Дидактические игры на различение цвета

Методическая разработка

«Дидактические игры на различение цвета»

Кушхова Елена Анатольевна,
воспитатель МБДОУ «Ромашка»,
ЯНАО, г. Ноябрьск

Воздушные шары

Дидактическая задача: Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.

Словарь: названия шести цветов спектра  —  «красный»,   «оранжевый»,   «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

 Материал: Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15; (0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики.

Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После того двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит:« Вот как у Тани хорошо получилось — синий шарик привязан к синей ниточке» и т. п. Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.

Спрячь мышку

   Дидактическая задача. Закреплять у детей представления о шести цветах. Словарь тот же, что в предыдущем задании.

   Материал. Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20×15 см), посередине белый квадрат (8 х8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы (10×10 см), большая мягкая игрушка — кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера цветные листы 10×8см, белые квадраты на них 5×5 см, цветные квадраты бхб см (цв. табл. 12).

 Руководство. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку»: «Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку». Вызывает по очереди трех детей и предлагает им «закрыть окошко» (прикалывает булавками цветные квадраты), выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто-либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления. «Теперь никто не видит окошки?» Достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей»: «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку.

Детям раздается по одному листочку — «мышкиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносиках, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки».

Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Воспитатель крадущимся шагом с кошкой в руках проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

В конце игры подводится итог: «Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись (указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек».

При повторном проведении игры детям раздается по три «домика». Сидящим рядом детям даются листочки разных цветов.

Подбери по цвету

 Вариант 1

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Материал. У каждого ребенка карточка (30×2 0 см ), разделенная на шесть клеток (10×10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек — по одному каждого цвета (цв. табл. 13)

Руководство. Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это — что? (Показывает красную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом.)» Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает. «Они совсем одинаковые? А в чем разница? Правильно, одна из них синяя, а другая — красная, они отличаются по цвету». Так же выясняются цвета остальных игрушек.

«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладывает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделывает с синей машиной.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат работы.

 Вариант 2

Дидактическая задача. Та же, что и в первом варианте.

Материал. Кукла.

Раздаточный: те же карточки-«коврики», по две игрушки-силуэта каждого цвета, в том числе одинаковые игрушки разных цветов и разные игрушки одного цвета (цв. табл. 13). Кроме картона, следует использовать и другие материалы (плотную ткань, пластмассу, пластилин и т. д.).

Руководство. Воспитатель напоминает детям, что они уже один раз играли в игру «Подбери по цвету». «Сегодня у вас такие же коврики, только больше игрушек, которые надо спрятать. На каждой клеточке спрячется по две игрушки. Подберите сначала красные игрушки и положите на красную клеточку, потом — оранжевые и так все остальные. Когда вы закончите, мы с куклой Таней посмотрим, как вы подобрали игрушки».

В конце игры кукла Таня объясняет: «Сегодня вы

подбирали игрушки по цвету, хотя они были совсем разные и из разного материала. Все очень хорошо играли, только сначала некоторые ребята ошибались, но потом они тоже все сделали правильно».

Лебедушка

Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет — признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра.

Материал. Разноцветные кружки (диаметр 2 см) , черный лист бумаги, кисточка, салфетка для клея на каждого ребенка. Баночка с клеем на каждый стол.

Руководство. Воспитатель раздает детям материалы для аппликации. Затем читает народную песенку «Лебедушка»:

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На траву водичку стряхивает.

Прослушав песенку, дети выполняют аппликацию: наклеивают кружки синего, белого, зеленого цветов на бумагу черного цвета.

Воспитатель  объясняет,   что  лебедушка  белая, реченька синяя, травка зеленая, показывает детям рисунок, иллюстрирующий прочитанный поэтический текст. «Мы сейчас с  вами  тоже  сделаем интересную  картинку,  —  говорит воспитатель, — будем наклеивать кружки такого цвета,  о котором говорится в песенке (показывает образец). Речка, травушка, лебедушка обозначены у нас кружками разного цвета. Подумайте и скажите, какого цвета бывает речка. Правильно, синяя. Поэтому мы сделаем ее из кружков синего цвета. Посмотрите (показывает образец), кружочки наклеены в ряд, получилась дорожка из синих кружочков — это речка, «по реченьке лебедушка .плывет». Кто скажет, какого она цвета? Правильно, белая — «белым крылышком помахивает». Белый  кружочек  положим  над  дорожкой-речкой  вот  так (показывает).  Кто  скажет,  какого  цвета  надо  взять кружочки для травки? Правильно, зеленые (показывает, что кружочки зеленого цвета надо положить  под кружочками синего цвета) ».

После объяснения воспитателя дети самостоятельно выполняют задание.

Взрослый предлагает еще раз посмотреть на образец правильно разложить все кружки на бумаге и наклеить их.

Примечание. Чтобы у детей не закреплялась однозначная связь цвета с определенным предметом, при повторном проведении упражнения необходимо менять предметы. Так, если синий цвет обозначает в данном случае речку, то в другом он может обозначать василек и т. п.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.