Из опыта работы
«Приобщение детей среднего дошкольного возраста к культурному наследию России»
Лисовская Елена Викторовна,
учитель-логопед,
Швец Любовь Александровна,
Сидоренко Лариса Михайловна,
воспитатели,
ГКДОУ «Детский сад №34 «Золотой петушок»,
г. Невинномысск Ставропольского края
Цель: формировать у детей интерес к познанию истории и культуры наших предков.
Задачи:
1.Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающими в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
2.Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, праздниками, традициями, народным творчеством;
3.Формировать интерес к русскому прикладному искусству;
4.Расширить представлений о России, как о родной стране, о Невинномысске, как о родном городе;
5.Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.
Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребёнок прежде всего должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники, и понимать, что эти достижения – результат отдельных людей в разных сферах.
Россия – Родина разных народов, страна, в которой проживают представители более ста шестидесяти народов и малых народностей: русские, татары, осетины, кабардинцы, казаки, чуваши, мордва, и др. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Все мы разные, но все вместе мы – одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.
В нашей группе среда организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор деятельности (игровой, познавательно исследовательской, коммуникативной, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой). Обстановка комфортная. Дети быстро осваиваются в ней, свободно общаются, выражают свои эмоции.
Развивающая функция определяется наличием в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать как самостоятельно, так и вместе с взрослыми и сверстниками.
Информационная функция – каждый предмет несет определённую информацию об окружающем мире, являясь средством передачи социального опыта, ярким источником познания окружающего мира (изделия народных мастеров, предметы быта, народные инструменты, элементы народных костюмов).
Центр нравственно- патриотического воспитания
Материал для знакомства с «малой родиной» — фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, материалы об истории города. Элементы государственной и муниципальной символики – флаг, герб. Материал для ознакомления с защитниками Отечества — подбор иллюстраций, тематические папки, дидактический материал.
Игровой центр
Казачье подворье оборудовано мини-уголком «Изба», в котором собрана бытовая утварь: самовар, деревянные ложки, берестяные коробки, прялка, люлька, лапти, плетень, национальная одежда, элементы отдельных костюмов.
Центр познавательного развития
Центр наполнен дидактическими играми, пособиями, выставками, макетами, мини — музеем для формирования представлений о жизни народов России, обогащения их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, расширение представлений о богатстве русской земли, родного края.
Центр художественно-эстетического развития
Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Музыкальный центр
Музыкальные игрушки, самодельные музыкальные инструменты; музыкально – дидактические игры, технические средства (аудио – и видеоаппаратура, CD и DVD – плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста) для того, чтобы один ребенок, прослушивая музыку, не мешал другим. Подборка народной музыки.
Центр физической культуры
Наличие спортивных атрибутов для подвижных народных игр — городки, кегли, дартц, обручи, скакалки, канат и т.д. Дидактический материал- картотека подвижных игр, маски для подвижных игр.
Центр театра и ряженья
Подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений; упражнения по формированию выразительности исполнения, литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи». Здесь ребята имеют возможность примерить на себя русский костюм, казачий, предметы костюма народов Кавказа.
Приобщая ребенка к культуре народов России, общечеловеческим ценностям, мы помогаем заложить в них фундамент нравственности, формируем любовь и уважение к своей Родине.