Конспект образовательной деятельности
«В мире бумаги»
Кнауб Марина Петровна,
воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1»,
г. Называевск Омской обл.
Возрастная группа: средняя
Вид детской деятельности (2-3): коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская.
Форма работы: экспериментирование.
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования с бумагой
Задачи с учётом интеграции образовательных областей:
Обучающие:
1. Формировать у детей представления о свойствах и видах бумаги, применении и значении в жизни человека.
2. Совершенствовать навыки умения высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы.
Развивающие:
1.Развивать инициативу и самостоятельность в ходе экспериментирования.
2. Развивать потребность соблюдения чистоты при экспериментировании с бумагой.
3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Воспитывающие:
1. Воспитывать доброжелательность при взаимодействии со сверстниками и взрослым.
Материалы и оборудование:
Мультимедиапроектор.
Виды бумаги:салфетки, цветная бумага, альбом для рисования, картонная коробка, книга, газета, журнал, открытка.
Карточки-символы «Свойства бумаги».
На каждого ребёнка:
Спецодежда для работы в лаборатории (белый халат и шапочка).
Конверты с бумагой для проведения экспериментов, пронумерованные цифрами от 1 до 5. Ножницы, ёмкость с водой, клеёночки, контейнеры для использованной бумаги.
Для самостоятельной работы: бумажная ёлочка, цветные салфетки, доска.
Ход образовательной деятельности:
1. Этап работы: Мотивация детей к деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.
Я пришла к вам в гости не одна, со мной пришли мои старые друзья — помощники. Они пришли ко мне вчера в гости и говорят:
— А почему ты нас с собой в детский сад не приглашаешь? Мы хотим с ребятами поиграть!
— А во что же вы хотите поиграть?
— Это секрет!
— А кто пришёл к вам, вы сейчас угадаете. Для этого я предлагаю всем посмотреть на экран. (Поворачивает детей к экрану. На экране Аристотель и Тюк)
И так, кто же пришёл к нам в гости? (ответы детей)
(Аристотель и Тюк-тюк!)
— Вы уверены?
— Правильно, это Аристотель и Тюк-тюк!
2.Этап работы: Постановка детьми цели предстоящей деятельности
Аристотель и Тюк-тюк живут в бумажной стране, они рассказывают нам свои бумажные истории, но сами ничего не знают о бумаге и её свойствах. Вы готовы им помочь?
Как можно помочь узнать о свойствах бумаги? Что будем делать? (проведём опыты и эксперименты, узнаем что-нибудь новое и интересное, расскажем об этом нашим героям)
3 Этап работы: Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
-Ребята, а у вас в группе есть что-нибудь такое, что сделано из бумаги? Что?
(книги, коробки, журналы)
Воспитатель:
— Посмотрите, ребята (демонстрирует Виды бумаги)
— Салфетки — тонкая бумага. А зачем они нужны?
— Открытки (зачем нужны?)
— Картонные коробки?
— Бумага для рисования и для аппликации?
— Книги, журналы, газеты (зачем?)
Молодцы, вы всю бумагу назвали!
А вы точно знаете, какие предметы сделаны из бумаги, а какие из другого материала? Сейчас проверим!
Игра
Предлагаю встать в кружок и поиграть в игру «Бывает, не бывает». Если предмет сделан из бумаги, мы хлопаем в ладоши. Если предмет не сделан из бумаги, мы топаем ногой. Приготовились?
— Бумажный магнитофон
— Бумажный стол
-Бумажная
книга
— Бумага для рисования
— Бумажный самолётик
— Бумажная ложка
— Бумажный дом?
Решение проблемной ситуации.
— Почему дом не может быть из бумаги? (ответы детей)
— Хорошо! А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы проведём опыты и эксперименты с очень простым предметом — с бумагой, и познакомим наших друзей с её свойствами.
Дети надевают спецодежду и проходят за столы.
Воспитатель:
— Уважаемые коллеги, я поздравляю вас с первым днём юных исследователей!
