Игровой массаж как метод развития эмоционального интеллекта дошкольников

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Игровой массаж как метод развития эмоционального интеллекта дошкольников»

Мизгирева Ирина Викторовна,

педагог-психолог МДОУ № 34,

г. Вологда

Цель мастер-класса: распространение  психолого-педагогического опыта путем описания, демонстрации своей работы и апробирование на практике применения метода игрового массажа для развития эмоционального интеллекта детей и взрослых.

Задачи мастер-класса:

  1. Распространить   использование метода игрового массажа педагогами  в ДОУ.
  2. Обучить данному методу педагогов для использования его в любых режимных моментах, в работе с детьми и родителями.
  3. Показать преимущества этого инновационного метода для развития эмоционального интеллекта детей и взрослых.
  4. Показать педагогам научность и результативность данного метода.

Оборудование: просторное помещение для групповой работы, музыкальный проигрыватель

Девиз мастер-класса: «При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг», — Н.А. Бернштейн

Преимущества мастер- класса: В ходе мастер-класса используются формы подачи материала для привлечения интереса и максимальной включённости педагогов: игра со всеми участниками мастер – класса, просмотр видео – сюжета и тренд – сессия по теории  ознакомления с содержанием метода.

Содержание этапов мастер-класса:

  1. Проведение имитационной игры

Игровой массаж – это современный игровой метод, который можно использовать в работе с детьми и взрослыми. Участвуя во всероссийском конкурсе Л.С. Выготского, я выбрала именно его для демонстрации в видео – сюжете, потому что детям очень он понравился. Давайте посмотрим, как это работает в моём проекте.

  • Моделирование (работа с фокус – группой)

А сейчас хотелось бы показать несколько видов игрового массажа, Вам, уважаемые педагоги, предлагаю  выступить в роли детей и немного поиграть.

Ребята, я недавно научилась одной классной игре, она не только интересная, но и полезная для здоровья, почти как витамины! Хотите поиграем в эту новую игру вместе? Мне она очень понравилась!

Эта игра похожа на массаж, так и называется – «игровой массаж». Вам когда–нибудь делали массаж? А вы?

Для начала, мы сделаем разогревающий массаж:

Давайте представим, что волшебная фея превратила нас в художников…только  у нас нет ни  кистей, ни карандашей, ни красок. Зато у нас есть самые большие помощники – это наши ручки и ножки, пальчики и коленочки, то есть наши части тела, они могут рисовать любые картины, потому что заколдованы феей.

Давайте встанем поудобнее и начнём рисовать !

«Рисуем головой». Ноги на ширине плеч, руки на поясе, движения головой 4 раза в одну сторону, 4 раза в другую

«Рисуем локтями». Ноги на ширине плеч, руки к плечам, круговые движения локтями вперёд 4 раза и назад.

«Рисуем туловищем» — круговые движения телом в одну сторону три раза и в другую сторону три раза.

«Рисуем пальчиками ног –поднимаем ножки по очереди и рисуем в воздухе, как будто у нас вместо пальчиков карандаши или краски.

Рисуем пальчиками рук» — круги, треугольники, лето, зиму и др.

Ребята, а какие части тела нам ещё могут помочь рисовать?  Попробуйте сами теперь нарисовать любую картину.

Ребята, вам понравилось играть? Что больше всего понравилось? Какое настроение у вас?

Предлагаю снять роли детей и стать снова взрослыми,  педагогами. Нам тоже очень даже часто хочется быть ближе друг к другу, Давайте встанем в круг друг за другом и предложим сделать массаж своему соседу спереди. На это нужно обязательное разрешение. Об игровом массаже такого вида, именно об этом упражнении, я узнала, посетив Мастер – класс семейного психолога Гольбрайх Надежды, сама опробовав на своём теле этот игровой метод, осталась довольна. Теперь хочу предложить и вам познакомиться с ним. Хотите познакомиться? Тогда представьте, что наступила зима, выпал первый снег, а мы будем сейчас рисовать все картины природы у своих коллег на спине. При этом нужно соблюдать правила: прикосновения должны быть лёгкими, без  сильных надавливаний. Рассказываем про зиму, про весну, лето, осень, затем каждый может продолжать рассказ по порядку. Так получается у нас целый природный календарь.

После сеанса массажа необходимо поблагодарить того, кто разрешил сделать себе массаж. И того, кто массаж сделал.

