Из опыта работы
«Цветотерапия: инновационная здоровьесберегающая технология»
Лобанова Ольга Михайловна,
воспитатель МБДОУ N 7,
г. Апатиты Мурманской обл.
Аннотация: В статье подробно рассматривается цветотерапия как передовая методика для поддержания здоровья и благополучия детей в дошкольных учреждениях. Автор убедительно доказывает необходимость использования этого метода для обеспечения эмоционального равновесия и гармонии у малышей.
Ключевые слова: здоровьесбережение, цветотерапия, эмоциональное благополучие.
Одной из важнейших задач в области воспитания и образования является обеспечение здоровьесберегающей среды для дошкольников. Эта проблема требует постоянного внимания со стороны педагогов, которые постоянно ищут новые, более эффективные методы и средства для достижения этой цели
. Цветотерапия — инновационный метод в современном дошкольном образовании, цель которого — сохранить эмоциональное благополучие детей.
Цветотерапия известна еще с древних времён — наши предки разработали алгоритмы лечения цветом.
Согласно теории цветоведения основными цветами являются синий, желтый и красный. Путем смешивания этих цветов возникают дополнительные оттенки, воздействие каждого из них сказывается эмоциональном состоянии ребенка.
Применяя цветотерапию в условиях дошкольных образовательных учреждений, педагоги меняют предметно – пространственную среду. Так, теплая цветовая гамма, используемая для оформления стен помещения, способствует комфортному пребыванию детей в замкнутом пространстве. Разделение группы на зоны с использованием различных цветов помогает организовать пространство и стимулирует развитие детей.
Необходимо помнить, что зеленый цвет благоприятно воздействует при симптомах переутомления и нервного напряжения, однако при избытке этого оттенка может возникнуть головная боль и тоска. Для достижения таких эффектов, как успокоение и уменьшение тревожности, целесообразно использовать фиолетовую, голубую и синюю цветовые гаммы. А вот применение оранжевых и красных тонов может помочь, когда ребенку трудно успокоиться самостоятельно.
Опыт работы с младшими дошкольниками позволяет предложить несколько действенных приемов цветовой терапии. Рассмотрим их.
Использование цветовой медитации
Дети лежат на ковре, закрыв глаза и представляя, что вся их группа стала зеленого цвета. Если воспитанникам трудно визуализировать цвет, они могут найти его среди окружающих предметов и просто думать о «таком же цвете», не открывая глаза. Погружение в этот опыт занимает 5 — 10 минут.
Применение цветной воды
При проведении этого приёма цветотерапии используется зеленая цветная подставка, на которой установлен прозрачный стакан с чистой водой. Детям предлагается попробовать «цветную воду» медленно, небольшими глотками, чтобы насладиться всеми благотворными свойствами данной процедуры.
Использование цветных полотен
Это применение прозрачных тканей с яркими и пастельными цветами, которые привлекают внимание и приглашают детей укутаться в них, исследуя сквозь ткань пространство вокруг себя. Такой опыт способствует терапевтическому воздействию на эмоциональный фон детей. Например, для гиперактивного малыша можно предложить путешествие по волшебной голубой стране, обернувшись в нежно голубое полотно.
Резюмируя, отметим, что цвета играют важную роль в создании комфортной образовательной среды, оказывая значительное влияние на эмоциональное состояние детей и повышая эффективность воспитательно-образовательного процесса. Важно помнить об индивидуальных предпочтениях и особенностях каждого ребенка при выборе цветовой палитры, чтобы достичь наилучших результатов в воспитании и обучении.
Список информационных ресурсов:
- Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г. Э. Бреслав. — СПб.: Б.&К., 2000. — 212 с.