Путешествие по Кольскому полуострову

Конспект образовательной деятельности

«Путешествие по Кольскому полуострову»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Запорожец Марина Сергеевна,

МДОУ № 14,

г. Оленегорск Мурманской обл.

 

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие

Цель: Закрепить и уточнить у детей представления об объектах Кольского полуострова.

Программные задачи:

Обучающие:

Познавательное развитие

— знакомить детей с изменениями в природе; развивать любознательность и познавательную мотивацию .

Речевое развитие

— развивать способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

— обогащать словарь детей существительными понимать речь, слушать и  отвечать на вопросы воспитателя.

Социально-коммуникативное развитие

— формировать готовность к совместной деятельности

-развивать общение и взаимодействие детей со взрослым и со сверстниками

Развивающие

— развивать артикуляционный аппарат  с движением, память, внимание.

Воспитательные

— воспитывать отзывчивость, любознательность, двигательную и речевую активность.

Методы и приемы:  художественное слово, игровой прием, повтор, показ, моделирование, демонстрация слайдов.

Предварительная работа:

  1. Показ иллюстраций и фотографий с изображением объектов Кольского полуострова.
  2. Наблюдение за коренными жителями (Саами).
  3. Загадывание загадок на развитие внимания
  4. Д/игра найди выход (лабиринт)

5.Знакомство с гербами городов Мурманской области.

  1. Д/игра выложи по схеме.

Оборудование: интерактивная доска,  интерактивная  призентация с гиперссылками на объекты Кольского полуострова,  лабиринты на каждого ребенка,  карточки с изображением животных заповедника, загадки к животным, схемы саамской одежды разрезные детали, разрезные гербы мурманской  области, карточки с изображением «Друзей природы». Заранее подготовленные страницы книги с фотографиями.

Мотивация детей к деятельности: У тётушки совы разлетелись страницы книги, которую она хотела подарить детям.

Ход образовательной деятельности:

Слайд1 (На экране появляется сова): – Здравствуйте ребята! Я сегодня хотела подарить вам замечательную книгу, которая рассказывает о чудесных местах Кольского полуострова. Но вот беда когда я рассматривала эту книгу, подул сильный ветер и несколько страниц из книги улетели. А улетели они, в те места про которые были написаны.

Сова.Что же теперь делать? Как вернуть листы в книгу? Ребята подскажите!

Воспитатель: как вы думаете, как нам помочь Сове (Ответы детей) Конечно, чтобы найти страницы нам надо туда попасть.

Воспитатель: Ой что это?

Слайд 2 На экране появляется карта Кольского полуострова и сова.(Карта интерактивная с гиперссылками на объекты Кольского полуострова. Ребенок нажимает на любой объект и оказывается на объекте).

Воспитатель: правильно это карта Кольского полуострова .С помощью волшебной карты  мы  сможем найти  улетевшие страницы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Вы видите, где наши страницы. Для того чтобы попасть туда необходимо кликнуть по значку.

Слайд №3 Сова:   Хочу вас предупредить!  Вы не сможете  получить страницы  книги пока не выполните задание.

Воспитатель: Но прежде чем отправится. Вспомните  и  назовите «Правила друзей природы».

Соня Б, скажи, что нельзя делать в лесу? ( воспитатель показывает знаки и спрашивает поочередно  детей).

Вика — в лесу нельзя жечь костёр.

Максим — нельзя бросать мусор.

Маша — разорять гнёзда птиц и муравейники.

Марьяна— ломать ветки деревьев и рвать цветы

Настя — громко кричать.

Воспитатель: Вижу, что все правила вы вспомнили , можем  смело отправляться  на поиски страниц  книги.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту. Места где спрятались страницы из книги обозначены значками.

Вика выбери любой значок, что же спрятано под ним.

Слайд 4 (Который Выбрали дети.) Лапландский заповедник.

(Сова) (Краткое описание)

Воспитатель:  Как вы думаете, куда мы попали? (ответы детей) Правильно, это заповедник.

— А что такое заповедник? (заповедники – это участки земли, где природа находится под строгой охраной) .

Максим сколько всего заповедников находится на Кольском полуострове (3)

Маша какие заповедники ты знаешь Кандалакшский, Лапландский, Пасвик) 

Воспитатель: В заповеднике обитает очень много животных. Но они спрятались от нас и покажутся только тогда, когда вы их узнаете и назовете по описанию

Д/И «Отгадай про кого я расскажу?».

  • Встречается он во всех лесах Заполярья. Окраска меха меняется 2 раза в год – это один из самых важных способов защиты. Питается ветками и травой.  Зимой в поисках веточек бегает за лосями. (Заяц)
  • В Мурманской области это самый обычный зверь . Имеет рыжую окраску, иногда бывает чёрно – бурами. Её хост служит ориентиром в темноте для детёнышей. (Лиса.)
  • Это самый крупный грызун. Может жить на суше и в воде. Жилищем служат норы или хатки из палок и веток. Питается  корой и ветками деревьев. (Бобр.)
  • Это самое крупное животное тундры. Он отличается от других животных тем, что и самки и самцы имеют рога. Он приспособлен к жизни в суровых погодных условиях. Служат средством передвижения. (Олень)
  • Это крупный хищник . Питается разнообразной пищей – ягодами, грибами, рыбой. Поздней осенью ложиться в берлогу. (Бурый медведь.)
  • По внешнему виду напоминает крупную собаку. Окрас сероватый или белый. Обитают вблизи от стад домашних оленей. (Волк.).

