Методы и приёмы формирования представлений старших дошкольников о правилах речевого этикета

Методическая разработка

«Методы и приёмы формирования представлений

старших дошкольников о правилах речевого этикета»

Мигунова Людмила Александровна,

воспитатель МБДОУ №14

г. Оленегорск Мурманской обл.

У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Нередко приходится слышать: «так требует этикет» или «за этикетом это недопустимо», «этикет не позволяет» и другие.

Слово этикет происходит от французского etiquette – карточка. В XVII в. При дворе короля Франции были введены особые правила поведения, которых имели придерживаться приближенные к нему лица. Сначала придворным раздавали специальные карточки с перечнем всех тех правил, и потому возник термин «этикет». Значение его постепенно расширялось от норм поведения и правил вежливости при дворах титулованных особ к порядку действий и ритуалов поведения в дипломатических кругах, и в конце слово этикет стало означать совокупность общепринятых правил и норм поведения в любом обществе, общественных местах, на работе, а также и в родственных отношениях. Фактически правила этикета регламентируют всю нашу жизнь.

В разных формах свой этикет имеют все культуры и слои населения; приоритетными сферами его распространения и бытования является светская жизнь, дипломатия, судопроизводство, военная служба [15].

Этикет определяется как «совокупность правил поведения,касающиеся внешнего проявления отношения к людям (обхождение сокружающими, формы обращения и приветствия, поведение вобщественных местах, манеры и одежда)» [13, с. 377].

В основе этикета лежит принцип вежливости, а главное его назначение – создать соответствующие условия для благоприятного общения людей.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечается, что основная цель образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору. В связи с этим, ведущей целью образования становится не качество знаний как таковое, не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, подготовка детей к условиям жизни [1, электронный ресурс].

Поскольку правила этикета регламентируют всю нашу жизнь, то, конечно, очень важно обучить будущее поколение правилам этикета, сформировать необходимые умения и навыки.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок общается культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к своим поступкам нужно начинать с дошкольного возраста. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе [5, с. 46].

Актуальность исследования проблемы воспитания культуры поведения обусловлено новой социокультурной ситуацией и насущной потребностью в разработке инновационных воспитательных технологий и методов воспитания, которые в настоящее время преимущественно сводятся к словесному воздействию на воспитанников.

Целью данного исследования является выявление особенностей методов и приемов формирования представлений старших дошкольников о правилах этикета.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Определить сущность понятия этикет.
  2. Дать характеристику особенностям развития культуры общения старших дошкольников.
  3. Описать методы и приемы формирования представлений старших дошкольников о правилах этикета.
  4. Проанализировать практику формирования представлений старших дошкольников о правилах этикета в МДОУ № 14 г. Оленегорск Мурманской област
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.