Конспект образовательной деятельности
«Я один у мамы сын»
(по произведению Валентины Александровны Осеевой «Сыновья»)
Малыхина Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Цель: формировать у детей навыки воспринимать литературный текст, осмысливать события рассказа с помощью технологии продуктивного чтения-слушания.
Задачи: — способствовать правильной оценке нравственных поступков литературных героев;
— обогащать активный словарь детей, умение строить сложноподчиненные предложения, подбирать слова-определения;
— воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, желание ей помогать.
Дети и воспитатель стоят в кругу
Воспитатель и дети:
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся,
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем
Воспитатель: А теперь скажите
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно приголубит,
Не смыкая ночью глаз,
Все заботится о вас?
Конечно же, это мама
Паша, ты для мамы кто?
Сын.
Как можно сказать по-другому, ласково?
Сынок, сыночек
Соня, все наши мальчики для мам кто?
Сыновья
Воспитатель: вот сегодня мы и поговорим о мамах и сыновьях. Валентина Александровна Осеева написала интересный рассказ, который называется «Сыновья».
Дети присаживаются на стульчики, воспитатель читает рассказ
Беседа по содержанию текста:
— понравился вам рассказ и почему?
— о ком говорили женщины? (о сыновьях)
– а где они вели беседу? (у колодца)
– что сказала первая женщина о своём сыне? (мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит)
– что значит, ловок и силён? (быстрый, ловкий, сильный, никто с ним не справится)
– что рассказала о своём сыне вторая женщина? (поёт, как соловей).
— как вы, ребята, понимаете выражение «поёт, как соловей»?(громко, звонко, голосисто, красиво)
– какие слова произнесла третья женщина о своём сыне? (ничего в нём особенного нет)
— расскажите, как женщины шли обратно с полными вёдрами воды? (вода плещется, руки болят, спину ломит)
– как это спину ломит (болит, ноет)
– и вот на встречу…сыновья
Воспитатель поочередно выставляет иллюстрации с изображением мальчиков
— что делал первый мальчик?
– как вёл себя второй мальчик?
– поведение третьего, помните?
– о чём спросили женщины старичка? ( ну, что, каковы наши сыновья?).
– что ответил старичок? (а где же они? Я вижу только одного сына)
-посмотрите, перед нами три сына, а старичок сказал, что видит только одного, почему он так сказал?)
Ответы детей:
Воспитатель: — о ком думали первые два мальчика? (они думали о себе, хвастались своими успехами)
– а разве плохо уметь крутить колесо, петь, как соловей?
Ответы детей:
Воспитатель: — конечно, это хорошо, но мальчики не сделали самого главного. Чего они не сделали?
Ответы детей:
Воспитатель: — что можно рассказать о третьем мальчике, какой он? (сильный, скромный, заботливый, внимательный).
Воспитатель: — художник изобразил не только сыновей, но и написал портреты их мам. Посмотрите внимательно и скажите, которая из них мама третьего мальчика? Почему вы так решили? Как она выглядит? (счастливой, красивой, молодой, веселой).
Какие лица у мам других мальчиков? (грустные, уставшие)
Почему?
Воспитатель: — но мамы все равно радовались, они даже гордились своими сыновьями. Потому что мамы, какие?
Ответы детей:
Воспитатель: — мамы все добры к детям, гордятся успехами и достижениями своих детей, несмотря ни на что. Какой бы вы хотели видеть свою маму, что для этого надо делать?
Ответы детей:
Физкультурная минутка
Дружно маме помогаем, Пыль повсюду вытираем,
Мы бельё теперь стираем,
И полощем, отжимаем,
Подметаем все кругом,
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем
Воспитатель приглашает детей к мольберту и рисует схематично лицо ребенка, лицо мамы и ладонь.
Воспитатель: предлагаю вам поиграть и рассказать, почему вы помогаете маме.
Дети по схеме рассказывают «Я мамин помощник, потому что…»
Воспитатель: я, думаю, что вы хорошие помощники, мама будет довольна.
Воспитатель показывает детям цветные ладошки: с одной стороны красного цвета, с другой синего цвета
Воспитатель: сейчас я буду зачитывать короткие истории о разных поступках мальчиков. Если вы решите, что малыш поступил правильно, поднимете ладошку какого цвета? И, наоборот, если вы думаете, что он совершил плохой поступок, то покажите ладошку уже какого цвета?
Воспитатель зачитывает истории нравственных поступков детей, дети оценивают цветными ладошками
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу
Маму я не разбужу
Воспитатель: — а что вы делаете, когда мама отдыхает?
Брошен небрежно,
На спинку кровати
Старый, потрепанный
Мамин халатик.
Я подаю его
Бережно маме,
А почему?
Догадайтесь сами
Воспитатель: — вы догадались?
Я гоняю мяч,
По всей квартире:
Вправо-влево, вверх-вниз.
Вот уже он на столе –
Скатерть, ваза на ковре…
Воспитатель:
— Подскажите мальчику, где можно играть в мяч?
У меня сегодня,
Было очень много дел:
Дом из кубиков сложил,
А потом их развалил,
Книжки с полки притащил,
И порвал одну из них.
А потом пошел к друзьям
Игрушки, книжки мама уберет и без меня
Воспитатель: — прежде чем пойти к друзьям, что нужно было сделать?
Я не знаю, как мне быть,
Начал старшим я грубить.
Скажет мама: дверь открыта!
Притвори её, герой!
А я в ответ сердито отвечаю:
Сама закрой!
Воспитатель: — как бы вы ответили на просьбу мамы?
Дома я один бываю,
Но без дела не скучаю:
Вырезаю из бумаги
Самолеты, звезды, флаги,
А, ещё моделирую ракету
Воспитатель: — Чем вы занимаетесь, когда остаетесь одни?
Что за вой, что за рёв?
Там, не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка –
Это Саня рёвушка!
Не хочу, не буду
Уу – уу – уу…
Воспитатель: — Что посоветуйте капризуле-мальчику?
Мы с дедом красим сарай,
Мы встали с ним чуть свет.
Ну, наконец, сарай готов.
И, все, конечно, рады –
Я всегда готов помочь
И дедушке, и маме.
Воспитатель: — кто готов помогать взрослым и как?
Я за вас очень рада. Будем делать хорошо и не будем плохо.
Воспитатель предлагает игру «Шкатулка волшебных слов»
Воспитатель: — давайте подберём для мамы самые нежные, самые ласковые слова.
Перед вами шкатулка и сердечки. Перед тем, как положить сердечко в шкатулку, вы должны сказать: «Моя мама самая…»
Дети подбирают слова-определения, к слову, мама и кладут сердечко в шкатулку
Воспитатель: — молодцы! Целую шкатулку собрали слов-сердечек для наших мам. Им будет очень приятно, если эти слова вы будете говорить как можно чаще. Мамочки будут сиять от радости и счастья, будут молодыми и красивыми.