Методическая разработка
«Эффективные методы и приемы организации
детской деятельности в группе от 6 месяцев до 1,5 лет«
Потапова Анна Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 13,
г. Мурманск
Выбор методов и приемов работы воспитателя с детьми раннего возраста определен основными линиями развития ребенка. Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы педагога. Прежде всего это развитие предметной деятельности, поскольку данная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений:
Во-первых, это развитие культурно-нормированных и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, капать совочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы и т.д. Мы помогаем ребенку постепенно присвоить смысл этих простых действий. Для решения этой задачи приучаем ребенка к самообслуживанию: показываем, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, проситься на горшок и многое другое. Поэтому уход за ребенком и приучение его к опрятности проходит красной линией через всю образовательную деятельность.
Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребенок раннего возраста мыслет, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму, размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки: вкладыши, пирамидки, простые матрешки, башенки, шарики с лабиринтами и т.д.
Играя с ними,малыш решает самые настоящие многочисленные задачи.Здесь главная задача состоит не в том,чтобы показать правильный способ действия,а в том,чтобы вызвать и поддержать познавательную активность,заинтересовать малыша.
Еще одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Известно, что деятельность ребенка до двух лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, для них результат еще не имеет значение. И только к трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате, и это представление начинает мотивировать действия ребенка. И пока наши детки малы, наша задача- помогать маленькому ребенку “удерживать” цель, довести действие до конца. Для этого можно использовать конструкторы с крупными деталями, игрушки, фигурные пирамидки, из которых нужно собрать какой- либо предмет.
Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребенка. Маленькие дети еще не умеют действовать совместно;игрушки и действия с ними полностью забирают внимание малыша,они не могут при этом ориентироваться на действия партнера,учитывать чужие желания.Поэтому у каждого ребенка должна быть своя игрушка в руках и собственные способы действия с ней.И только тогда ребенок научиться сосредотачиваться и концентрироваться на предмете.Это очень важное и ценное состояние.
Другой важно и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, проходит именно в этот преиод-от года до трех. Речь у маленького ребенка возникает и превоначально функционирует в процессе общения со взрослым. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Поэтому мы создаем речеподражающие ситуации, которые пронизывают всю деятельность ребенка и непосредственный уход за ним.
Второй важной линией речевого развития является накопление пассивного словаря. Неоценимую роль в этом играет литература. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки.
В раннем возрасте возникает еще одна важнейшая функция речи- регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова взрослого. Действие по инструкции. Для каждого ребенка мы подбираем определенный уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Например, положить игрушку в коробу, поставить чашку на стол и т.д.
Развитию игровой деятельности воспиатель также уделяет большое внимание. Маленького ребенка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который не только передает им необходимые способы игровых действий, но и “заражает” их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Поэтому большая часть времени с детками проводится на полу. Тем самым обеспечивается визуальный и тактильный контакт с ребенком.
Еще одна важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка в нашей группе- это взаимодействия и взаимоотношения ребенка со сверстниками. Конечно же потребеность в сверстнике у деток нашей группы крайне низкая. Они еще просто малы. Но мы приучаем детей обращать внимание на состояние другого ребенка. Например, если кто- то из деток спит, то объясняем, что не надо рядом с ним громко кричать, жестами показываем, что надо быть по-тише. Приучаем детей играть с малышами. Например, подать игрушку, не отнимать игрушку, малышу в люльке погреметь погремушкой.
На первый взгляд кажется, что воспитание детей в группе от 6 месяцев до 1,6 лет- это очень сложный и утомительный процесс. Но при грамотной организации деятельности педагогического состава, организации среды, выборе средств и методов, воспитание детей идет своим чередом. С нами наши детки научатся есть ложкой и пить из чашки, нас они просят посадить на горшок. Именно мы слышим превые слова. И даже с нами они делают свои первые шаги. Первые шаги не только по группе, но и по жизни.