Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Экскурсия на реку Какша в поселке Сява Нижегородской области | ДЕТСТВО-ГИД

Экскурсия на реку Какша в поселке Сява Нижегородской области

Экскурсия на реку Какша в поселке Сява Нижегородской области

для старших дошкольников

Смирнова Татьяна Вячеславовна,

воспитатель МБДОУ

«Сявский детский сад «Колокольчик»

Река Какша

Цель экскурсии меняется в зависимости от времени года, но главным остаётся созерцание вида реки и окружающей природы. Таким образом в разное время года ставятся разнообразные обучающие, развивающие и воспитательные цели:
 — наблюдение за изменениями в природе и наблюдение за жизнью обитателей реки и леса;
— проведение десантов по очистке территории от мусора;
— по желанию воспитанников делаем зарисовки видов, открывающихся с возвышенности.

Большая Какша (Какша) — река в Кировской и Нижегородской областях России, левый приток Ветлуги.. Протекает по территории Шабалинского, Шахунского и Ветлужского районов.

В верхнем течении называется Какша. 

Длина реки составляет 138 км, площадь водосборного бассейна — 2250 км².
Река представляет интерес для сплавов первой категории – на байдарках и катамаранах, можно сплавляться на резиновых лодках.
Название произошло от марийского слова:  какша — марийское родоплеменное название, отсюда произошло название реки Кокшага, что в Марий Эл!
Также с марийского какша — это нарыв, чирий.

История края

Когда-то, давным-давно, среди густого темного леса тихо и спокойно несла свои воды глубоководная река.
Местами ее берега выделялись белыми песчаными пятнами, за это марийцы, селившиеся у реки, прозвали ее Какша, что в переводе означает «песчаная коса». Есть и другие версии названия реки:
1) Какша- лесная птица, коршун, ястреб.

2) Какша- развилка двух рек от которых она берет начало. Богата была речка разнообразной рыбой, много птиц садилось на ее светлые воды. Занимались поселенцы рыболовством и охотой.

Были у Какши и помощники — притоки: Малая Какша, Сявка, Вахтанка. Вахтанка получила свое название от поселка Вахтан, который был назван по имени марийского князя Вахтана. Эти речушки брали начало от маленьких родничков в лесах. Хотя они не были такими широкими и глубокими, как Какша, но оказывали хорошую помощь своей старшей сестре, делая ее еще более полноводной. Одна за другой на берегах реки появлялись деревеньки. У каждой было свое звучное неповторимое название. Монахи, посланные из Макарьевского монастыря на освоение новых земель, увидели на месте одной деревни много хмеля, а вица- тонкий прут, в данном случае лоза хмеля – отсюда и пошло название Хмелевицы. Ченебечиха названа по прозвищу жительницы этой деревни, бывшей замужем за татарским ханом Ченебеком. Деревню Горелая назвали так после большого пожара, где полностью сгорела мельница- кормилица крестьян.
Существует очень интересная легенда о возникновении и названии нашего поселка Сява. В охотничьем домике в лесу жил крестьянин Савва. У него была красавица дочь, на которую засмотрелся местный помещик. Он забрал девушку у отца, увез в свою усадьбу и там над ней издевался. Девушка не вынесла позора и утопилась. Савва сговорился с лесными разбойниками отомстить помещику. Они убили барина и вместе с Саввой ушли жить на берег Какши. Там они начали строить избы… Так появилось поселение, которое назвали по имени первостроителя Савва. Потом произошли изменения в названии, которое стало звучать ласково — Сява, речка, впадающая в Какшу — Сявка.

Эколого-биологическая характеристика реки

Эколого-биологическая характеристика реки

Богата и разнообразна живая природа в бассейне реки Б. Какша. Леса, которые находятся по берегам реки объединили в себе элементы природы Сибири и Запада в удивительно гармоничный союз.

Ель, сосна и пихта в наших краях живут рядом с дубом, вязом, кленом. Берега реки — это леса: сосновый бор, ельник, смешанный лес и дубрава. Дубравы в настоящее время сохранились только в поймах рек и являются, можно сказать, уникальным природным явлениям. Еще одна особенность бассейна реки Б. Какша – наличие озер-стариц. Форма озер различна – от круглой до продолговатой.

Растительный мир прибрежных лесов очень разнообразен и представлен следующими видами растений:

  • Деревья: ель и сосна обыкновенная, лиственница русская, береза, ольха серая, дуб черешчатый, осина, липа, мелколистная, клен остролистый;
  •  кустарники: можжевельник обыкновенный, крушина ломкая, волчье лыко, черемуха, лещина и др.;
  •  кустарнички: черника, голубика, брусника;
  • травянистые растения: папоротники, кислица обыкновенная, седмичник обыкновенный, плаун булавовидный, сныть, копытень европейский, медуница неясная, хохлатка, Галлера. Прострел весенний и ландыш майский — занесены в Красную книгу.
  • растения пойменных лугов: пырей ползучий, вейник наземный, костёр безостый, различные виды клевера, бобовых. Обильно представлено разнотравье – колокольчики и лютики, смолка и гвоздика. Таволга вязолистная один из типичных представителей поймы. Водные растения реки и заводей, озёр-стариц разнообразны по своему положению в водоёме, один из них целиком находится под водой, полностью погружены (элодея, роголистник, рдест). Другие погружены в воду только своей нижней частью (хвощ приречный, стрелолист, камыш озерный).

