Из опыта работы
«Формирование компонента интеллектуальной готовности к обучению в школе»
Ярославцева Екатерина Игоревна,
педагог-психолог, учитель-дефектолог
МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад №16»
Интеллектуальная готовность является одним из компонентов общей готовности к обучению в школе.
В настоящее время, современные ученые трактуют определение интеллектуальной готовности как необходимый для усвоения школьной программы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.
Современные ученые в области подготовки детей к обучению в школе расширяют определение интеллектуальной готовности следующими подкомпонентами:
- определённый кругозор, запас конкретных знаний;
- развитая любознательность, желание узнавать новое;
- достаточно высокий уровень сенсорного развития;
Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей дошкольного возраста не возникает спонтанно, а формируется при выполнении ряда условий:
- систематические занятия со взрослым;
- развитие взрослыми познавательных потребностей ребенка и создание оптимальной предметно-развивающей среды для активной мыслительной деятельности детей дошкольного возраста, т.е чем интереснее деятельность, тем выше уровень познавательной активности.
Активность же дошкольников в познавательной деятельности определяют две составляющие:
- природная детская любознательность;
- стимулирующая деятельность педагога.
Если обратиться к федеральной образовательной программе дошкольного образования, то пункт 23.4 гласит: «формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов».
Соответственно, для успешного формирования интеллектуального компонента деятельности дошкольника и активизации его познавательной деятельности, мы самостоятельно продумываем те методы, приемы, формы и средства обучения, которые наиболее эффективно помогут в решении поставленных задач в рамках подготовки детей к школе.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из таких методов, форм, приемов и средств реализации поставленной задачи, которые активно внедряю в свою работу.
И первое, на что следует обратить внимание-это предметно-развивающая среда, которая должна соответствовать возрастным и познавательным потребностям и интересам ребенка.
Разнообразить предметно-развивающую среду в ДОУ с целью обеспечения образовательных потребностей ребенка и активизации его познавательной активности можно с помощью:
- создания мини-музеев;
- разнообразия дидактических игр;
- коллекций;
- игр-экспериментов;
- картотек интеллектуальных разминок;
- логико-поисковых схем;
- мнемотаблиц;
- центров логики и размышления и т.д.
Наряду с многообразием игр и пособий по интеллектуальному развитию детей, существуют игры и пособия, которые носят название — «многофункциональные игры».
Это игры, которые можно использовать для решения различных образовательных и развивающих задач, могут служить и методом обучения и являться средством самостоятельной игровой деятельности дошкольников: используется как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.
Такие игры не только являются ценным средством интеллектуального развития дошкольников, они мотивируют, делают учебный материал увлекательным, облегчают процесс усвоения знаний и способствуют общему развитию детей.
Д/и «Прикрепи словечко»
Задания:
- Я даю понятие, а вы продолжаете цепочку из тех слов, которые это понятие обозначают. Итак, прикрепим словечки к слову «Овощи» (обобщение).
- Я называю предмет, а вы его свойство, например «Яблоко» какое? (анализ).
- «Назови предметы, схожие по форме, цвету»
- Я называю геометрическую фигуру, например круг, а вы цепляете к веревочке все предметы, круглые по форме (опосредованное запоминание, сравнение).
Формы работы по реализации задачи формироания интеллектуального компоненты могут быть следующими:
- Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорного оборудования;
- Развивающие игры и игровые упражнения — дидактические, подвижные, игры-экспериментирование;
- Проектная деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Проблемно-поисковые ситуации;
- Рассматривание и совместное составление знаково-символических схем;
- Моделирование;
- Совместные тематические выставки, альбомы, мини-музеи, коллекционирование.
Следующая форма работы с дошкольниками по интеллектуальному развитию — игровые развивающие занятия.
Отличие игровых развивающих занятий в том, что в их содержании присутствует:
-вход «погружение» в различные игровые ситуации, т. к игра – это ведущий вид деятельности дошкольника (путешествие куда-либо, экскурсия куда-либо и т. д).
Обучающие методы и приемы, которые мы можем использовать на таких занятиях- это:
- моделирование проблемных ситуаций (решить учебную задачу, чтобы помочь кому-то, дойти к цели и т. д);
- включение самостоятельной поисковой деятельности детей.
- использование ИКТ;
- использование проективных методов;
- экспериментирование.
Виды таких занятий разнообразны:
- квест-бродилки;
- виртуальные путешествия;
- исследовательские лаборатории;
- интеллектуальные викторины.
И еще одно эффективное средство формирования компонента интеллектуальной готовности – это интерактивные методы.
Интерактивные методы — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).
Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий подход к решению проблем, учит правильно и адекватно оценивать свои силы, видеть «белые пятна» в своих знаниях.
Преимущества интерактивных методов обучения:
- Включение каждого участника в активный процесс освоения знаний.
- Реализация дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
- Формирование навыков успешного общения, таких как умение слушать, строить диалог, задавать вопросы, работать в команде.
Развитие умения самостоятельно добывать знания, разделять задачи на более мелкие, определять последствия своего выбора и брать на себя ответственность за результат.
В практике работы с дошкольниками, активно используются следующие интерактивные методы и приемы:
- творческие задания
- работа в малых группах
- обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст)
- интеллектуальные разминки
- работа с наглядными видео-и аудио-материалами
- тематические диалоги
- анализ жизненных ситуаций и тому подобное.
- «Микрофон»
Я называю слово, а вы добавляете каждый раз моему свое, далее передаете микрофон соседу и он называет мое, соседа и добавляете свое (развитие слухового запоминания).
- «Цепочка»
Я называю объект, второй человек — его свойство, третий предмет с теми же свойствами, например:
морковь-морковь сладкая, сладким бывает сахар, сахар-белый-белым бывает снег и т.д.
В ДОУ участники образовательного процесса, педагог-психолог и воспитатели, работают в тесном взаимодействии.
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализации задачи формирования интеллектуального компонента, педагог-психолог реализует на:
индивидуальных и подгрупповых развивающих занятиях с детьми;
Воспитатель реализует задачу формирования интеллектуального компонента готовности к школе на:
1. Занятиях и в процессе индивидуальной работы;
2. В режимных моментах;
3. Оказывает косвенное руководство самостоятельной деятельностью детей.
В завершении хочется сказать, что дошкольный возраст – очень важный период жизни каждого человека, именно в дошкольном возрасте закладываются основы успешности социализации, освоения необходимых знаний, развития необходимых функций и основных сторон личности. Именно в этот период взрослым необходимо создать все условия для развития детей. Развитие познавательной активности и формирование интеллектуальной сферы – это важное направление в работе с детьми дошкольного возраста.