План-конспект урока по народно-сценическому танцу
«Основы русского народного танца для детей младшего школьного возраста»
с обучающимися 2 класса
Алешечкина Виктория Александровна,
преподаватель дополнительного образования
МБУДО ДШИ № 21,
г. Новосибирск
Тема урока: «Русский народный танец»
Цель урока:
- Привитие любви к русскому танцу;
- Подготовка танцевального материала для постановки номера в характере русского танца;
Задачи урока:
- Закрепление, углубление и расширение знаний, навыков, полученных на предыдущих уроках;
- Развитие техники исполнения русского народного танца;
- Воспитание художественного вкуса;
- Развитие координации выносливости, музыкальности;
Тип урока : Комбинированное практическое занятие.
Методы обучения:
Традиционные:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический (повторение элементов и движений русского народного танца);
Нетрадиционные:
- Сочинение:
Педагогические техники обучения:
- Здоровье сберегающая технология;
- Игровая технология;
- Личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом;
Материально-техническое обеспечение урока:
- Хореографический класс;
- Баян;
- Нотный материал;
- Танцевальная форма;
- Обувь для народного танца (туфли народные);
- Музыкальный центр;
- Флэш-карта;
Сведения об учащихся:
- 2 класс (1 год обучения народно-сценическому танцу);
- Возраст 8 лет;
- Количество детей 12;
Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут) с 5-минутным перерывом
План урока
- Вводная часть (организационная)
- Подготовительная:
- Разминка в линиях по кругу
- 3. Основная:
- Русская середина (упражнения по кругу и по линиям);
- Изучение нового элемента р.н.т. «ключ дробный 1 вида»;
- Вращения на середине зала и по диагоналям;
- Перемена 5 мин. Проветривание класса;
- Работа над танцевальным номером на основе р.н.т. «По малину в сад пойдем» и «Как у наших у ворот»;
- Самостоятельное сочинение этюда на основе изученных движения на тему «Летом на опушке».
- Заключительная часть (подведение итогов).
Ход урока:
Вводная (организационная) часть (5 минут):
- Построение и вход детей в класс;
- Движение по кругу маршем, перестроение в одну колонну, далее в две колонны, далее в линии по 4 человека. Муз.размер 4/4;
- Поклон в характере русского танца. Муз.размер 2/4;
Проверка присутствующих в классе, проверка внешнего вида и готовности к уроку
Подготовительная часть — упражнения для разогрева мышц (5 минут):
1. Упражнения для стопы:
- Подъем на п/п по 6-ой позиции;
- Поочередный подъем на п/п по 6-ой позиции с одновременным вытягиванием второго колена;
- Подъем на п/п в сочетании с маленькими приседаниями;
2. Упражнения для развития шеи и плечевого пояса. Муз.размер 2/4:
- Повороты головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
- Наклоны и подъемы головы в положении «направо», «прямо», «налево»;
- Поднимание и опускание плеч;
- Поочередное поднимание и опускание плеч;
3. Упражнения для развития плечевого и локтевого суставов. Муз.размер 2/4, (5 минут):
- Круговые движения рук (кисти на плечах) вперед-назад;
- Круговые движения рук вперед-назад с большой амплитудой;
- Круговые движения рук в локтях в направлении вверх – в сторону и вниз – в сторону;
- Сгибание кистей в подготовительном положении;
- Вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;
- Вращение кистями во 2-ой позиции;
- Вращение кистями рук, поднятыми наверх;
4. Упражнения для развития поясничного пояса, Муз.размер 3/4:
- Наклоны корпуса в сторону;
- Наклоны корпуса вперед-назад;
- Круговые движения корпуса;
- повороты корпуса вокруг вертикальной оси;
- Наклоны вниз-вперед с одновременным поворотом корпуса и рук в стороны «мельница»;
- 5. Прыжки. Муз.размер 2/4, (5 минут):
- Прыжки по 6-ой позиции (на 8 счетов) с остановкой на п/п (на 8 счетов);
- Трамплинные прыжки по 6-ой позиции с руками;
- Прыжки с поджатыми ногами;
- Прыжки «разножка»
- Чередование прыжков с поджатыми ногами и «разножка»;
6.. Разминка по кругу. Муз.размер 2/4, (5 минут):
- Танцевальный шаг с носка по 1-ой свободной позиции;
- Шаги на п/п по 1-ой свободной позиции;
- Шаги на п/п с высоким подъемом голени наверх-вперед «Цапля;
- Шаги с закидывание голени назад;
- Шаги на пятках;
- «Русский бег»
- Подскоки;
- Галоп;
- Бег с высоким подъемом колена напрех «лошадка»;
- «Гусиный шаг»;
В данных упражнениях присутствуют игровые элементы, некоторые движения имеют образные сходства с различными животными. Это развивает мышление учащихся и увеличивает интерес к занятиям.
Основная часть:
1. Русская середина — упражнения по кругу и по линиям, (10 минут):
Повторение ранее изученных движений р.н.т.:
- Русский переменный шаг;
- Шаг с каблука через маленькое приседание по 6-ой позиции;
- «Шаркающий шаг»;
- Шаг на каблук по 3-ей позиции;
- Шаг на каблук с бегом (2шага на каблук, 4 бега);
- «Гармошка»
- «Елочка»;
- «Молоточки»;
- Бег с «молоточком» (2 бега, 4 «молоточка»);
- «Припадание» по 3-ей позиции в сторону;
- Шаги в сторону на п/п по 3-ей позиции и выносом ноги на каблук;
- «Веревочка» простая;
- «Ковырялочка» простая;
- «Ковырялочка» с притопом и открыванием рук через 1-ую во 2-ую позицию;
- Перескоки с ноги на ногу по 6-ой позиции с высоким подниманием ног над коленом;
2. Разучивание «дробного ключа 1 вида», (8 минут):
- Отбивание ритма «ключ» руками;
- Дробь «ключ»;
3. Вращение на середине класса (в линиях) и по диагоналям (7 минут):
- Вращения на месте на п/п по 6-ой позиции вправо и влево (учимся держать «точку»);
- Перестроение для вращения по диагоналям вправо и влево;
- Шаг – поворот, остановка;
- Вращение «шене»;
- Подскоки в повороте;
4. Перемена 5 минут. Проветривание класса.
5. Работа (репетиция) над танцевальными номерами «По малину в сад пойдём» и «Как у наших у ворот» на основе изученных движений р.н.т. (25 минут);
6. Самостоятельное сочинение этюда на основе изученных движений на тему «Летом на опушке» на заданный музыкальный материала, (15 минут).
Заключительная часть урока (5 минут)
- Подведение итого урока;
- Выставление оценок;
Поклон в характере р.н.т.
Ожидаемый результат:
- Освоение обучающимися нового учебного материала и закрепление старого;
- Проявление обучающимися способности мыслить и действовать самостоятельно;
- Положительное отношение обучающихся к нетрадиционным формам на занятии.
Список литературы
- Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. / К.Я.Голейзовский. – М., 1964 – 94 с.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для ВУЗов / Г.П. Гусев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
- Климов А. Основы русского народного танца./ А.Климов. – М.: Издательство МГИК, 1994.-268 с.
- Такаченко Т. С. Народный танец. – М.: Искусство, 1954. – 654 с.