Ещё хочу обратить внимание на самомассаж, который тоже может представлен как форма игрового массажа и эффективен и в работе с ребятами, и в работе с родителями. Можете участвовать все. Кто пожелает, это очень приятно.  Игра «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.

Игра «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

Игра «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

Игра «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

Игра «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

Игра «Расческа». Поглаживание губ зубами.

Чтобы познакомиться более подробно с игровым массажем и разными его формами, предлагаю создать картотеку – игротеку игрового массажа.

3, 4 этапы. Презентация педагогического опыта учителем – мастером.

 Рефлексия.

«При любом двигательном тренинге

 упражняются не руки, а мозг»,

 Н.А. Бернштейн

Исходя из сложности школьной программы, требования к развитию и образованию детей очень высокие. Игра,  как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, вытесняется  учебными занятиями, рабочими тетрадями, изучением английского языка. А именно игра способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, в игре происходит укрепление взаимоотношений между детьми и взрослыми, формируются ключевые навыки межличностного общения. Игровой массаж – это игровой метод, он будет полезным не только в работе, и для совершенствования мастерства педагогов, но и в повседневной жизни, для себя, для снятия напряжения.

Презентация педагогического опыта проводится с использованием тренд – сессии, в которой участвуют воспитатели и специалисты МДОУ. Так предоставленная техника может вызывать неоднозначные мнения по поводу использования её в работе с детьми и родителями, участникам мастер – класса предлагается поднять карточки разного цвета в ходе презентации метода: (мотивационный аспект, включение в ситуацию)

Белый – если они не согласны с утверждением или готовы поразмышлять над этим вопросом

Цветные (красные, зелёные, жёлтые) – если они считают утверждение верным, полностью согласны с ним.

Что   такое  «игровой массаж»?

Это  массаж, который мы можем использовать, играя, и который не требует специальной подготовки или прохождения курсов массажа.

Это прикосновения, это эмоции, это удовольствие.

(насколько это вы увидели в нашей практике, оцените, пожалуйста, при помощи предложенных цветных карточек)

Зачем использовать игровой массаж в работе с детьми и родителями?

— он оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм

— игровой массаж  развивает все органы и системы

-приводит в тонус  или расслабляет мышцы (используют разные упражнения)

-ласковые прикосновения укрепляют эмоциональную связь между ребёнком и взрослым

-помогает предупредить заболевания

(предлагается по каждому утверждению поднять карточки, которые будут отражать мнение педагогов, участников мастер – класса)

Важно при использовании метода «игрового массажа»:!

Взрослый должен обращать внимание на качество движений ребёнка, на точность и правильность выполнения заданных упражнений

(при согласии с этим утверждением педагогам предлагается поднять цветные карточки). При использовании метода игрового массажа выделяют следующие приёмы:

Постукивания

Поглаживания

Надавливание

Растирание

Разминание

(если вы согласны с тем, что все данные приёмы мы с вами сегодня использовали, можете так же поднять цветную карточку, если нет, то она будет белой )

Теперь хочу поделиться опытом своего знакомства с этим методом и привести данные, которые редко можно оспорить, потому что это научные исследования учёных. Игровой массаж как метод можно использовать  в развитии эмоционального развития детей и взрослых, это можно сделать на основании исследований  Д. Гоулмана, Д. Готмана и Д. Деклера. В исследований Д. Готмана было обнаружено, что «все родители и педагоги  относятся к двум категориям: тех, кто учит детей управлять детей своими чувствами, и тех, кто не учит». Я отнесла себя к первой категории, кроме того, мне захотелось, чтобы нас,  родителей и педагогов, которые обращают на это внимание, было больше. И одним из современных методов, благодаря которому мы можем решать задачи развития эмоциональной сферы ребёнка, является игровой массаж.

Практика моей профессиональной деятельности показала, что наиболее эффективными  в развитии эмоционального интеллекта детей и взрослых являются современные творческие формы работы и  игровые методы, игровой массаж – один из них.

Спасибо за внимание! Если у вас возникли вопросы, я готова на них ответить.

Список использованной литературы, дополнительных источников  при разработке мастер-класса:

  1. Джон Готтман, Джоан Деклер Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей. Москва, Иванов и Фербер, 2019г.
  2. Мадлен Дени. Капризы и истерики: как справиться с детским гневом. 2015. – 175 с.
  3. Петрановская Л. Если с ребёнком трудно. Москва. Издательство АСТ.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.