Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе | ДЕТСТВО-ГИД

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе

Из опыта работы

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе»

Королева Лариса Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ № 50,

г. Мурманск

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Именно в разновозрастной группе детского сада младшие дети учатся у старших постигать жизненные премудрости, а старшие учатся быть внимательными к младшим, заботиться и ухаживать за ними, нести за них определенную ответственность.

В нашу круглосуточную группу дети приходят, как правило, с трех лет, и, если они будут общаться только со своими сверстниками, с такими же трехлетками, то где им набираться социального опыта, где и у кого учиться опыту взаимоотношений не только со сверстниками, но и с детьми постарше? В основе формирования разновозрастной группы лежит принцип уклада многодетной семьи, где все дети подчиняются определенным правилам и живут по определенному распорядку.

Среда – это окружающее человека пространство, зона его непосредственной активности, его ближайшего развития и действия.

Среда развития ребенка – пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает жизнь ребенка в детском саду, в том числе предметно-пространственная среда и социальная среда.

Создавая развивающую среду группы, мы столкнулись с определенными трудностями: нужно было учесть состав детей, посещающих группу, разный возраст воспитанников, уровень их развития, интересы, склонности, спо­собности, половой состав, личностные особенности и прочее. Обстановка в группе должна быть построена таким образом, чтобы предоставить каждому ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы мы разделили на несколько зон, в которых содержится достаточное количество материалов для разных видов деятельности воспитанников.

Зона познавательной деятельности содержит материалы для разных возрастных групп.

Для старших детей:

— детская литература научно — познавательной направленности;

— наборы цифр, геометрических фигур для формирования математических представлений;

— дидактические игры по обучению грамоте;

— оборудование для детского экспериментирования;

— детские компьютеры;

Предметы для сенсорного развития младшей подгруппы детей:

— разнообразные вкладыши;

— пирамидки;

— скаты;

— изготовленные своими руками игры с прищепками и крышками для развития мелкой моторики;

— карточки для обучения классификации предметов и знакомства с цветом;

У нас есть также различные конструкторы и мозаики: крупные и средние для малышей и мелкие, например «ЛЕГО», для старших детей.

Особенно хочется отметить создание в группе мини-музея «Разноцветная земля». Мини-музей «Разноцветная Земля» — интерактивное образовательное пространство. Он включает в себя 4 экспозиции: «Древняя земля», «Белая земля», «Желтая земля» и «Зеленая земля».

Формы работы в мини-музее «Разноцветная планета»: экскурсии, виртуальные путешествия, игры-путешествия, чтение художественной и познавательной литературы, энциклопедий, выставки книг, продуктивные виды деятельности, дидактические игры, выставки детских работ, экспериментальная деятельность: опыты с природными материалами (песок, снег, почва..), самостоятельная деятельность детей.

 В процессе организованной и самостоятельной деятельности в мини-музее дети знакомятся с растительным и животным миром планеты, ее историей. Дети могут обследовать экспонаты, действовать с ними с учётом собственных интересов и возможностей, общаться со сверстниками по поводу увиденного, делать выводы.

Книжный уголок также содержит книги интересные для разных возрастов:

— для малышей книги с крупными картинками, знакомые сказки, стишки, потешки, книжки-игрушки;

— для старших детей наряду с художественной литературой, представлены детские энциклопедии, буквари, журналы о животных, журналы с заданиями, а также книжки-малышки для игры в библиотеку.  

Игротека включает настольно-печатные игры для разных возрастных групп, а также игровые тематические наборы (животные, транспорт, мебель и др).

Игровые пособия разных размеров для сюжетно-ролевой игры: большие для игр на ковре, а маленькие для игр на столе (большие и маленькие куклы, машины, мебель, наборы продуктов). Так дети могут играть не мешая друг другу, потому что игры старших по сюжету более сложные чем у малышей. Но следует отметить, что очень часто они играют вместе, что очень полезно для маленьких, обогащает их игровой опыт.

Физкультурный уголок насыщен разнообразным оборудованием, которое интересно и активно используется всеми детьми.

Уголок природы включает в себя комнатные растения, аквариум с рыбками, календарь природы с условными магнитными знаками, дидактические игры по экологии, предметы ухода за рыбками и растениями. Следует сказать, что они в целях безопасности находятся вне зоны доступа для малышей, но старшие дети под присмотром взрослых рыхлят землю, поливают, протирают листья комнатных растений, весной высаживают семена укропа и петрушки, лук в мини огороде на подоконнике.

Театральный уголок содержит игрушки для театрально-игровой деятельности: разные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, фланелеграф), а также маски животных и элементы костюмов для игр-драматизаций. Очень часто старшие ребята устраивают показ сказок на для малышей, что играет важную роль в овладении детьми навыками выразительной диалогической речи.

Уголок для изобразительной деятельности содержит разнообразный традиционный материал для творчества, а также природный и бросовый материал для поделок. Особенность его использования в том, что старшие дети могут всем материалом пользоваться самостоятельно, закрепляя полученные навыки, а малыши еще только знакомятся со способами изодеятельности в совместном творчестве с воспитателем.

Уголок релаксации необходим в группе, так как иногда ребятам хочется побыть в одиночестве, поиграть в индивидуальную игру, посекретничать с подружкой, просто полежать и отдохнуть. Для этого у нас есть мягкий диванчик, и даже целый «домик», а также дети любят строить себе домики из крупных мягких модулей. Отличным средством релаксации стал аквариум с рыбками: и малыши, и старшие дети с удовольствием подолгу наблюдают за их жизнью.

Хочу отметить, что предметно-развивающая среда нашей группы мобильна, можно с легкостью поменять расположение зон, внести новизну в привычное расположение уголков, что повышает интерес детей к пребыванию в детском саду и создает комфортную, благоприятную развивающую среду для каждого воспитанника, а именно это и является нашей главной задачей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.