В мире бумаги

Конспект образовательной деятельности

«В мире бумаги»

Кнауб Марина Петровна,

воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1»,

г. Называевск Омской обл.

Возрастная группа: средняя

Вид детской деятельности (2-3): коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская.

Форма работы: экспериментирование.   

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования с бумагой

 Задачи с учётом интеграции образовательных областей:

Обучающие:

1. Формировать у детей представления  о свойствах и видах бумаги, применении и значении в жизни человека.

2. Совершенствовать навыки умения высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы.

Развивающие:

1.Развивать инициативу и самостоятельность в ходе экспериментирования.

2. Развивать потребность соблюдения чистоты при экспериментировании с бумагой.

 3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитывающие:

1. Воспитывать доброжелательность при взаимодействии со сверстниками и взрослым.

Материалы и оборудование:

Мультимедиапроектор.        

Виды бумаги:салфетки, цветная бумага, альбом для рисования, картонная коробка, книга, газета, журнал, открытка.

Карточки-символы «Свойства бумаги».

На каждого ребёнка:

Спецодежда для работы в лаборатории (белый халат и шапочка). 

Конверты с бумагой для проведения экспериментов, пронумерованные цифрами от 1 до 5. Ножницы, ёмкость с водой, клеёночки, контейнеры для  использованной бумаги.  

Для самостоятельной работы: бумажная ёлочка, цветные салфетки, доска.

Ход образовательной деятельности:

1. Этап работы: Мотивация детей к деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.

 Я пришла к вам в гости не одна, со мной пришли мои старые друзья — помощники. Они пришли ко мне вчера в гости и говорят:

— А почему ты нас с собой  в детский сад не приглашаешь? Мы хотим с ребятами поиграть!

— А во что же вы хотите поиграть?

— Это секрет!

— А кто пришёл к вам, вы сейчас угадаете. Для этого я предлагаю всем  посмотреть на экран. (Поворачивает детей к экрану. На экране Аристотель и Тюк)

И так,  кто же пришёл к нам в гости? (ответы детей)

(Аристотель и Тюк-тюк!)

— Вы уверены?

 — Правильно, это Аристотель и Тюк-тюк!

2.Этап работы: Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Аристотель и Тюк-тюк живут в бумажной стране, они рассказывают нам свои бумажные истории, но сами ничего не знают о бумаге и её свойствах. Вы готовы им помочь?

 Как можно помочь узнать о свойствах бумаги? Что будем делать? (проведём опыты и эксперименты, узнаем что-нибудь новое и интересное, расскажем  об этом нашим героям)

3  Этап работы: Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

-Ребята, а у вас в группе есть что-нибудь такое, что сделано из бумаги? Что?

(книги, коробки, журналы)

Воспитатель:

— Посмотрите, ребята (демонстрирует  Виды бумаги)

— Салфетки — тонкая бумага. А зачем они нужны?

— Открытки  (зачем нужны?)

— Картонные коробки?

— Бумага для рисования и для аппликации?

— Книги, журналы, газеты (зачем?)

Молодцы, вы всю бумагу назвали!

А вы точно знаете, какие предметы сделаны из бумаги, а какие из другого материала? Сейчас проверим!

Игра

Предлагаю встать в кружок и поиграть в игру    «Бывает, не бывает». Если предмет сделан из бумаги, мы хлопаем в ладоши. Если предмет не сделан из бумаги, мы топаем ногой.  Приготовились?

— Бумажный магнитофон

— Бумажный стол

-Бумажная книга
— Бумага для рисования

— Бумажный самолётик

— Бумажная ложка

  — Бумажный дом?

Решение проблемной ситуации.

— Почему дом не может быть из бумаги? (ответы детей)

— Хорошо! А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы проведём опыты и эксперименты с очень простым предметом — с бумагой, и познакомим наших друзей  с её свойствами.

Дети надевают спецодежду и проходят за столы.

Воспитатель:

— Уважаемые коллеги, я поздравляю вас с первым днём юных исследователей!

