Экологический физкультурный досуг
«Экспедиция в тундру»
для детей подготовительной группы
Степанова Снежана Валентиновна,
инструктор по физической культуре МБДОУ № 6,
Марычева Татьяна Георгиевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 6,
г. Заполярный Мурманской обл.
Образовательные области: «Физическое, познавательное и социально-коммуникативное развитие».
Блок «Природно-климатические особенности Мурманской области»
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире природы, особенностях климата Севера, обитателях Арктики и тундры, о коренных жителях края – саами.
2. Формировать интерес и ценностное отношение к природе родного края и занятиям физической культурой, вовлекая детей в творческий процесс передачи разных видов движений.
3. Способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей, овладению основными движениями, развитию физических качеств, воспитанию потребности в движении на основе «мышечной радости».
4. Развивать образно-эмоциональную сферу дошкольников, познание разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр, художественного слова, музыки.
Предварительная работа: рассматривание книг, фотографий, рисунков с животными и птицами Арктики и тундры; беседы, чтение книг, разучивание стихов о животных и птицах Севера.
Материалы и оборудование: 2 тантамарески; вожжи (для упряжки оленей и собак); «сугробы» и «льдины» из бумаги; 5 обручей; маски (волк, белый медведь, сова); 2 «веточки» (корм леммингов); ленточки двух цветов по количеству детей; «удочка» (на конце рыба); «рыба» по количеству детей (для моржей); платочки: белый и чёрный; 2 тележки на колёсах («лодочки»); спортивная форма; повязки с саамскими узорами на голову по количеству детей.
Ход досуга:
Дети входят в зал под «Гимн Мурманской области» (авт. Иван Матрёхин). Дети идут по кругу, затем строятся в шеренгу.
Ведущий: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию к самым далёким уголкам нашего края. А вы знаете, как называется край, в котором мы живём? (Наш край называется Север. Мы живём на Кольском полуострове.)
Ребёнок читает стихотворение:
Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!
Ведущий: Сегодня я предлагаю вам продолжить изучать наш Северный край, и нас ждут интересные встречи. Мы отправимся в тундру и Арктику. Но для начала ответьте на мои вопросы. Ответ надо сказать словами и показать движениями. Какая по продолжительности зима на Севере? Долгая или короткая? (Долгая – руки разводят в стороны).
— А лето какое? (Короткое – руки соединяют вместе).
— Какие снега бывают на Севере? (Глубокие, большие – поднимаются на носочки, руки вверх).
— А какие дуют ветра? (Сильные и слабые – дети дуют сильно и слабо).
— Какие на Севере бывают морозы? (Сильные, крепкие – обхватывают себя руками, «греются»).
— Ну что, не испугаетесь? Тогда в путь!
— Коренные жители Севера – саамы. В старину их называли лопарями. Любили свой край саамы, да и сейчас любят самой верной и преданной любовью. Саамы – прирождённые рыбаки, оленеводы и охотники. Они меткие стрелки.
Ведущий делит детей на команды «оленеводов» и «охотников».
Ведущий: Прежде чем отправиться в тундру, мы сейчас оденемся, как одеваются саамы. Одежду и обувь саамы шьют из шкур оленя. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Ведущий: Посоревнуемся, чья команда быстрее соберётся в путь!
1 ЭСТАФЕТА: «ТАНТАМАРЕСКИ»
Звучит песня «Ловля оленей» (исп. Александр Ядне).
Дети поочерёдно добегают до тантамарески, вставляют голову и руки в прорези и громко называют своё имя.
Ведущий: Вот мы с вами и оделись. Можно отправляться в путь! Расскажите, как саамы передвигаются по тундре? (На санях, которые называются нарты. Они запрягают в них оленей и собак). Вот мы и отправимся дальше на оленьих и собачьих упряжках.
2 ЭСТАФЕТА: «ОЛЕНЬИ И СОБАЧЬИ УПРЯЖКИ»
1-й ребёнок:
В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога –
Гордый северный олень,
Царь всех северных зверей.
2-й ребёнок:
Год от года, век от века
Лайки возят человека.
Лаек в сани запрягают,
И бегут они, и лают.
Ведущий: Давайте посоревнуемся, какая упряжка быстрее.
— Раз, два, три – беги!
Звучит песня «Увезу тебя я в тундру» (исп. группа «Самоцветы»).
Дети парами в вожжах бегут между «сугробами».
Ведущий: Вот мы и добрались до тундры. Здесь пасутся олени: важенки со своими оленятами. Кого называют важенкой? (Оленицу.)
3 ИГРА: «ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА»
На полу лежат несколько обручей-домиков. В каждом из них находится «важенка» и двое «оленят». «Волк» сидит за сопкой (на стульчике).
Под слова ведущего «оленята» и «важенка» выходят из домиков, ходят по тундре наклоняются и едят мох.
Ведущий: Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняют каждому.
Всё, что непонятно.
Топают по снегу
Оленята малые,
Терпеливо слушая
Наставления мамины.
Затем звучит песня «Ярколава» (исп. Валентин Вальгамов), под которую дети свободно бегают. На слова «волк идёт!» они прячутся в домики от «волка».
Ведущий: По какому сигналу надо убегать в домики? (Ответы). Давайте «стрелочкой» выберем «волка».
Дети встают в круг, выбирают «волка». Игра проводится 2-3 раза.
Ведущий: — Волк убежал, а мы с вами отдохнём, погуляем по тундре. Повторяйте за мной слова и показывайте движения.
