Познавательный, творческий проект
«День горняка!»
Александрова Нина Юрьевна,
Азаренко Оксана Васильевна,
воспитатели МАДОУ № 16,
г. Кировск Мурманской обл.
Участники проекта: Воспитатели, воспитанники и родители разновозрастной группы «Непоседы».
Срок реализации проекта: с 23.08- 2.09.2022г.
Тип проекта: среднесрочный
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий.
Актуальность проекта:
«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:
Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр
Автомеханик, финансист и менеджер и визажист…
И ты скорее подрастай, профессией овладевай,
Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить».
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых одна из важных задач социализации ребёнка. Знакомство детей с профессиями родителей расширяет кругозор детей, общую осведомленность об окружающем мире, о значении профессионального труда для развития родного края, формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. В нашем регионе проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Существует проблема игнорирования вопросов раннего профориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе. Создавшаяся ситуация заставила по новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Проект «День Горняка!» направлен на работу по воспитанию у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
У каждого есть свой родной край, где он живет, работает, учится. Каждый край чем-то знаменит. Главное богатство г. Кировска – Апатит. Наш город — Кировск, находится у подножья гор Хибины, и родители наших воспитанников работают на Рудниках, занимаются добычей руды. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессии способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.
Для получения положительного результата работы считаем необходимым создание следующих условий:
-организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно- ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;
-сотрудничество всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей). Задачи проекта «День Горняка!» решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей.
Цель проекта формирование представлений о мире горных профессий, пополнить знания старших дошкольников о профессиях горнодобывающего предприятия, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к профессии.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с крупнейшими месторождениями камня (Апатит)
2. Формировать познавательный интерес к малой родине, природным богатствам родного края, посредством расширения знания о главном богатстве Мурманской области — руде, и людях её добывающих.
3. Формировать у детей знания об общественной значимости труда горных работников, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда горняка с другими профессиями.
4. Воспитывать положительное отношение и уважение к профессии горняков, гордости за своих родителей, работающих на рудниках, желание в будущем посвятить себя работе на горнодобывающем предприятии.
Объединить усилия педагогов, родителей при организации работы по ранней профориентации дошкольников.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
-развитие игровой деятельности детей;
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие»:
-развития у детей познавательных интересов;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-приобщение к словесному искусству (стихи, загадки, рассказы, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса);
-развитие продуктивной деятельности детей;
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству.
Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
-развитие всех компонентов устной речи детей (грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм), формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи образовательной области «Физическое развитие»:
-сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
-развитие интереса к участию в подвижных играх и спортивных, физических упражнений, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Основные формы реализации проекта:
Экскурсии, образовательная деятельность, игры, беседы, чтение, заучивание, досуги, праздники, развлечения, консультации для родителей, памятки, сотрудничество с разными организациями, совместная деятельность, выставки.
Реализация проекта.
Этапы:
1 этап – подготовительный (с23.08.22г. по 24.08.22.)
Создание условий для реализации проекта.
2 этап – основной (с 24.08.22. по 30.08.22.)
Реализация системы содействия развитию знаний детей о профессии шахтер.
3 этап – итоговый (с 31.08.22г. по 2.09.22г.):
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.
Обобщение материала проекта.
Мероприятия по реализации проекта в работе с детьми:
Основные формы образовательной деятельности:
Беседа «Апатит – наше богатство».
Беседа «Кто работает в горе».
Беседа «Профессия горняк».
Беседа «Труд горняка».
Рассказ воспитателя о горнорабочих города Кировска.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Тема: «Кировск- любимый край» — занятие.
Тема: «Труд шахтеров» — занятие.
Тема: «Апатит богатство нашего края» — занятие.
Экскурсия в музей детского сада: «Хибиногория».
Игра-викторина — «знатоки горного дела».
Творческая мастерская.
Рисование «Горная техника», «Мастера горного дела».
Конструирование «вагоны для руды».
Коллективная работа «Поздравление горнякам!»
Виртуальные экскурсии «все профессии важны», просмотр видеороликов «трудовые будни шахтеров».
Встреча с отцами, работающими на предприятии города, их рассказы о своих профессиях.
Просмотр мультфильмов.
Презентация – «Профессия- Горняк!».
Чтение художественной литературы:
Куприн А.И. «В недрах земли», М.Коршунов «Рассказы старого шахтера».
Сюжетно-ролевые игры: «Погрузка руды».
Разучивание стихов, поговорок, песен посвященных шахтерскому труду.
Участие в конкурсе чтецов «Поздравь горняка!» (Стали победителями 1,2 места)
Загадывание загадок.
Раскрашивание раскрасок.
Исследовательская деятельность «В поиске камня»
Дидактические игры «Собери горняка», «Кому, что нужно для работы» и т.д.
Спортивные эстафета: «Шахтёрский туннель», «Перевези руду», «Я скажу, вы сделаете!», «Шахтерская разминка».
Ожидаемый результат:
Дети имеют представления:
о роли труда горняков;
о разнообразии горных профессий;
о роли современной техники в трудовой деятельности горняка;
обобщенное представление о связи труда людей разных профессий;
о разработке шахты;
о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда;
воспринимают трудовой процесс дифференцированно;
умеют строить схематическую (и мысленную) модель трудового процесса;
соотносят результаты труда, набор трудовых процессов с названием профессии;
пользуются речью, как доказательством суждений о видах труда, профессиях;
используют предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
переносят знания о взаимоотношениях в труде на детскую деятельность;
знают стихи, загадки на горную тематику;
проявляют активность в различных играх, испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку.
Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей нравственно — патриотических качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «День Горняка» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об конкретно-наглядных представлений о мире горных профессий, пополнить знания старших дошкольников на профессии горнодобывающего предприятия, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к профессии.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям этой профессии, но и способствует формированию у детей знания об общественной значимости труда работников, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда горняка, и с другими профессиями. Воспитывает положительное отношение и уважение к профессии горняков, гордости за своих родителей, работающих на рудниках, желание в будущем посвятить себя работе на горнодобывающем предприятии.
Мы живем в городе Кировске, который находится у подножья гор и многие родители воспитанников работают на рудниках, занимаются добычей руды. Поэтому, ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессии способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.