Воспитатель: Молодцы. Вы разгадали всех спрятанных животных. А вот и наша 1 -я страница к нам прилетела.

Воспитатель: пора отыскать вторую страницу.

Соня Б посмотри внимательно, видишь ли ты страницы книги (нажми  смайлик).

Слайд № 6   с. Ловозеро  

Воспитатель: Кто из вас догадался, где мы оказались? ( ответы). Правильно,  это с. Ловозеро.  Появляется Сова (Краткое описание с. Ловозеро).

Воспитатель: Паша. Как называется народ, который проживает в Ловозеро? (саамы). Соня С. Кто такие саамы?  чем они занимаются ?  (Ловят рыбу, разводят оленей)

Воспитатель:  Саамские  узоры рассказывают о природе и  жизни саамов в тундре). Саамы оставили сообщение на столе. Давайте попробуем разгадать послание. Видите вот такими интересными значками они рассказывают о природе Кольской земли

Воспитатель:  Посмотрите внимательно на схему и украсьте саамскую одежду и обувь.

Паша, что означает синий цвет? ( небо и воду, сопки).

Вика, что означает красный? (цвет жизни)

Варя, что означает жёлтый? (Знак огня)

максим, что означает белый ( чистый снег, тундру, дорогу.)

Маша, А зеленый , что обозначает (Тундру)

Воспитатель: У вас получились  очень красивые саамские  узоры. Можно отправляться в путь.   Слайд 7(Сова). Вот и 2 –я страница к нам вернулась.

(Паша нажми, пожалуйста, значок)

Слайд №8  Альпийский ботанический сад

Воспитатель: Как вы, думаете где мы? Правильно – это Альпийский ботанический сад.   Сова (Краткое описание Альпийского ботанического сада).

Воспитатель: Вот и следующее испытание! Хорошо  ли вы знаете природу Кольского полуострова.

Д/и «Что лишнее»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки и попробуйте догадаться, что здесь лишнее?  (После каждого задания дети объясняют, почему та или иная картинка лишняя).  После правильного ответа лишняя фотография убирается

Воспитатель: Замечательно вы нашли лишние картинки. Вот наша 3-я страница от книги.  Так как мы находимся на Кольском полуострове и здесь очень холодно   предлагаю немножечко согреться

Физминутка «Неболейка»

Мы на севере живем, растирать ладони
Мы здоровье бережем
Чтобы горло не болело поглаживание шеи мягкими
Мы погладим его смело движениями сверху вниз
Чтоб не кашлять, не чихать указательными. пальцами
Нос мы будем растирать растирать крылья носа
Лоб и уши разотрем   И потом плясать пойдем
Знаем, знаем, да. да. да! постукивание по макушке
Нам простуда не страшна поглаживание щек.

Воспитатель: Марьяна. кликни страницу.

Слайд№ 10  Кандалакшский лабиринт.   

Воспитатель: Кто из вас догадался, где мы с вами находимся? Правильно, это Кандалакшский лабиринт.

Варвара, что ты знаете о Лабиринте? ( Ответы детей: Он выложен из небольших камней в форме спирали, ещё его называли Вавилон, т. е. извилистый, волнистый).

Воспитатель: Чтобы отправится дальше,  вам необходимо  найти выход из лабиринта.

(Дети  проходят по Лабиринту )

Слайд 11 (Сова)  Вы молодцы ни кто не запутался вот 4-я страница.

Ася,  нажми на значок,  где мы еще не были?

Слайд 12 Горы Хибины. 

Воспитатель:  Паша как ты думаешь где мы оказались (Ответы детей : (Правильно, в Хибинах) . Савелий, что ты знаешь о  Хибинах.( Горы  покрыты  льдом  и снегом .

Слайд 13  (появляется сова (краткое описание).

Воспитатель: Выберите гербы тех городов через которые проходят горы Хибины ( Мурманск , Мончегорск, Оленегорск, Кировск,  Апатиты).

Слайд 14 Сова

Воспитатель: Подойдите к столам по 2 человека  у вас на подносах разрезанные картинки гербов Мурманской области соберите,  герб какого города у вас получился.

Д/ и  «Собери герб»

Маша —  герб какого города вы собрали? (Кировск, Апатиты, Мурманск, Оленегорск . Мончегорск).

Молодцы вот и 5-я страница.

Слайд 15. Сова: Ура! Я поздравляю вас вы справились со всеми заданиями и в награду за ваши труды я дарю вам книгу звучит музыка и книга растворяется и появляется у Воспитателя.

Воспитатель: Посмотрите Сова отправила нам книгу «Чудесные места Кольского полуострова» А в ней не только чудесные места, но и  ваши фотографии.

Слайд 16 Спасибо за внимание!

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.