Путешествие в прошлое. Одежда казаков

Конспект образовательной деятельности

«Путешествие в прошлое. Одежда казаков»

с детьми подготовительной к школе группы

Белякова Светлана Владимировна,

воспитатель структурного подразделения «Золотой ключик»

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город

Михайловка Волгоградской области»

Программное содержание:

1. Продолжать приобщать детей к культуре и быту казачества.

2. Закреплять представление детей о традициях, быте и укладе жизни казачьей семьи.

3. Формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях.

4.  Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями – совершенствовать умение использовать в речи точно по смыслу.

5. Воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Оборудование: Машина времени, виртуальные очки,   игра «Одень куклу»,  конь, корм для коня, игра «Соедини посуду по назначению», ложки, молоко, закваска, пшено, природный материал, ленты, столы,  лавочки, полка для кукол,  сундук, мужская и женская одежда казаков, плетень,  посуда казаков.

I. 1. Постановка темы и цели занятия.

Дети с воспитателем в казачьих костюмах  входят в зал.

Воспитатель:- Давайте поздороваемся с гостями:  «Здорово живёте!» («Слава Богу»)

Про что мы сейчас будем вести разговор, вы узнаете из ребуса. Что это?

   7 я      (семья)

-Что такое семья? Из кого она состоит?

-Сколько у вас в семье детей? Помогают ли дети родителям и как?

-Какие традиции есть в семье? Какие любит семья праздники и как их отмечают?

 -А хотите знать , как жили семьи ваших дедушек и бабушек?

-Тогда надо отправиться в прошлое. А с помощью чего можно это сделать?

(С помощью машины времени)

-У меня есть машина времени. Надо сказать слова: « 1.2.3. в прошлое попади!» И мы перенесемся в прошлое к казакам.

(Дети одевают виртуальные очки и вместе с воспитателем попадают в комнату , где живет казачья семья.)

II Основная часть.

(Воспитатель предстает в образе хозяйки дома)

— Здорово живете? (Слава Богу!)  Как люблю я встречать гостей. Казачьи семьи очень гостеприимные. Я – хозяйка дома. Домочадцы называют  меня «сама» и слушаются во всем, так как твердо знают святую заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было. Без моего родительского благословения дети не начинают никакую работу. Приглашаю вас в свою семью.

-У казаков не принято долго спать. Все встают рано. Дочки мои начинают работать с 5 лет. Умеют шить одежду, вышивать

-А вы знаете, как называлась одежда казаков и казачек?

(Работа с интерактивной доской)

1 ребенок:  Рубахи казаков были двух видов: бешмет и русская. Бешметы были  до колен, их носили на выпуск. Они считались праздничными. Русская рубаха – повседневная.  (Слайд №1).

2 ребенок: Шаровары — необходимая часть казачьей формы одежды. Лампас – яркая полоска по бокам штанов. Лампас для казаков – символ вольности.  (Слайд №2)

3 ребенок: Верхняя одежда казака- архалук, это нечто среднее между татарским халатом и кафтаном. Также казаки носили зипун – распашная зимняя одежда без воротника. В лютые мороза надевали шубы до земли и валенки.  (Слайд № 3)

4 ребенок: Головной убор казака – папаха, шапка из шерсти барана. Также фуражка была головным убором казака. Казак никогда не расставался с шапкой, считая ее частью себя. В шапку пришивали иконы, использовалась , как подушка для сна.  (Слайд № 4).

5 ребенок:  Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами, кофточки и юбки из ситца.  (Слайд №5)

6 ребенок: Чтобы не запачкаться, использовали белый передник, который называли «запон». Повседневный фартук  делался из холста, а парадный – из богатой кружевной ткани.  (Слайд №6)

7 ребенок: Праздничным костюмом казачки считали  юбку и кофту из одного материала. Называли его «Парочка».    (Слайд №7)

8 ребенок: Платок был будничным и праздничным головным убором. В заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, посиделок, для воскресенья.  «Знуздалка» — платок, которым прикрывали часть лица жарким летом.    (Слайд №8)

9 ребенок:  Шлычка – колпачок, который надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом.  (Слайд №9)

10 ребенок: С нарядной одеждой казачка носила обувь — гусарики.  Особенно нравились мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи – ичиги.   (Слайд №10)

— Давайте посмотрим  в сундук, что там лежит?   (  В сундуке лежат казачий мужской костюм, казачий женский костюм, куклы казачат, одежда на куклы).

