Конспект образовательной деятельности
«Путешествие в прошлое. Одежда казаков»
с детьми подготовительной к школе группы
Белякова Светлана Владимировна,
воспитатель структурного подразделения «Золотой ключик»
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город
Михайловка Волгоградской области»
Программное содержание:
1. Продолжать приобщать детей к культуре и быту казачества.
2. Закреплять представление детей о традициях, быте и укладе жизни казачьей семьи.
3. Формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях.
4. Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями – совершенствовать умение использовать в речи точно по смыслу.
5. Воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Оборудование: Машина времени, виртуальные очки, игра «Одень куклу», конь, корм для коня, игра «Соедини посуду по назначению», ложки, молоко, закваска, пшено, природный материал, ленты, столы, лавочки, полка для кукол, сундук, мужская и женская одежда казаков, плетень, посуда казаков.
I. 1. Постановка темы и цели занятия.
Дети с воспитателем в казачьих костюмах входят в зал.
Воспитатель:- Давайте поздороваемся с гостями: «Здорово живёте!» («Слава Богу»)
Про что мы сейчас будем вести разговор, вы узнаете из ребуса. Что это?
7 я (семья)
-Что такое семья? Из кого она состоит?
-Сколько у вас в семье детей? Помогают ли дети родителям и как?
-Какие традиции есть в семье? Какие любит семья праздники и как их отмечают?
-А хотите знать , как жили семьи ваших дедушек и бабушек?
-Тогда надо отправиться в прошлое. А с помощью чего можно это сделать?
(С помощью машины времени)
-У меня есть машина времени. Надо сказать слова: « 1.2.3. в прошлое попади!» И мы перенесемся в прошлое к казакам.
(Дети одевают виртуальные очки и вместе с воспитателем попадают в комнату , где живет казачья семья.)
II Основная часть.
(Воспитатель предстает в образе хозяйки дома)
— Здорово живете? (Слава Богу!) Как люблю я встречать гостей. Казачьи семьи очень гостеприимные. Я – хозяйка дома. Домочадцы называют меня «сама» и слушаются во всем, так как твердо знают святую заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было. Без моего родительского благословения дети не начинают никакую работу. Приглашаю вас в свою семью.
-У казаков не принято долго спать. Все встают рано. Дочки мои начинают работать с 5 лет. Умеют шить одежду, вышивать
-А вы знаете, как называлась одежда казаков и казачек?
(Работа с интерактивной доской)
1 ребенок: Рубахи казаков были двух видов: бешмет и русская. Бешметы были до колен, их носили на выпуск. Они считались праздничными. Русская рубаха – повседневная. (Слайд №1).
2 ребенок: Шаровары — необходимая часть казачьей формы одежды. Лампас – яркая полоска по бокам штанов. Лампас для казаков – символ вольности. (Слайд №2)
3 ребенок: Верхняя одежда казака- архалук, это нечто среднее между татарским халатом и кафтаном. Также казаки носили зипун – распашная зимняя одежда без воротника. В лютые мороза надевали шубы до земли и валенки. (Слайд № 3)
4 ребенок: Головной убор казака – папаха, шапка из шерсти барана. Также фуражка была головным убором казака. Казак никогда не расставался с шапкой, считая ее частью себя. В шапку пришивали иконы, использовалась , как подушка для сна. (Слайд № 4).
5 ребенок: Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами, кофточки и юбки из ситца. (Слайд №5)
6 ребенок: Чтобы не запачкаться, использовали белый передник, который называли «запон». Повседневный фартук делался из холста, а парадный – из богатой кружевной ткани. (Слайд №6)
7 ребенок: Праздничным костюмом казачки считали юбку и кофту из одного материала. Называли его «Парочка». (Слайд №7)
8 ребенок: Платок был будничным и праздничным головным убором. В заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, посиделок, для воскресенья. «Знуздалка» — платок, которым прикрывали часть лица жарким летом. (Слайд №8)
9 ребенок: Шлычка – колпачок, который надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом. (Слайд №9)
10 ребенок: С нарядной одеждой казачка носила обувь — гусарики. Особенно нравились мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи – ичиги. (Слайд №10)
— Давайте посмотрим в сундук, что там лежит? ( В сундуке лежат казачий мужской костюм, казачий женский костюм, куклы казачат, одежда на куклы).
