Из опыта работы
«Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе знакомства с устным народным творчеством»
Пиюнкина Светлана Владимировна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад № 1
г.Лукоянов Нижегородской обл.
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и обеднение русского языка. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений превращает речь в маловыразительную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь тускнеет. Поэтому наша задача, как педагогов, способствовать не только становлению речи дошкольников, но и развитию таких важных качеств речи, как правильность, точность словоупотребления, выразительность и образность языка.
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. Развитие речи является приоритетным направлением в работе детского сада.
Формирование навыков речевого общения у наших детей происходит в течение всего времени, проводимого в стенах детского сада. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Поэтому, наиболее актуально и остро встаёт вопрос о том, как научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу.
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
поставлены основные задачи, которые определены данной целью:
- формирование словаря,
- формирование грамматического строя речи,
- воспитание звуковой культуры речи,
- развитие связной речи,
- ознакомление детей с художественной литературой.
Осуществлять решение этих важных задач, возможно с помощью знакомства дошкольников с историей, культурой, традициями и бытом родного края.
В настоящее время перед нашим обществом ставятся одна из важнейших задач — духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно — исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, и происходит наилучшее проникновение в его сознание.
«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…» — писал К. Д. Ушинский.
Используя устное народное творчество в образовательной деятельности, можно развивать у детей осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, а впоследствии использовать их целенаправленно в своей речевой деятельности.
В нём, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В процессе работы воспитанники приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям.
Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актёрским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью, а также:
— доброжелательно относился к инициативе ребёнка,
— одобрял его инициативу,
— предоставлял возможность использовать полученные знания в самостоятельной деятельности,
— создавал условия для воплощения замыслов детей.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста логопед должен правильно использовать на логопедических занятиях источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста
– часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности — в этом заключается огромный смысл нашей работы.
Патриотом человек становится тогда, когда знает и любит свою
«малую» родину, свой родной город.
В своей работе с детьми при развитии речевой активности, я использую следующие формы устного народного творчества, направленные на нравственно-патриотическое воспитание:
- Народная сказка
Она является одновременно источником мудрости, плодом жизненного опыта многих поколений. Она учит детей доброте, смелости, честности.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Они с удовольствием принимают участие в инсценировке. Это служит воспитанию чувства дружбы, внимания и заботы об окружающих.
Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в сюжете всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
«Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д.Ушинский – и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случаи с педагогическим гением народа». 2.Былины
В старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформируются в зачатки патриотические (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным путешествующими поколениями), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить свое, родное близкое, этому способствует чтение былин.
3.Пословицы и поговорки
Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях обусловлено и огромным воспитательным, эстетическим и развивающим их потенциалом. Пословицы и поговорки передают из поколения в поколение познавательный опыт народа, его морально-этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные нормы. Они отражают представления людей о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе, общественном долге, верности Отечеству, любви к матери т.д.
В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и объяснять скрытый смысл народных изречений, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития обучающихся.
4.Хороводные игры
Также для развития речи, внимания, общей и мелкой моторики использую хороводные игры со словами. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, нравственного, физического и эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с их духовным обогащением. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к людям своей культуры и людям других культур, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
И закончить свое сообщение я хочу такими словами:
«Пока наши дети гадают на ромашке, просят улитку «высунуть рожки», а божью коровку «улететь на небко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью народа и родного края».