Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Игровой массаж как метод развития эмоционального интеллекта дошкольников»
Мизгирева Ирина Викторовна,
педагог-психолог МДОУ № 34,
г. Вологда
Цель мастер-класса: распространение психолого-педагогического опыта путем описания, демонстрации своей работы и апробирование на практике применения метода игрового массажа для развития эмоционального интеллекта детей и взрослых.
Задачи мастер-класса:
- Распространить использование метода игрового массажа педагогами в ДОУ.
- Обучить данному методу педагогов для использования его в любых режимных моментах, в работе с детьми и родителями.
- Показать преимущества этого инновационного метода для развития эмоционального интеллекта детей и взрослых.
- Показать педагогам научность и результативность данного метода.
Оборудование: просторное помещение для групповой работы, музыкальный проигрыватель
Девиз мастер-класса: «При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг», — Н.А. Бернштейн
Преимущества мастер- класса: В ходе мастер-класса используются формы подачи материала для привлечения интереса и максимальной включённости педагогов: игра со всеми участниками мастер – класса, просмотр видео – сюжета и тренд – сессия по теории ознакомления с содержанием метода.
Содержание этапов мастер-класса:
- Проведение имитационной игры
Игровой массаж – это современный игровой метод, который можно использовать в работе с детьми и взрослыми. Участвуя во всероссийском конкурсе Л.С. Выготского, я выбрала именно его для демонстрации в видео – сюжете, потому что детям очень он понравился. Давайте посмотрим, как это работает в моём проекте.
- Моделирование (работа с фокус – группой)
А сейчас хотелось бы показать несколько видов игрового массажа, Вам, уважаемые педагоги, предлагаю выступить в роли детей и немного поиграть.
Ребята, я недавно научилась одной классной игре, она не только интересная, но и полезная для здоровья, почти как витамины! Хотите поиграем в эту новую игру вместе? Мне она очень понравилась!
Эта игра похожа на массаж, так и называется – «игровой массаж». Вам когда–нибудь делали массаж? А вы?
Для начала, мы сделаем разогревающий массаж:
Давайте представим, что волшебная фея превратила нас в художников…только у нас нет ни кистей, ни карандашей, ни красок. Зато у нас есть самые большие помощники – это наши ручки и ножки, пальчики и коленочки, то есть наши части тела, они могут рисовать любые картины, потому что заколдованы феей.
Давайте встанем поудобнее и начнём рисовать !
«Рисуем головой». Ноги на ширине плеч, руки на поясе, движения головой 4 раза в одну сторону, 4 раза в другую
«Рисуем локтями». Ноги на ширине плеч, руки к плечам, круговые движения локтями вперёд 4 раза и назад.
«Рисуем туловищем» — круговые движения телом в одну сторону три раза и в другую сторону три раза.
«Рисуем пальчиками ног –поднимаем ножки по очереди и рисуем в воздухе, как будто у нас вместо пальчиков карандаши или краски.
Рисуем пальчиками рук» — круги, треугольники, лето, зиму и др.
Ребята, а какие части тела нам ещё могут помочь рисовать? Попробуйте сами теперь нарисовать любую картину.
Ребята, вам понравилось играть? Что больше всего понравилось? Какое настроение у вас?
Предлагаю снять роли детей и стать снова взрослыми, педагогами. Нам тоже очень даже часто хочется быть ближе друг к другу, Давайте встанем в круг друг за другом и предложим сделать массаж своему соседу спереди. На это нужно обязательное разрешение. Об игровом массаже такого вида, именно об этом упражнении, я узнала, посетив Мастер – класс семейного психолога Гольбрайх Надежды, сама опробовав на своём теле этот игровой метод, осталась довольна. Теперь хочу предложить и вам познакомиться с ним. Хотите познакомиться? Тогда представьте, что наступила зима, выпал первый снег, а мы будем сейчас рисовать все картины природы у своих коллег на спине. При этом нужно соблюдать правила: прикосновения должны быть лёгкими, без сильных надавливаний. Рассказываем про зиму, про весну, лето, осень, затем каждый может продолжать рассказ по порядку. Так получается у нас целый природный календарь.
После сеанса массажа необходимо поблагодарить того, кто разрешил сделать себе массаж. И того, кто массаж сделал.