Игра «Одень куклу»
Традиции казаков: отмечали православные праздники Рождество, Пасха, Троица. Были верующими, ходили в Церковь.
2) –Ну что же, пора отправляться дальше. Давайте пройдем во двор. А хотите узнать, чем занимается хозяин дома?
(Дети проходят к плетню)
— Отцы- казаки занимались земледелием, животноводством.
(Слайды про работу казака)
Дети всегда помогали родителям. Мы сегодня тоже будем кормить животного, а вот кого, угадайте из подсказок.
( Работа на интерактивной доске. По очереди на экране показывается корм: морковь, зерно, вода в ведре, сено, сухарики).
— Правильно, будем кормить коня. (За плетнем появляется конь)
Дети берут корм и подносят лошадям. Необходимо правильно выбрать корм, не взять лишнее.
Игра «Покорми коня правильно»
-В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь и доблесть – сажали на лошадь с раннего возраста, с 2 лет. Стрелять учили с 7 лет, рукопашному бою-с 3 лет, обращаться с шашкой – с 10 лет. Это была традиция.
-Какими пословицами это можно подтвердить?
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казаку конь- отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак, атаманом будешь.
Казаку честь- Родину беречь.
-А еще я знаю пословицу «Делу время – потехе час!» Что она означает? Так давайте поиграем. Становитесь в круг.
Хороводная игра «Дударь» .
Дети ходят по кругу, взявшись за руки и поют песню. В центре хоровода стоит «Дударь».
Дударь, Дударь, Дударище
Старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.
Пропев песню, хором спрашивают:
-Дударь, Дударь, что болит?
-Рука (нога, уши, голова, спина).
Все находящиеся в хороводе берутся за «больное» место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза.
Финал игры. Когда водящий устает, на вопрос: «Что болит?» , он отвечает: «Ничего не болит!». Играющие отвечают: «Вот и вылечили!»
-Ну а мне пора готовить обед, поможете мне?
3)- Пройдем на кухню к столу. Мы готовим еду в посуде.
Чугунок — ставим его в печь, готовим щи, кашу, картофель. Макитра-горшок для приготовления и хранения хлеба. Глэчик- для хранения молочных продуктов. Давайте поиграем в игру.
Игра «Соедини посуду по назначению».
На карте изображена посуда казаков и современная. Дети соединяют линиями посуду по назначению. Макитра-чашка, чугун- кастрюля, ложка деревянная — железная ложка, чашка- тарелка. Лишний предмет – глэчик. Какой современный предмет вы бы добавили? (Бутылка, банка.)
Дети тоже помогают мне, казачке, мальчики перебирают зерно для каш, а девочки делают любую работу по приготовлению пищи. Сегодня мы будем квасить молоко и варить кашу.
Работа на интерактивной доске
— Выбрать, чем можно заквасить молоко: яйцо, мука, зерно, кефир.
Чтобы заквасить молоко, надо подогреть молоко и добавить закваски.
(Девочки квасят молоко, мальчики перебирают пшено, засыпают в молоко для каши, воспитатель ставит чугунок в печь)
-Но не только работать хорошо умели казаки! Коли вся семья за дело берется, песня звонко льется и дело спорится.
Игра на ложка отрывка песни «Варенька»
-Мы бережно храним свои традиции. Передаем семейные рецепты приготовления блюд из поколения в поколения.
-Ещё одно дело осталось. Собралась я на Ярмарку, приготовила бусы, да не все доделала. Поможете мне собрать бусы?
Изготовление бус из природного материала и ленточек.
( В подарок берут бусы)
-Вот так, дорогие гости, незаметно, в делах и заботах проходит день нашей семьи.
— Хочется на прощанье сказать слова:
Береги свою Отчизну
И семью не забывай.
Старших мудрые советы
Ты обязан почитать
Потому они помогут
Самому мудрее стать.
Дети надевают виртуальные очки, произносят слова и все переносятся в детсад.
-Давайте сравним. Может наши традиции совпадают с казачьими? (Ответы детей). Может ваши предки казаки? Вот следующая тема для исследований. Будем составлять древо семьи, изучать «корни»
III Итог занятия.
Исполнения песни «По горочкам по горам».
-Дети дарят бусы гостям.