Ходит солнышко по кругу, | (вращение глазами) |
Дремлет Оленица. | (глаза закрыты) |
Мы идём с тобой по тундре | (открыть глаза) |
Тихо, тихо, тихо. | (ходьба на носках, на месте) |
Мы походим здесь немножко | |
И найдём тропинку, | (наклон вниз) |
Вот сорока на верхушке | |
Клювом чистит спинку, | (посмотреть вверх, повороты головы) |
Весь засыпан снегом лес, | (повороты в стороны, с отводом руки в сторону) |
Здесь по снегу скачет зайка, | (прыжки на месте) |
Там куропаток села стайка, | (махать руками, как крыльями) |
Здесь лисичка за кустом, | (присесть) |
Там в дупле бельчонка дом. | (встать, руки вверх). |
Ведущий: Отдохнули. Отправляемся дальше. Впереди бескрайняя тундра(ведущий смотрит вдаль). Кого вы видите? Кто у нас самый зоркий?
1-й ребёнок: (смотрит, рука «козырьком») Я вижу одного зверька!
У него пушистый мех
Белый с золотистым.
Зарывается он в снег,
Роет норку быстро…
Дети угадывают зверька (Лемминг)
2-й ребёнок: Лемминг – маленький зверёк!
Не мышонок, не хорёк,
Хоть и рыженький бочок,
Всё же он не хомячок.
В тундре каждый год живёт,
Там подземный роет ход.
Ведущий: Лемминги всегда передвигаются стайками. Они очень отважные и, несмотря ни на что, передвигаются через всю тундру. По одному они не бегают. Питаются лемминги корешками, стеблями, веточками и листьями растений.
4 ЭСТАФЕТА: «ЛЕММИНГИ»
Под весёлую музыку дети поочерёдно бегут, образуя «цепочку»: сначала вдвоём, затем втроём и т.д. Последний в цепочке ребёнок берёт «веточку» и передаёт её через всю команду первому ребёнку.
Ведущий: Лемминги побежали дальше по тундре. А я вижу ещё одного северного жителя. А ты, (имя ребёнка), кого видишь?
3-й ребёнок: (смотрит в «бинокль»)
Осторожный, чуткий, смелый,
Зимой ходит в шубке белой.
Шубкою гордится —
Младший брат лисицы.
Дети угадывают зверька (Песец.)
4-й ребёнок:
У песца пушистый хвостик,
Острый глаз и чуткий носик.
А густой и тёмный мех
Белый, как полярный снег.
5 ИГРА: «ОХОТНИКИ-ПЕСЦЫ»
Дети идут по кругу. У детей «леммингов» сзади жёлтые ленточки, у «зайчишек-беляков» — белые. В центре круга – 2 «песца» (капитаны команд).
«Песцы» говорят слова:
Мы охотники-песцы,
Мы лихие молодцы!
Мы хитрее, чем лисица —
Никому от нас не скрыться.
В тундре мы везде шныряем,
Себе пищу добываем,
Ловим леммингов-зверьков
И зайчишек-беляков.
После этих слов «песцы» бегают за «леммингами» и «зайчишками», собирая у них ленточки-хвосты.
Ведущий: Продолжаем нашу экспедицию. Мы уже прошли тундру и добрались до Арктики. Каких животных Арктики вы знаете? (Морж, тюлень, белый медведь).
— Он полярный житель
Льда и снега повелитель.
В белой шубке между льдин
Бродит этот исполин.
Этот зверь похож на глыбу,
Ловко лапой ловит рыбу?
Дети отгадывают загадку (Белый медведь).
6 ИГРА: «БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ»
Игра проводится, как игра «Удочка». «Медведь» (ведущий) стоит в центре круга и ловит «удочкой» «рыбок» (детей). «Рыбки» перепрыгивают через «удочку».
Ведущий: Вот мы с вами у самого северного моря! Как оно называется? (Баренцево.)
— Как здесь холодно!!! (упражнение на релаксацию «Холодно-тепло!»)
— Кто знает загадку про морского жителя?
5-й ребёнок:
У кого есть клыки?
У кого есть усы?
А клыки – не коротки,
А усы его густы.
Не боится холодов,
Плавает в морях средь льдов?
Дети отгадывают загадку (Морж).
7 ЭСТАФЕТА: «ОХОТА МОРЖЕЙ»
«Моржи» «плывут» до рыбы (дети передвигаются по полу на прямых руках, опираясь на кисти рук и не помогая себе ногами), «ловят» её и бегут обратно. Складывают рыбу на «льдины».
Ведущий: Вот как много наловили рыбы наши моржи! Отправляемся в обратный путь. Мы опять в тундре. Кого ещё здесь можно увидеть? (Куропатку, полярную сову) А кого увидел(а) (имя ребёнка)?
6-й ребёнок:
Когти остры, глаза зорки,
Слух у них отменный.
Если мышь услышит в норке,
Схватит непременно.
Дети отгадывают загадку (Сова.)
8 ИГРА: «ПОЛЯРНАЯ СОВА И МЫШИ»
Играть, как в игру «День и ночь». Ведущий показывает платки: белый – день, чёрный – ночь.
Ведущий: Выберем Сову по считалке:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем в Совушку играть!
Перья её пёстрые,
Когти её острые,
Она кружится, летает –
Кого Совушка поймает?
Ведущий: Уже смеркается. И нам пора завершать свою экспедицию. Обратно мы с вами будем возвращаться по морю на лодках.
9 ЭСТАФЕТА: «ЛОДКИ»
Один ребёнок сидит в «лодке» (тележка на колёсах), а другой его везёт в одну сторону. Потом меняются местами и двигаются в обратную сторону.
Ведущий: Вот мы и вернулись! По тундре нагулялись, в Арктике побывали! Вам понравилось? (Ответы). Как много мы узнали в экспедиции про животный мир Севера! Как богат и интересен наш родной край! В следующий раз мы с вами снова отправимся в экспедицию по Северу и увидим ещё много животных и птиц.
До свидания! До новых встреч!