Земля, это наш дом.
— На Земле очень красивая и разнообразная природа.
Воспитатель:
Ребята, что такое природа?
Ответы детей:
-Всё что нас окружает, и существует независимо от человека.
-Природа бывает живая и не живая.
— Природа это- люди, животные, насекомые, леса и моря.
Воспитатель:
-Всё верно. Мы тоже часть природы. Мы дышим одним воздухом, пьём воду.
На мультимедиа появляется фото загрязнённой планеты, играет тревожная музыка.
Воспитатель:
—Дети, посмотрите, что происходит с нашей природой. Почему так получается?
Ответы детей:
-Потому что люди не берегут природу. Они бросают мусор, загрязняют отходами реки и моря, вырубают лес.
Воспитатель:
— Что нам с вами необходимо сделать, чтобы вернуть природе её красоту?
-Ответы детей:
— Беречь природные ресурсы: воду, воздух, землю.
—Воспитатель:
-Теперь, ребята, я думаю, вы готовы отправится в путь.
А где же карта? Вы видите её?
( Дети должны найти изображение синички на стенах зала)
После того, как дети находят карту, отправляемся в путь.
Физминутка под музыку.
« Мы Умки- смелый отряд.
Шаг вправо, влево шаг,
Только вперёд, ни шагу назад.
Через кочку прыгнем враз,
Скок- скок, ну-ка, перешагнём через пенёк,
Вот маленький ручеёк, перепрыгни его , дружок.
Долго, долго мы шагали
И до места добрались».
Дети подходят к мольберту. На синем листе наклеены картинки с разным мусором ( бутылки, консервные банки, пакеты, изображение заводов и нефтяных танкеров и т.д.)
Воспитатель:
-Дети, вы только посмотрите, что же это такое?
Ответы детей.
-Это всё мусор плавает в воде. Из за мусора страдают обитатели рек, морей и океанов.
Воспитатель:
— Ребята, давайте очистим воду и поможем водным обитателям.
Дети убирают из кармана изображение мусора, обосновывают своё действие 1-2предложениями.
Ответы детей:
—Заводы выпускают обратно грязную воду в водоёмы.
-Нефть разливается в воде, поэтому гибнет рыба и другие морские жители.
— Из-за загрязнённой воды рыба становится непригодной для питания.
— Грязной водой нельзя поливать огороды и сады, т.к. земля тоже становится грязной и болеет, урожай с такой земли не пригоден в пищу.
-Если не будет рыбы, то некоторым диким животным нечем будет питаться.
После того как убирается одно изображение, под ним оказывается картинка водных обитателей (рыба, кит, морская звезда и т.д.)
Воспитатель:
-Ребята, вы справились с заданием, молодцы.
Рядом с мольбертом находится конверт. В конверте лежит значок, который будет использоваться для плаката в конце занятия.
-Ребята, мы возьмём этот конверт с собой, и в конце нашего пути мы узнаем что там.
— Ну что, ребята, отправляемся дальше в путь, посмотрим нашу карту. Дальше мы отправимся в город.
Я иду и ты идешь — раз, два,
три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на
месте.)
На мультимедиа появляется изображение города.
Воспитатель:
-Куда это мы попали?
— В каком городе мы живём? Нравится ли он вам?
Ответы детей:
-Это наш город Мончегорск.
-Нам очень нравится наш город.
Воспитатель:
-Скажите, пожалуйста, как загрязняют люди города?
Ответы детей:
—Люди устраивают свалки в лесах, около рек и озёр, около своих и чужих домов.
Воспитатель:
— А теперь покажем нашим гостям экологическую сказку « Про мусор».
Сказка « Нет места мусору»
Действующие лица: Мусор, Волшебница, Чистота, Аккуратность, Порядок.
После сценки детям задаются вопросы о загрязнении города.
Воспитатель:
-Ребята, как же мы можем бороться с мусором и свалками.
Ответы детей:
—Забирать с собой мусор после походов и пикников.
— Сдавать мусор в переработку.
Дети находят следующий конверт.
Воспитатель:
-Ребята, нам пора отправляться в путь. Посмотрим на карту. Следующая наша остановка городской парк.
Детки по лесу гуляли,
За природой
наблюдали.
Вверх на
солнце посмотрели,
И их лучики
согрели.
Чудеса у
нас на свете,
Стали
карликами дети,
А потом все
дружно встали,
Великанами
мы стали.
Хорошо мы
погуляли
И
немножечко устали.
Дети приходят к декорации «Парк» (мультимедиа)
Воспитатель:
-Дети, что любят делать люди в парке?
Ответы детей:
-Гулять, играть, отдыхать, кататься на велосипедах, кормить белок и голубей.
