Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Реализация проекта приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям поморов | ДЕТСТВО-ГИД

Реализация проекта приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям поморов

Методическая разработка

«Реализация проекта приобщения детей дошкольного возраста

к народным традициям поморов»

Нечухрина Ирина Сергеевна,

воспитатель МБДОУ № 136,

 г. Мурманск

В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение маленького человека к традициям русской православной культуры.

Ребенок – это огромный, часто недоступный, очень хрупкий мир мыслей, впечатлений, мнений и открытий. Задача воспитателя – помочь малышу, создать всяческие условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ведь самое важное и ценное в человеке это его моральные, внутренние ценности, то, что им управляет — сердце, добрые чувства.

Для этого необходимо максимально раскачать маятник общения ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за прекрасными пейзажами, музыка, чтение художественной литературы трогают душу ребенка, обогащают его эмоциональный опыт, учат быть лучше, заботливее. Очень важно, чтобы малыши чувствовали себя удовлетворенными, счастливыми и радостными, окунаясь в этот волшебный мир сказок, мелодий, чего-то прекрасного и сказочного.

Мы, взрослые, с малых лет должны воспитывать у детей любовь к Родине. И только осознав себя частью малой родины, своей семьи, можно стать гражданином своей страны, и потом – жителем планеты Земля. А начинать надо с малого. С истоков. Начинать надо от самого близкого, постепенно продвигаясь к более сложному и далекому. Потому так важно создание для ребенка условий для формирования положительно-эмоционального, насыщенного образа родного дома, семьи,малой родины. В данном случае- приобщение детей к историческому, культурному наследию и традициям поморов Кольского края.

Основными задачами, стоящими перед педагогами  являются: ознакомление детей с народными традициями Поморья, фольклором, народно-прикладным искусством, ремеслами, календарно-обрядовыми праздниками. особенностями быта  поморов;

 знакомство с жизнью и творчеством поморов, прославивших северный край,воспитание любви к родному краю, уважение к  истории и традициям  малых народов Кольского края, знакомство с православной культурой.

Любовь к родному краю, знание его истории — основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д.С. Лихачёв: «Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». А корни, как известно, это — малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя- надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории. Привлечение материала регионального содержания в дошкольные образовательные программы обогащают знания детей о родном крае, воспитывают уважение к его истории и традициям.

Наш  Кольский  край является уникальным и своеобразным хранилищем древнерусской культуры и глубочайших традиций духовной жизни поморов, которые необходимо передать молодому поколению.  Поэтому одним из важных аспектов работы с детьми по социальному развитию является формирование целостного представления о народной культуре Поморского Севера и воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края.  В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Знакомство дошкольников с историей, народной культурой и традициями родного края – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Для эффективной реализации поставленной цели  и получения положительного результата мною были   созданы необходимые условия:

  • Подбор научной и художественной литературы по краеведению;
  • оформление соответствующей предметно — развивающей среды в группе (оформлена «стилизованная» поморская изба ;  подобраны дидактические игры: «Раньше и сейчас», «Узнай по описанию», «Найди отличия», «Найди пару», «Собери картинку»;
  • использование аудиозаписей, ИКТ;
  • взаимодействие с городскими учреждениями социума: Областная детская библиотека, Областной  Краеведческий музей,  «Школа народных ремесел», «Дом творчества «Лапландия», Художественный музей
  • взаимодействие со специалистами детского сада (музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре).

Реализация задач по приобщению детей старшего дошкольного возраста к поморской культуре осуществляется в процессе образовательной деятельностити :

  1. «Наш Северный край». Цель: дать детям представление о родном крае ; формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, культурных ценностях, традициях.

Через интерес, позитив происходит воспитание любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. Также в воспитательной работе необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Очень важны регулярные проведения народных праздников: осенние посиделки, масленица, зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к православным традициям, утверждает в их сознании духовные и эстетические ценности.

  • «Северные посиделки» — мероприятие. Проводимое в детском саду с целью познакомить детей с северным фольклором,  ведь фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств: сказками, пословицами, потешками, северными народными песнями, хороводными плясками, ведь хороводы издавна были любимы развлечением молодежи, в хороводе слились воедино танец, игра и песня, а так же  играми. Слайд «Игры, хоровод»
  • «Быт и традиции» . Цель: дать детям представление о постройках наших предков: дом, амбар, мельница, баня;  расширять знания об устройстве поморской избы; пробуждать интерес к поморскому национальному костюму;
  • «Предметы старины глубокой». Цель: знакомить детей с предметами поморского быта, народно-прикладного искусства, ремёслами,отразившими свою особую доброжелательность и суровые условия жизни в изготовлении козуль — поморского оберега, выполненного из соленого теста; знакомство с техникой традиционной вышивки и росписи деталей поморской одежды, изготовление тряпичных кукол- оберегов, значением используемой при росписи цветовой гаммой
  • «Ох, уж эти сказки!». Цель: знакомить детей с творчеством северного писателя С. Писахова, с самобытным фольклорным текстом сказок, с северным диалектом. Сказку по праву считают образцом национального искусства слова, открывающую безграничный простор для фантазии, будящей и развивающей воображение ребенка. Ведь устное народное творчество, писал Алексей Толстой, -это  « не только плод народного досуга. Оно было достоинством и умом народа. Ставило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой почитания отцов и дедов».
  • Знакомство с жизнью и творчеством знаменитых поморов.(фото М.Ломоносова,  Семена Дежнева, Степана Пилохова, Федора Абрамова.

