В гостях у хозяина тундры

Сценарий праздника

в историко-краеведческом музее

«В гостях у хозяина тундры»

для детей подготовительной группы

 

Милицкая Нина Васильевна,

 воспитатель МБДОУ №7,

пгт. Никель Мурманской обл.

 

Цель: познакомить детей с коренными жителями Кольского полуострова, народом саами, с их бытом, культурой, трудом, воспитывать уважение и трудолюбие к народам другой национальности; рассказать о природе Крайнего Севера; развивать творчество при создании узоров орнамента при украшении предметов национальной одежды саамов.

Материал и оборудование: экспозиции «Уголок тундры», игрушки животных и птиц: заяц, белка, полярная сова, олень, куропатка, кувакса, саамский бубен, материал для аппликации саамского головного убора – заготовка шапочки (картон), элементы саамских узоров- треугольники, кружочки небольшого размера, верёвочки, ножницы, клей; музыкальная композиция саамской музыки, саамская народная сказка «Чахкли».

Персонажи: Хозяин и Хозяйка куваксы в саамских костюмах.

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по Кольскому полуострову, в гости к северному народу. Вы согласны? Тогда закройте глаза: и влево – вправо повернись, на природе окажись.

Север – это звон упряжек и под снегом мерзлый мох.

Север — это край, где пляшет над жилищами дымок.

Прекрасен наш суровый край с его огромными лесами,

С  громадой диких скал седых, покрытых вечными снегами.

Мы на Севере живем и расскажем вам о нем!

Край наш северный суров: много снега и ветров.

Но закон у нас таков – не бояться холодов!

Ночь  полярная так долго солнышко скрывает,

И его, конечно, каждый с радостью встречает.

Лишь закончится декабрь, и январь наступит,

Яркий лучик солнечный всю природу будит!

Дети, этот край одни называют Страной полуночного солнца, а другие — Царством полярной ночи.

Дети читают стихи:

О. Воронова « Снегопад»

Поутру, по январю снег укрыл дома.

Я тебя благодарю, снежница-зима,

Вот за эту белизну над лесной грядой,

За зеленую сосну, ставшую седой,

За просторный светлый мир

В снеговом лету, за даренную на миг

Эту красоту,

За резные кружева, павшие с небес,

И за добрые слова,

Что шептал мне лес.

А. Бажанов «Первое солнце»

Ночью длинной, ночью темной
в седловине между гор
кто-то добрый и огромный
на снегу разжег костер.
И костер тот, разгораясь, сыпал в тундру тучи искр,
ночь от сопок отрывая
и бросая клочья вниз.
Ставни туч сорвал с оконца
неба дерзкий ветерок!
В дверь Хибин ввалилось Солнце
и — уселось на порог!.

Ведущий: Мы  живем на Кольском полуострове, на севере нашей большой страны – России. Отгадайте, кто нас будет встречать в тундре? Я загадаю загадки, а вы будете по тундре гулять, разгадку искать. Только тихо, а то всех зверей и птиц распугаете.  Как найдете отгадку, сразу к Н. В. бегите, на ушко шепните. ( Дети ходят по экспозиции «Уголок тундры»,  рассматривают животных и птиц.)

Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,

спит под кустом, там его дом.

Зима наступает, он шубку меняет (зайчик).

Остренькие зубки, рыженькая шубка,

Хитрый маленький зверек по деревьям прыг да скок (белка).

Эта птица, тоже хищник,

В тундре северной живет.

Любит зайцем подкрепиться,

Не шумлив ее полет.

Чисто – белым опереньем,

Сплошь покрыта,  с головой,

В энциклопедии зовется

Она  (полярною совой).

Стройный и быстрый, рога ветвисты.

Пасется весь день. Кто же это? (олень).

Эти птицы на ночлег

В голубой нырнули снег.

И до самого рассвета

В этом сказочном снегу

Птицам снилось лето

С голубикой на лугу (куропатки).

Воспитатель: Издавна, в этом крае жили охотники и рыболовы – саамы. Давайте подойдем к жилищу саамов (рассматривают). Садитесь вокруг, и я вам расскажу об этом народе. В старые времена саамы жили в маленьких  деревнях – погостах. Селились всегда на берегу реки или озера. Зимой  жили в тупах, небольших деревянных  жилищах, сверху обложенных дерном и травой.  Издали тупы походили на зеленые холмики. А летом саамы кочевали и жили в куваксах.

Рассказать вам как строили куваксы? Ставили жерди вот так, сверху обкладывали дерном или оленьими шкурами. В куваксе было всего два отверстия: дверь и дымоход. Основное занятие саамов  —  рыболовство и оленеводство. Олени помогают саамам передвигаться по тундре, из оленьих шкур шьют теплую одежду, обувь, строят жилища. Одежда саамов тоже имеет свое название: шуба – печок, сапоги – каньги.

Саамы – мудрый народ, а мудрости они учатся у природы. Их так и называют – дети природы.  Саамы всегда бережно относились к природе: ловили рыбы столько, сколько могут съесть, собирали  ягод и грибов – сколько могут унести.  Бережно относились к каждой травинке, к каждому кустику, к каждому дереву.

Вот, только, почему — то кувакса пуста?  Почему то нет хозяев. Как вы думаете, куда они ушли? Давайте позовем  хозяев тундры! (зовут)

Звучит музыка, входят саамы (взрослые, в национальной саамской одежде). Хозяин тундры предлагает послушать саамскую сказку « Чахкли». Рассказ ведется под звук саамского бубна.

Саамские игры «Кто быстрее?», «Кто сильнее?»

Хозяева тундры предлагает детям  станцевать с ними саамский танец.

Ведущий: Дети, а вы обратили внимание на одежду саамов? Как вы думаете, что обозначают цвета на одежде?

Желтый – цвет солнца.

Белый – цвет снега.

Синий – цвет озер.

Красный цвет огня.

Дети выполняют аппликацию саамской шапочки.

Ведущий:

Прекрасна Севера земля и нераскрытых тайн полна…

Как можно эту землю не любить!

Любите и берегите нашу северную землю!

Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.