Закаливающие процедуры после сна в ясельной группе

Из опыта работы

«Закаливающие процедуры после сна в ясельной группе»

 

Мосиенко Елена Юрьевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

 г. Новосибирск

Воздушное закаливание

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Он попадает в новую обстановку, в которой чувствует себя дискомфортно, что отражается на его настроении и поведении. В первое время пребывания малыша в детском саду осложняется поведенческая реакция, нарушаются сон, питание, коммуникативность, что в конечном счете отрицательно сказывается на его состоянии здоровья. Поэтому нельзя недооценивать важность проведения закаливающих процедур с детьми второго года жизни.

Здесь также не следует стремиться к проведению специальных закаливающих процедур. Важно помнить об их регулярности и игровой форме проведения. Так, например, при мытье рук читают потешку «Водичка, водичка… ». Задача воспитателя – с самого раннего возраста учить малышей самим видеть необходимость выполнения тех или иных действий, в данном случае – гигиенических. Необходимо помнить, что нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны доставлять ему радость и удовольствие.

Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры. Особо эффективны занятия физкультурой на свежем воздухе. Одной из нетрадиционных форм закаливания является пальчиковая гимнастика, которая благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения данного вида закаливания не только развлечет малышей, но и будет способствовать формированию их представлений об окружающем мире. Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения.

Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

— сон на открытом воздухе;

— прогулки на свежем воздухе;

— воздушные ванны.

 Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания. Воздушные ванны — ценные закаливающие мероприятия, которые проводятся при температуре воздуха в помещение 19-22 градуса. Затем путем проветривания понижают до 18 градусов один раз в день. Первоначальная продолжительность воздушных ванн 5 минут, затем увеличивается до 30 минут. Детки одеты в майки и трусики. Воздушные ванны проводятся 1 раз в день. Закаливания начинается с пробуждения. Регулярное закаливание и помогает укрепить повысить иммунитет у детей. Воздушное закаливание наиболее эффективно при движении детей.

— Гимнастика пробуждения «Солнышко проснулось, потянулось». Детки в кроватках делают гимнастику (подтягивание рук и ног, круговые движения).

— Легкий массаж «Веселые ручки, резвые ножки» («Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь) – (развитие внимания, умение действовать согласованно) .

Дыхательная гимнастика обладает превосходным закаливающим и лечебно- профилактическим действием, предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические, способствует очищению слизистой дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от микробной флоры, обеспечивает дренаж бронхов. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, что способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.

— Дыхательные упражнения «Ветерок», «Пузыри» (сначала необходимо расслабиться, начинать потихоньку вдыхать воздух, глубокий вдох-задержка-выдох: Струя воздуха идёт через приоткрытый рот — задержка, повторить упражнение несколько раз),

— «Найди свой носик» (дети показывают свой носик взрослому) — «Носик поет песенку» (ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.)

 — Закаливающие упражнения: дети выходят в группу под музыкальное сопровождение и проходят босиком в обычных условиях, по ребристым и пуговичным дорожкам с произвольными движениями рук (подтягивание рук вверх, в стороны и т.д.), упражнения по профилактике плоскостопия.

— Самомассаж (поглаживание ладошек, коленей, локтей, живота).

После всех мероприятий детки обучаются и проходят в ванную комнату.

 – Обширное умывание. Ребёнок должен:

  • открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Игры с водой — одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям: 1. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон. 2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения. 3. Совершенствование вегетососудистой реакции у детей — повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течение дня). 4. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья. 5. Динамика заболеваемости у детей: уменьшение числа часто болеющих детей, число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка, сокращение длительности одного заболевания (в днях), число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.