Прежде, чем начать наши опыты, я хочу напомнить вам правила работы в лаборатории:
Правило №1. В лаборатории нельзя ничего трогать без моего разрешения. Договорились?
Правило № 2. Нельзя брать руки в рот.
Обратите внимание, у вас на столах лежат ножницы и стоят ёмкости с водой, а они не любят, когда с ними балуются и играют.
Это правило №3. Аккуратное обращение с ножницами и водой.
Воспитатель:
— Скажите, ребята, что лежит на ваших рабочих местах (на столах)?
( разные виды бумаги, картон, салфетки, бумага альбомная,…….)
-Как вы думаете, зачем нам нужны эти предметы? Что мы собираемся делать?
(Ответы детей)
(мы будем проводить эксперименты, и рассказывать о свойствах бумаги)
Воспитатель:
— Ребята, а вы знаете, что обычный листок бумаги — это чудесная игрушка. Как красиво он летает, кружится в воздухе. Поднимите над головой листочки бумаги и отпустите их из рук. Посмотрите, как они плавно опускаются, кружатся в воздухе. А как вы думаете, почему бумага плавно падает на стол?
Дети: потому что она лёгкая.
— Лёгкая как что? (как пух, как снежинка, как перо)
Значит можно сделать вывод. Какой?
Вывод: бумага лёгкая как… Ваня, найди на столе символ этого свойства бумаги, и помести на доску.
-Переходим к более серьёзным исследованиям!
Опыт 1.
Воспитатель:
— Найдите конверт с цифрой 1. Посмотрите, что там? (бумага) Какая бумага ? (разноцветная) Возьмите полоску бумаги, которая вам понравилась, и попробуйте её смять. Что вы заметили?
(ответы детей: легко мнётся)
— А какая больше мнётся? Белая или цветная?
Вся бумага мнётся: и цветная, и тонкая,
и гладкая…. Предлагаю распрямить смятую бумагу. Стала ли она такой же красивой,
как была? (Нет)
Вывод: бумага легко мнётся.
Опыт №2.
—Ребята, возьмите конверт с цифрой 2.
Вы заметили, что в нём тоже разные листочки бумаги. Возьмите один листочек бумаги, поднесите его к ушку и попробуйте его помять. Что вы слышите?
Бумага шуршит.
Вывод: бумага издаёт шум, шуршит.
Опыт №3
-Ребята, возьмите конверт с цифрой 3. Что там? А сейчас возьмите листок бумаги, который вам понравился, и попробуйте порвать его. Что можете сказать? (бумага легко рвётся)
Вывод: бумага легко рвётся!
Опыт №4.
— Сейчас откроем конверт с цифрой 4.
Возьмите листок бумаги и ножницы. Разрежьте бумагу. Вся ли бумага режется? (ответы детей)
Вывод: мы выяснили, что бумага легко режется ножницами.
Опыт №5.
— Заглянем в конверт 5. Возьмите листочек бумаги и поместите в ёмкость с водой. Как вы думаете, что произойдёт с бумагой? (ответы детей)
— Достаньте свои бумажки из воды и положите на клеёночки. Потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая)
Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему?
Дети: бумага размокла и расползлась.
Вывод: бумага намокает в воде и расползается, она не прочная.
4 Этап работы: Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
Ребята, а что можно изготовить из бумаги своими руками? (ответы детей)
Посмотрите, какая красивая ёлочка, Скоро праздник Новый год, а ёлочка не нарядная.
Предлагаю вам украсить ёлочку цветными шариками из мятой бумаги (из салфеток)
5 Этап работы: Подведение итогов обсуждение результатов
— Ребята, удалось ли нам рассказать Аристотелю и Тюк -тюку о свойствах бумаги?
Какими свойствами обладает бумага? (ответы детей с опорой на схемы)
— Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
— Какое задание больше всего понравилось? Почему?
Аристотель и Тюк-тюк говорят вам : Спасибо!
Но не прощаются с вами.
А чтобы вам лучше запомнилась наша встреча, они дарят вам книжки.
— Из какого материала они изготовлены?.
Спасибо! Мне было очень приятно с вами работать!