Фоном играет музыка со звуками природы.
Воспитатель:
-А вы знаете, что кроме белок, птиц в парке и на всей планете есть ещё и подземные обитатели? Можете мне их назвать?
Ответы детей:
-Червяки, землеройки, кроты, мыши-полёвки.
Воспитатель:
—Правильно ребята. Сейчас, с помощью одного интересного опыта, мы с вами узнаем, как люди губят природу в парках и садах.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. На столе два образца почвы: первый с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй – с тропинки с плотно утрамбованной землёй. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки.
Проведение опыта. Рассказать детям, откуда взяты образцы почвы.
Предложить высказать свои гипотезы( где воздуха в почве больше – в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушать всех желающих, обобщить их высказывания, но не оценивать, в верности своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Одновременно опустить образцы почв в ёмкости с водой, и наблюдать, в какой из них больше воздушных пузырьков. Узнать у детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше?
Воспитатель:
—Дети, как вы думаете, где же подземным обитателям легче дышать?
Ответы детей:
—Если в почве много воздуха, то там легче дышать.
Воспитатель:
— Как будет влиять на природу вытаптывание почвы?
Ответы детей:
—Не будет происходить рыхление почвы, поэтому не будут расти цветы, деревья.
— Если перестанут расти деревья, то наш воздух не будет очищаться.
— Земля сжимается и её становится меньше.
Воспитатель:
—Как можно решить эту проблему?
Ответы детей:
—Ходить по выделенным тротуарам и дорожкам.
— Не топтать клумбы и палисадники около домов.
В конце опыта дети опять получают конверт.
Воспитатель:
-Нам пора возвращаться обратно в детский сад, и узнать, для чего же нам нужны эти конверты с картинками.
Я иду и ты идешь — раз, два,
три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на
месте.)
Воспитатель: Ребята, когда природу загрязняют, это называется – экологическая катастрофа- это большой вред который наносится природе по вине человека.
-Мы с вами узнали и увидели, что люди загрязняют водоёмы, леса и города.
-Что же нам делать? Как помочь природе? Как решить проблему загрязнений?
Ответы детей:
—Перерабатывать мусор, беречь природные ресурсы.
Воспитатель:
—Давайте посмотрим, что же находится в конверте?
В конверте находятся картинки для оформления плаката.
Оформление плаката «Береги природу» (Дети проговаривают каждую картинку)
Воспитатель:
Вот какой плакат у нас получился, мы повесим его на стену в нашем детском саду, чтобы и другие дети и взрослые, знали, как защищать природу.
Рефлексия.
Подведение итогов. Спросить, что понравилось больше всего. Похвалить детей, и отметить их успехи.
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.
Экологическая сказка
«Нет места мусору»
Автор:
В городе Мончегорске, люди перестали следить за чистотой. Поэтому Появился Мусор. Мусор очень гордился, что его владения везде и всюду.
Мусор:
Вы больше мусора бросайте,
Сил мне прибавляйте.
Автор:
Не далеко от города, жила волшебница, с помощниками (Чистота, Аккуратность, Порядок). Она очень любила чистый город, и людей, которые в нём живут. Посмотрела она на город, и очень расстроилась.
Волшебница:
Посмотрите, что сделали люди!
Пора приступать за работу
Надо город спасать,
Красоту возвращать!
Чистота! Аккуратность! Порядок!
Ну-ка дружно берёмся за дело!
Автор:
И принялись помощники с Волшебницей наводить порядок. Взяли мётлы, совки. Работа у них кипела.
Ч, А, П:
Мы с чистотой, порядком дружим,
А мусор нам совсем не нужен!
Ну-ка, мусор, берегись-
Лучше с нами не борись!
Мусор:
Ну ничего, отыщу себе приют!
Мусора много- весь не уберут!
Есть и другие дворы,
Я дождусь лучшей поры!
Автор: И вот стало в городе чисто. Помощники разобрали весь мусор.
Чистота:
Вот из этой помятой бумажки
Сделаем тетради первоклашкам!
Если остался кусочек колбаски
Мы им покормим соседского кота Ваську!
Аккуратность:
Осторожно! Это стекло!
Когда разобьётся ,опасно оно.
Мы его в контейнер сложим-
Беречь природу людям поможем!
Порядок:
Стаканчики и бутылки сложим отдельно
Из них люди сделать должны непременно:
Новую курточку или игрушку:
Машинку, лопатку или погремушку.
Ч,А,П:
В природе нет мусора или отходов,
Давайте друзья, учиться у природы!
Автор: Так волшебница с помощниками навела порядок в городе, научила людей беречь природные ресурсы и перерабатывать мусор. Ведь чисто там, где не мусорят!