Положительного результата можно достичь только систематической работой, и данная работа проводится на основе комплексно — тематического принципа построения образовательного процесса, тесно связанного с принципом интеграции организационных форм  различных видов детской деятельности предусмотренных общеобразовательной программой  и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. В план образовательной деятельности выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные детьми, закрепляются в различных формах работы вне образовательной деятельности. А так же, в течение всего года целесообразно возвращаться к тем темам, которые с детьми были изучены ранее.

В своей работе использую разные методы обучения детей:

  1. Словесные (рассказы, беседы, слушание, ситуативные разговоры, обсуждения, проведение разнообразных игр, загадывание загадок).
  • Практические ( лепка северных пряников-«козуль», рисование-мезенская роспись по ткани, ручной труд — изготовление тряпичной «куклы- Северная Берегиня», декорирование пасхальных яиц, организация выставок детского творчества).
  • Наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, знакомство с орнаментом традиционной поморской росписи.
  •  Для повышения познавательной активности детей были включены мультимедийные презентации: «Жители Кольского края-поморы.» « Потомки древних новгородцев»», «Семейные традиции поморов» «Народный костюм поморов», «Народное ремесло», и пр., мультфильмы: «Апельсин», «Не любо — не слушай», «Перепелиха» по творчеству С. Писахова
  • Интерактивные (экскурсии в музеи, художественные мастерские, библиотеку).

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретным представлением о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в  его душе.

Работа воспитателя должна быть основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться с ним. Результатом проведенной работы должны стать четко сформированные у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского православного народа.

Следующая, неотъемлемая задача в приобщении дошкольников к традициям православной культуры, это знакомство детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России; привить уважение и любовь к православным традициям своего народа. Участие в церковных праздниках создает ритм и настрой внутренней жизни, которые укрепляют семейные отношения и дружеские связи, сохраняет духовное здоровье, способствует становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника. Для детей – это, прежде всего, внешняя радость, которую им необходимо доставлять.

В связи с этим в детском саду просто необходимо прочтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике (детская Библия), беседы с детьми о православных праздниках, знакомство с живописью на библейские сюжеты. А так же проведение всевозможных выставок детских рисунков, посвященных православным праздникам. Очень важно здесь активно подключать родителей. Поделки, костюмы, общение с детьми на библейскую тематику вне дома. Возможно оформление небольших сборников группы, куда могут войти рассказы об особенностях проведения православных праздников в семье, детские рисунки. Темы для этого весьма разнообразны: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Пасха».

 Совместно  с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре разработаны музыкально-игровые занятия, праздники, развлечения, подвижные игры на основе культурных поморских традиций ,православных культурных традиций в соответствии с годовым народным календарём.

С детьми проводятся традиционные народные праздники
«Рождественские колядки», дети разучивают песенки — колядки, участвуют в рождественских  играх-забавах, переодевались в ряженых; «Широкая Масленица» — дети становятся непосредственными участниками обрядов масленичной недели; «Светлая Пасха» — дети знакомятся с обычаями и традициями праздника, изготавливают подарки. Яркие, незабываемые впечатления от праздников дети отражают в своих рисунках, играх. Для календарно — обрядовых праздников в костюмерной нашего дошкольного учреждения имеются народные костюмы: яркие сарафаны, косоворотки, кепки, кокошники, бусы и пр. В мини-музеи ДОУ в течении учебного года в системе организуются и проводятся занятия с учетом материала регионального содержания , а именно: чтения северных сказок;подбираются и используются выставки и экспозиции в соответствии с тематикой занятий, где дети выполняют различные задания. Для более успешного формирования интереса детей к изучению поморской истории, культуры и быта, православной культуры мы организовываем экскурсии в музеи, Дома творчества, библиотеки, где в познавательно — игровой форме детям передают знания о традициях и культуре поморского народа, о традициях православной культуры.

  За время работы по данной теме у детей появились знания о музее, о предметах старины и их назначении, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами,  о православной культуре. Развивался интерес и желание заниматься художественным творчеством, ручным трудом. Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, культуре, фольклору поморов. Знают их сказки, игры, мелодии.

Наше дошкольное образовательное учреждение на протяжении нескольких лет тесно взаимодействует с творческим коллективом «Беломорье». Благодаря совместному сотрудничеству  дети познакомились с культурой и фольклором поморов.

Таким образом, данная работа позволяет приобщить детей к культуре поморского народа, православной культуре, воспитать у детей дошкольного возраста чувство гордости к богатому духовному и историческому наследию Кольского края, а в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным  и духовным традициям других народов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.