Ещё хочу обратить внимание на самомассаж, который тоже может представлен как форма игрового массажа и эффективен и в работе с ребятами, и в работе с родителями. Можете участвовать все. Кто пожелает, это очень приятно. Игра «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.
Игра «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
Игра «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
Игра «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
Игра «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
Игра «Расческа». Поглаживание губ зубами.
Чтобы познакомиться более подробно с игровым массажем и разными его формами, предлагаю создать картотеку – игротеку игрового массажа.
3, 4 этапы. Презентация педагогического опыта учителем – мастером.
Рефлексия.
«При любом двигательном тренинге
упражняются не руки, а мозг»,
Н.А. Бернштейн
Исходя из сложности школьной программы, требования к развитию и образованию детей очень высокие. Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, вытесняется учебными занятиями, рабочими тетрадями, изучением английского языка. А именно игра способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, в игре происходит укрепление взаимоотношений между детьми и взрослыми, формируются ключевые навыки межличностного общения. Игровой массаж – это игровой метод, он будет полезным не только в работе, и для совершенствования мастерства педагогов, но и в повседневной жизни, для себя, для снятия напряжения.
Презентация педагогического опыта проводится с использованием тренд – сессии, в которой участвуют воспитатели и специалисты МДОУ. Так предоставленная техника может вызывать неоднозначные мнения по поводу использования её в работе с детьми и родителями, участникам мастер – класса предлагается поднять карточки разного цвета в ходе презентации метода: (мотивационный аспект, включение в ситуацию)
Белый – если они не согласны с утверждением или готовы поразмышлять над этим вопросом
Цветные (красные, зелёные, жёлтые) – если они считают утверждение верным, полностью согласны с ним.
Что такое «игровой массаж»?
Это массаж, который мы можем использовать, играя, и который не требует специальной подготовки или прохождения курсов массажа.
Это прикосновения, это эмоции, это удовольствие.
(насколько это вы увидели в нашей практике, оцените, пожалуйста, при помощи предложенных цветных карточек)
Зачем использовать игровой массаж в работе с детьми и родителями?
— он оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм
— игровой массаж развивает все органы и системы
-приводит в тонус или расслабляет мышцы (используют разные упражнения)
-ласковые прикосновения укрепляют эмоциональную связь между ребёнком и взрослым
-помогает предупредить заболевания
(предлагается по каждому утверждению поднять карточки, которые будут отражать мнение педагогов, участников мастер – класса)
Важно при использовании метода «игрового массажа»:!
Взрослый должен обращать внимание на качество движений ребёнка, на точность и правильность выполнения заданных упражнений
(при согласии с этим утверждением педагогам предлагается поднять цветные карточки). При использовании метода игрового массажа выделяют следующие приёмы:
Постукивания
Поглаживания
Надавливание
Растирание
Разминание
(если вы согласны с тем, что все данные приёмы мы с вами сегодня использовали, можете так же поднять цветную карточку, если нет, то она будет белой )
Теперь хочу поделиться опытом своего знакомства с этим методом и привести данные, которые редко можно оспорить, потому что это научные исследования учёных. Игровой массаж как метод можно использовать в развитии эмоционального развития детей и взрослых, это можно сделать на основании исследований Д. Гоулмана, Д. Готмана и Д. Деклера. В исследований Д. Готмана было обнаружено, что «все родители и педагоги относятся к двум категориям: тех, кто учит детей управлять детей своими чувствами, и тех, кто не учит». Я отнесла себя к первой категории, кроме того, мне захотелось, чтобы нас, родителей и педагогов, которые обращают на это внимание, было больше. И одним из современных методов, благодаря которому мы можем решать задачи развития эмоциональной сферы ребёнка, является игровой массаж.
Практика моей профессиональной деятельности показала, что наиболее эффективными в развитии эмоционального интеллекта детей и взрослых являются современные творческие формы работы и игровые методы, игровой массаж – один из них.
Спасибо за внимание! Если у вас возникли вопросы, я готова на них ответить.
Список использованной литературы, дополнительных источников при разработке мастер-класса:
- Джон Готтман, Джоан Деклер Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей. Москва, Иванов и Фербер, 2019г.
- Мадлен Дени. Капризы и истерики: как справиться с детским гневом. 2015. – 175 с.
- Петрановская Л. Если с ребёнком трудно. Москва. Издательство АСТ.