Игра «Одень куклу»

Традиции казаков: отмечали православные праздники Рождество, Пасха, Троица. Были верующими, ходили в Церковь.

2) –Ну что же, пора отправляться дальше.  Давайте пройдем во двор.  А хотите узнать, чем занимается хозяин дома?

(Дети проходят к плетню)

— Отцы- казаки занимались земледелием, животноводством.

 (Слайды про работу казака)

Дети всегда помогали родителям. Мы сегодня тоже будем кормить животного, а вот кого, угадайте из подсказок.

(  Работа на интерактивной доске.   По очереди на экране    показывается корм:  морковь, зерно, вода в ведре, сено, сухарики).

— Правильно, будем кормить коня.   (За плетнем появляется конь)

Дети берут корм и подносят лошадям. Необходимо правильно выбрать корм, не взять лишнее.

Игра «Покорми коня правильно»

-В юных казаках  воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь и доблесть – сажали на лошадь с раннего возраста, с 2 лет. Стрелять учили с 7 лет, рукопашному бою-с 3 лет, обращаться с шашкой – с 10 лет. Это была традиция.

-Какими пословицами это можно подтвердить?

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казаку конь- отец родной и товарищ дорогой.

Терпи казак, атаманом будешь.

Казаку честь- Родину беречь.

 -А еще я знаю пословицу «Делу время – потехе  час!» Что она означает? Так давайте поиграем. Становитесь в круг.

Хороводная игра «Дударь» .

Дети ходят по кругу, взявшись за руки и поют песню. В центре хоровода  стоит «Дударь».

Дударь, Дударь, Дударище

Старый, старый старичище.

Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.

Пропев песню, хором спрашивают:

-Дударь, Дударь,  что  болит?

-Рука (нога, уши, голова, спина).

Все находящиеся в хороводе берутся за «больное» место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза.

Финал игры. Когда водящий устает, на вопрос: «Что болит?» ,  он отвечает: «Ничего не болит!».  Играющие отвечают:  «Вот и вылечили!»

-Ну а мне пора готовить обед, поможете мне?

 3)- Пройдем на кухню к столу.  Мы готовим  еду в посуде.

Чугунок — ставим его в печь, готовим щи, кашу, картофель. Макитра-горшок для приготовления и хранения хлеба. Глэчик- для хранения молочных продуктов. Давайте поиграем в игру.

 Игра «Соедини посуду по назначению».

На карте изображена посуда казаков и современная. Дети соединяют линиями посуду по назначению. Макитра-чашка, чугун- кастрюля, ложка деревянная — железная ложка, чашка- тарелка. Лишний предмет – глэчик. Какой современный предмет вы бы добавили? (Бутылка, банка.)

Дети тоже помогают мне, казачке, мальчики перебирают  зерно для каш, а девочки делают любую работу по приготовлению пищи. Сегодня мы будем квасить молоко и варить кашу.

Работа на интерактивной доске

— Выбрать, чем можно заквасить молоко: яйцо, мука, зерно, кефир.

Чтобы заквасить молоко, надо подогреть молоко и добавить закваски.

(Девочки квасят молоко, мальчики перебирают пшено, засыпают в молоко для каши,  воспитатель ставит чугунок в печь)

-Но не только работать хорошо умели казаки! Коли вся семья за дело берется, песня звонко льется и дело спорится.

Игра на ложка отрывка песни «Варенька»

-Мы бережно храним свои традиции. Передаем семейные рецепты приготовления блюд из поколения в поколения.

-Ещё одно дело осталось. Собралась я на Ярмарку, приготовила бусы, да не все доделала. Поможете мне собрать бусы?

Изготовление бус из природного материала и ленточек.

( В подарок берут бусы)

-Вот так, дорогие гости, незаметно, в делах и заботах проходит день нашей семьи.

— Хочется на прощанье сказать слова:

Береги свою Отчизну

И семью не забывай.

Старших мудрые советы

 Ты  обязан почитать

Потому они помогут

Самому мудрее стать.

Дети надевают виртуальные очки, произносят слова  и все переносятся в  детсад.

-Давайте сравним. Может наши традиции совпадают с казачьими? (Ответы детей).  Может ваши предки  казаки? Вот следующая тема для  исследований.  Будем составлять древо семьи, изучать «корни»

III Итог занятия.

Исполнения песни «По горочкам по горам».

-Дети дарят бусы гостям.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.