Некоторые обитатели водоемов имеют плавающие листья, но их корневища прикреплено ко дну (кубышка, кувшинка) животный мир реки. Какша и её окрестности представлен разными группами животных это –

  • безпозвоночные: черви, насекомые (водомерки, водяные клопы, личинки стрекоз и другие), малюски, раки;
  • рыбы: щука, язь лещ, окунь, плотва, ёрш, пескарь, и другие;
  • амфибии: лягушки и тритоны;
  • рептилии: ящерицы и змеи;
  • млекопитающие: лось, волк, медведь, лиса, заяц, кабан, бобр, выдра, ондатра и другие;
  • птицы: чайки, утки, гуси, журавли, совы, иволги, дятлы и другие.

В летнее время сплав и рыбалка возможны в среднем и нижнем течении Большой Какши, в русле реки мешают коряги и топлёнки. В сухой год сплав возможен только в нижней части реки и по Ветлуге.

Умение слушать окружающий мир рождает удивление перед чудом природы. Использование акустической технологии включает такие формы работы с детьми, как: 
— слушание птиц и распознавание их по голосам;
-обучение пользованию звукозаписывающими устройствами (на традиционные диктофоны и более современные записывающие средства); 
— восприятие звуков живой природы (голоса птиц, шум реки); 
— слушание леса весеннего, летнего, осеннего, зимнего и сопоставление звуковых рядов.
Эта технология важна с точки зрения обогащения сенсорного опыта, так как способствует формированию художественного образа природы, рождению эстетических переживаний. 
Для того, чтобы дети лучше усвоили пройденный материал и больше знали о своём родном крае во время экскурсии проводим викторину.

Викторина «Тропинками родного края»

Как называется река в нашем поселке?
Ответ: Какша.

Какие притоки у реки Какши?
Ответ: Малая Какша, Сявка, Вахтанка. Вахтанка
Какие деревья растут на берегу Какши?
Ответ: Дуб, ольха, береза, сосна, ель, липа, клен.
Какие рыбы водятся в реке Какше?
Ответ: Щука, язь лещ, окунь, плотва, ёрш, пескарь, и другие.
Какие речные амфибии и рептилии обитают в реке Какше?
Ответ: лягушки и тритоны, ящерицы и змеи.

Какие млекопитающие живут рядом рекой Какшой?
Ответ: лось, волк, медведь, лиса, заяц, кабан, бобр, выдра, ондатра и другие;
Какие птицы прилетают на берега реки Какши?
Ответ: чайки, утки, гуси, журавли, совы, иволги, дятлы и другие.

Расскажите историю – легенду о поселке Сява на берегу Какши.

В охотничьем домике в лесу жил крестьянин Савва. У него была красавица дочь, на которую засмотрелся местный помещик. Он забрал девушку у отца, увез в свою усадьбу и там над ней издевался. Девушка не вынесла позора и утопилась. Савва сговорился с лесными разбойниками отомстить помещику. Они убили барина и вместе с Саввой ушли жить на берег Какши. Там они начали строить избы… Так появилось поселение, которое назвали по имени первостроителя Савва. Потом произошли изменения в названии, которое стало звучать ласково — Сява, речка, впадающая в Какшу — Сявка.

В конце экскурсии для закрепления материала о животном мире Нижегородской области предлагаю упражнение «Найди пару». 
Группа: 8-10 человек. (желающие)
Время: 15-20 мин.
Материал: заранее заготовленные карточки с названиями животных родного края.
Инструкция: Я раздам вам карточки, на которых изображены животные Нижегородской области. Изображения повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет изображен волк, знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также изображен волк.
Воспитатель раздаёт карточки (если в группе нечётное количество участников, воспитатель тоже принимает участие в упражнении).
«Посмотрите, пожалуйста, кто на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы животного видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдёте свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, воспитатель спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость и в игровой форме закрепляется пройденный материал. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим. После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Технология контемплятивно-акустического освоения мира открывает широкие возможности исследования мира природы.

Литература:
1.Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития “ЭкоПро”, Образовательный портал “Мой университет”,
2.Карпушева Е.Т. Экспедиция: традиция и инновация в экологическом образовании. — Проблемы экологического образования: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. С. 241.

Виды смотровой площадки в разное время года

Осень
Зима
Весна
Лето


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.