Прежде, чем начать наши опыты, я  хочу напомнить вам правила работы в лаборатории:

Правило №1. В лаборатории нельзя ничего трогать без моего разрешения. Договорились?

Правило № 2.  Нельзя брать руки в рот.

Обратите внимание, у вас на столах лежат ножницы и стоят ёмкости с водой, а они не любят, когда с ними балуются и играют.

 Это правило №3. Аккуратное обращение с ножницами и водой.

Воспитатель:

— Скажите, ребята, что лежит на ваших рабочих местах (на столах)?       

( разные виды бумаги, картон, салфетки, бумага альбомная,…….)

-Как вы думаете, зачем нам нужны эти предметы? Что мы собираемся делать?

(Ответы детей)

(мы будем проводить эксперименты,  и рассказывать о свойствах бумаги)

Воспитатель: 

Ребята, а вы знаете, что обычный листок бумаги — это чудесная игрушка. Как красиво он летает, кружится в воздухе.  Поднимите над головой листочки бумаги и отпустите их из рук. Посмотрите, как они плавно опускаются, кружатся в воздухе. А как вы думаете, почему бумага плавно падает на стол? 

Дети: потому что она лёгкая.

— Лёгкая как что? (как пух, как снежинка, как перо)

Значит можно сделать вывод. Какой?

 Вывод: бумага лёгкая как… Ваня, найди на столе  символ этого свойства бумаги, и помести на доску.

-Переходим к более серьёзным исследованиям!

Опыт 1.

 Воспитатель:

— Найдите конверт с цифрой 1. Посмотрите, что там? (бумага) Какая бумага ? (разноцветная) Возьмите полоску бумаги, которая вам понравилась, и попробуйте её смять. Что вы заметили?

(ответы детей: легко мнётся)

—  А какая больше мнётся? Белая или цветная?
Вся бумага мнётся: и  цветная, и тонкая, и гладкая…. Предлагаю распрямить смятую бумагу. Стала ли она такой же красивой, как была?  (Нет)

Вывод: бумага легко мнётся.

Опыт №2.

Ребята, возьмите конверт с цифрой 2.

Вы заметили, что в нём тоже разные листочки бумаги. Возьмите один листочек бумаги, поднесите его к ушку и попробуйте его помять. Что вы слышите?

Бумага шуршит.

 Вывод: бумага издаёт шум, шуршит.

Опыт №3

-Ребята, возьмите конверт с цифрой 3. Что там? А сейчас возьмите листок бумаги, который вам понравился, и попробуйте порвать  его. Что можете сказать? (бумага легко рвётся)

Вывод:  бумага легко рвётся!

Опыт  №4.

— Сейчас откроем конверт с цифрой 4.

Возьмите листок бумаги и  ножницы. Разрежьте бумагу. Вся ли бумага режется? (ответы детей)

Вывод: мы выяснили, что бумага легко режется ножницами.

Опыт №5.

— Заглянем в конверт 5. Возьмите листочек бумаги и поместите в ёмкость с водой. Как вы думаете, что произойдёт с бумагой? (ответы детей)

— Достаньте свои бумажки из воды и положите на клеёночки. Потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая)

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему?

Дети: бумага размокла и расползлась.

Вывод: бумага намокает в воде и расползается, она не прочная.

4   Этап работы: Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Ребята, а что можно изготовить из бумаги своими руками? (ответы детей)

Посмотрите, какая красивая ёлочка, Скоро праздник Новый год, а  ёлочка не нарядная.

Предлагаю вам украсить ёлочку цветными шариками из мятой бумаги (из салфеток)

5  Этап работы: Подведение итогов обсуждение результатов

— Ребята, удалось ли нам рассказать Аристотелю и Тюк -тюку о свойствах бумаги? 

Какими свойствами обладает бумага? (ответы детей с опорой на схемы)

— Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

— Какое задание больше всего понравилось? Почему? 

Аристотель и Тюк-тюк говорят вам : Спасибо!

Но не прощаются с вами.

 А чтобы вам лучше запомнилась наша встреча, они дарят вам книжки.

— Из какого материала они изготовлены?.

Спасибо! Мне было очень приятно с вами работать!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.