Формирование компонента интеллектуальной готовности к обучению в школе

Из опыта работы

«Формирование компонента интеллектуальной готовности к обучению в школе»

Ярославцева Екатерина Игоревна,

педагог-психолог, учитель-дефектолог

МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад №16»

Интеллектуальная готовность является одним из компонентов общей готовности к обучению в школе.

В настоящее время,  современные ученые трактуют определение интеллектуальной готовности как необходимый для усвоения школьной программы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.

Современные ученые в области подготовки детей к обучению в школе расширяют определение интеллектуальной готовности следующими подкомпонентами:

  • определённый кругозор, запас конкретных знаний;
  • развитая любознательность, желание узнавать новое;
  • достаточно высокий уровень сенсорного развития;

Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей дошкольного возраста не возникает спонтанно, а формируется при выполнении ряда условий:

  1. систематические занятия со взрослым;
  2. развитие взрослыми познавательных потребностей ребенка и создание оптимальной предметно-развивающей среды для активной мыслительной деятельности детей дошкольного возраста, т.е чем интереснее деятельность, тем выше уровень познавательной активности.

Активность же дошкольников в познавательной деятельности определяют две составляющие:

  • природная детская любознательность;
  • стимулирующая деятельность педагога.

Если обратиться к федеральной образовательной программе дошкольного образования, то пункт 23.4 гласит: «формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов».

Соответственно, для успешного формирования интеллектуального компонента деятельности дошкольника и активизации его познавательной деятельности, мы самостоятельно продумываем те методы, приемы, формы и средства обучения, которые наиболее эффективно помогут в решении поставленных задач в рамках подготовки детей к школе.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из таких методов, форм, приемов и средств реализации поставленной задачи, которые активно внедряю в свою работу.

И первое, на что следует обратить внимание-это  предметно-развивающая среда, которая должна соответствовать возрастным и познавательным потребностям и интересам ребенка.

Разнообразить предметно-развивающую среду в ДОУ с целью обеспечения образовательных потребностей ребенка и активизации его познавательной активности можно с помощью:

  • создания мини-музеев;
  • разнообразия дидактических игр;
  • коллекций;
  • игр-экспериментов;
  • картотек интеллектуальных разминок;
  • логико-поисковых схем;
  • мнемотаблиц;
  • центров логики и размышления и т.д.

Наряду с многообразием игр и пособий по интеллектуальному развитию детей, существуют игры и пособия, которые носят название — «многофункциональные игры».

Это игры, которые можно использовать для решения различных образовательных и развивающих задач, могут служить и методом обучения и являться средством самостоятельной игровой деятельности дошкольников: используется как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.

Такие  игры не только являются ценным средством интеллектуального  развития дошкольников, они мотивируют, делают учебный материал увлекательным, облегчают процесс усвоения знаний и способствуют общему развитию детей.

Д/и «Прикрепи словечко»

Задания:

  1. Я даю понятие, а вы продолжаете цепочку из тех слов, которые это понятие обозначают. Итак, прикрепим словечки к слову «Овощи» (обобщение).
  2. Я называю предмет, а вы его свойство, например «Яблоко» какое? (анализ).
  3. «Назови предметы, схожие по форме, цвету»
  4. Я называю геометрическую фигуру, например круг, а вы цепляете к веревочке все предметы, круглые по форме (опосредованное запоминание, сравнение).

Формы работы по реализации задачи формироания интеллектуального компоненты могут быть следующими:

  • Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорного оборудования;
  • Развивающие игры и игровые упражнения  — дидактические, подвижные, игры-экспериментирование;
  • Проектная деятельность;
  • Продуктивная деятельность;
  • Проблемно-поисковые ситуации;
  • Рассматривание и совместное составление знаково-символических схем;
  • Моделирование;
  • Совместные  тематические выставки, альбомы, мини-музеи, коллекционирование.


Следующая форма работы с  дошкольниками по интеллектуальному развитию —  игровые развивающие занятия.

Отличие игровых развивающих занятий в том, что в их содержании присутствует:

-вход «погружение» в различные игровые ситуации, т. к игра – это ведущий вид деятельности дошкольника (путешествие куда-либо, экскурсия куда-либо и т. д).

Обучающие методы и приемы, которые мы можем использовать на таких занятиях- это:

  • моделирование проблемных ситуаций (решить учебную задачу, чтобы помочь кому-то, дойти к цели и т. д);
  • включение самостоятельной поисковой деятельности детей.
  • использование ИКТ;
  • использование проективных методов;
  •  экспериментирование.

Виды таких занятий разнообразны:

  • квест-бродилки;
  • виртуальные путешествия;
  • исследовательские лаборатории;
  • интеллектуальные викторины.

И еще одно эффективное средство формирования компонента интеллектуальной готовности – это интерактивные методы.

Интерактивные методы — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).

Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий подход к решению проблем, учит правильно и адекватно оценивать свои силы, видеть «белые пятна» в своих знаниях. 

Преимущества интерактивных методов обучения:

  • Включение каждого участника в активный процесс освоения знаний.
  • Реализация дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
  • Формирование навыков успешного общения, таких как умение слушать, строить диалог, задавать вопросы, работать в команде.

Развитие умения самостоятельно добывать знания, разделять задачи на более мелкие, определять последствия своего выбора и брать на себя ответственность за результат.

В практике работы с дошкольниками,  активно используются следующие интерактивные методы и приемы:

  • творческие задания
  • работа в малых группах
  • обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст)
  • интеллектуальные разминки
  • работа с наглядными видео-и аудио-материалами
  • тематические диалоги
  • анализ жизненных ситуаций и тому подобное.
  1.  «Микрофон»

Я называю слово, а вы добавляете каждый раз моему свое, далее передаете микрофон соседу и он называет мое, соседа и добавляете свое (развитие слухового запоминания).

  • «Цепочка»

Я называю объект, второй человек — его свойство, третий предмет с теми же свойствами, например:

морковь-морковь сладкая, сладким бывает сахар, сахар-белый-белым бывает снег и т.д.

В ДОУ участники образовательного процесса,  педагог-психолог и воспитатели,  работают в тесном взаимодействии.

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализации задачи формирования  интеллектуального компонента, педагог-психолог реализует на:
индивидуальных и подгрупповых развивающих занятиях с детьми;
Воспитатель реализует задачу формирования интеллектуального компонента готовности к школе на:

1.  Занятиях и в процессе индивидуальной работы;

2. В режимных моментах;

3. Оказывает косвенное руководство самостоятельной деятельностью детей.

В завершении хочется сказать, что дошкольный возраст – очень важный период жизни каждого человека, именно в дошкольном возрасте закладываются основы успешности социализации, освоения необходимых знаний, развития необходимых функций и основных сторон личности. Именно в этот период взрослым необходимо создать все условия для развития детей. Развитие познавательной активности и формирование интеллектуальной сферы – это важное направление в работе с детьми дошкольного возраста.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.