Из опыта работы
«Пословицы и поговорки как элемент устного русского народного творчества в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Маргаритова Наталья Михайловна,
воспитатель МБДОУ № 10 г. Апатиты,
Мильцина Алена Михайловна,
воспитатель МБДОУ № 10 г. Апатиты
Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений является речевое развитие детей.
Высокую оценку поговоркам и пословицам как творению народного ума давали многие великие мыслители. К.Д. Ушинский говорил; поговорки и пословицы помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутье к звуковым высотам русского языка».
Согласно ФОП, к целевым ориентирам речевого развития относятся овладение устной речью, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Реализация данного направлений тесно связана с приобщением к истокам русской народной культуры.
Актуальность использования заключается в том, что русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего поколения – мудрые пословицы и поговорки.
Знакомство с пословицей и поговоркой развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.
А также пословицы и поговорки как малые формы фольклорного жанра обладают широкими возможностями развития смысловой стороны речи ребенка, отражают степень владения его словом.
Цель работы: развитие речи детей старшего дошкольного возраста путем систематического использовании пословиц и поговорок.
Задачи:
- Формировать у детей любовь и интерес к родному языку, народным, традициям и культуре.
- Учить осознанно использовать пословицы и поговорки в речи,
- Повысить уровень образной и связной речи.
- Развивать воображение, кругозор.
Использование малых народных форм в процесс обучения и воспитания основано на принципе «от простого к сложному». Важно учитывать возрастные и гендерные особенности воспитанников, их интеллектуальные и речевые способности.
Свою работу мы построили в такой последовательности:
1. Развитие интереса детей к народному слову.
Используем пословицы и поговорки в режимных моментах, игровой деятельности детей (во время обеда используем пословицы: «Когда я кушаю, никого не слушаю», «Говори меньше ,ешь больше». На прогулке: «Береги нос в большой мороз»).
В образовательной деятельности формируем представление о пословицах и поговорках как народном творчестве, мудрости на все случаи жизни (серия бесед «Народная мудрость в пословицах и поговорках»).
2. Знакомство детей со словом, как частью пословицы и поговорки. Даем представление, что с помощью слова мы выражаем свое настроение, отношение, все свои чувства. Объясняем, что к слову нужно относиться внимательно, понимать его смысл и значимость.
Знакомя с похожими пословицами и поговорками, мы обобщаем их. Например, разъясняя выражения «Терпенье и труд все перетрут», «Золотые руки», «Умелые руки не знают скуки», сравниваем, а затем связываем пословицы с понятием «труд», говорим о значимости его в жизни каждого человека. А слово «руки» приобретает переносное значение – «мастерство, умение». Тем самым происходит обогащение с словаря.
Начиная работу над отдельным словом, его значением, переходим к объяснению значения всей пословицы в целом.
3. Использование пословиц в разных видах детской деятельности. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц. Мы расширяем опыт взаимодействия детей с пословицами и поговорками.
Например, в познавательной деятельности мы можем использовать дидактические игры «Подбери картинку», «Подбери пословицу к картинке». Какая пословица подходит к этой картинке? Что она означает? Подбирая несколько иллюстраций к пословице, обеспечиваем понимание ее смысла, обобщенности, многозначность.
Так же знакомство с народным творчеством реализуем через чтение русских народных сказок, рассказов К. Д. Ушинского.
В коммуникативной деятельности применяем упражнение «Объясни». Учим детей рассуждать, задавая вопросы: «Кому следует говорить: поспешишь, людей насмешишь?», «Кому и в каком случае мы скажем: семь раз отмерь, один раз отрежь?», «Почему одна голова хорошо, а две лучше?»
В двигательной деятельности предлагаем детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Слышишь звон, да не знаешь, где он».
Четвертый этап направлен на выявление способности детей использовать малые фольклорные формы в разговорной речи. Для этого мы сначала создаем ситуации включения пословиц в речь детей, оцениваем правильность и уместность данного использования.
Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице.
Можно дать детям нарушенные пословицы и предложить произнести их верно: «Глаза – делают, руки — боятся»; — «Весна красна – снопами, а осень — цветами», «Маленькое безделье лучше большого дела».
Применяем дидактическое упражнение «Продолжи пословицу». Ребенку необходимо закончить пословицу: «За двумя зайцами погонишься…», «Любишь кататься, люби и…».
Другим вариантом этой же игры может быть составление пословиц по двум опорным словам, написанных или нарисованных на карточках: 7– 1 («Семеро одного не ждут»), Труд – лень («Труд кормит, а лень портит»).
В форме викторины или соревнования, задается вопрос: «КОМУ ВОЛК НЕ ТОВАРИЩ?». «Кто бежит на ловца?»
- Не менее важным условием речевого развития, является взаимодействие с семьями детей. Для родителей были разработаны методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок, подготовлены консультации, информационные стенды, картотеки. С участием родителей запланированы развлечения «На всякого Егорку есть своя поговорка», досуг «Зимний денек — воробьиный скок», фотовыставка «Красна изба не углами, а пирогами»,.
Отмечаем динамику изменения уровня речевого развития детей в процессе использования пословиц и поговорок. У детей обогатился словарный запас, связная речь стала более грамотной и распространенной. Дети стали использовать пословицы и поговорки в самостоятельной речи.
Проводимая работа доказала, что арсенал способов и методов применения пословиц и поговорок в детском саду вполне доступен. Несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему миру, побуждают думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственно — речевой опыт детей.
Вывод:
Приобщая детей к народной культуре решаются не только проблемы обогащения речи, но и совершенствуется их внутренний мир, делает его более духовным.