Опыт работы
«Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»
Никулина Ольга Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 56 г. Апатиты,
Мурманская область
Ранний возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная цель педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).
Русский фольклор – яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют.
Необходимо знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше. Фольклор имеет большое значение, потому что он близок детям, интересен, а если ребенок заинтересован, он будет развиваться и брать то, что ему пытаются заложить.
Воспитательно-образовательную деятельность детей раннего возраста строю на основе основной образовательной программой МБДОУ№56 г. Апатиты разработанной на основе Федеральной Образовательной Программы и с учетом рекомендаций ФГОС ДО.
Дети, приходящие в детский сад впервые, не имею подготовленности к прибыванию в ДОУ.У малышей нет сформированности к речи (часть детей имеет скудный словарный набор, неговорящие дети, либо с сформированным активным звукоподрожательным набором звуков).
Изучив данную проблему приходящих детей на адаптацию, мною были поставлены задачи:
1. Развивать понимание речи.
2. Формировать умение произносить несложные звукоподражания, простые слова.
3. Привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора с наглядным сопровождением и игровыми действиями.
4. Побуждать детей к повторению за педагогом при чтении произведений.
5. Развивать способность эмоционально откликаться на ритм и мелодичность потешек, частушек, сказок и т.д.
6. Побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомые ребенку.
Накопление опыта, который определяет содержание речевой активности происходит постепенно, и чтобы побуждать детей к развитию активного словаря использую разные формы фольклора: частушки, пестушки, заклички, колыбельные песни. Все эти формы фольклора создают благоприятную атмосферу в группе при работе с малышами.
Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детей, развития речевой активности. Представленный опыт полностью соответствует основным задачам ФОП.
Уделила внимание и созданию предметно-развивающей среде: сначала разделила жанры фольклора для работы (для потешек и прибауток использую игрушки- коза, заяц, кошка, петушок, куклы, картинки, иллюстрации животных; музыкальные инструменты для пропевания частушек, закличек (бубен, ширма с колокольчиками, дудочки, погремушки), для пропевания колыбельных (детская кроватка).При чтении сказок и обыгрывания сказки использую настольные (пальчиковые, резиновые) театры: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»).
Для проведения пальчиковых игр использую: картинки, объёмные макеты ладоней. А при загадывании загадок использую игрушки животных, картинки, иллюстрации в соответствии с отгадкой. Также в работе применяю различные методы и формы работы с детьми: беседы, ООД, дидактические игры («Дополни сказку», «Собери театр по сюжету»), хороводные и подвижные игры, разучивание песен и потешек, сказок, аудио-прослушивание песен и сказок с обыгрыванием и показом иллюстраций.
При взаимодействии с родителями по моей теме самообразования, было проведено анкетирование на тему «Что я знаю о фольклоре?». Анализируя данные анкетирования, выяснилось, что родители знают не так много о фольклоре, и для распространения знаний о фольклоре проводились следующие мероприятия: использование иллюстраций со сказками русского народного творчества для наглядного показа дома в социальной группе ВК, записываю аудио-консультации, консультации в приемной ДОУ («Фольклор в воспитании малыша», «Воспитательное значение устного народного творчества», «Развиваем речь малыша по сказкам». «Фольклор как средство помочь малышу заговорить», «Сказкотерапия для молчаливых детей», проводилась акция «Моя любимая сказка дома» (родители активно вовлекались в участие с чтением сказок), выкладываю ролики с театральными постановками сказок), проводилась онлайн-выставка совместного семейного творчества «Герои русских сказок» — родители и дети совместно изготавливали поделки с героями сказок», совместное изготовление атрибутов к потешкам с родителями.
Также выкладываю аудиосказки для совместного прослушивания дома. Проводились открытые показы занятий на базе ДОУ по теме самообразования в рамках тематических недель: «Непослушный колобок», «Лисичка в гостях у ребят».
Все эти мероприятия благотворно влияют на работу по моей теме самообразования и распространению знаний о русском народном творчестве.
Большое внимание уделяю занятию по развитию речи, на этих занятиях стараюсь больше обращать внимание на проговаривание отдельных элементов звукоподражания, попевок (потешки, короткие поговорки), чтобы дети, прослушивая отдельные элементы фольклора, эмоционально и звукоподражательно отвечали, что дает понять, как идет развитие речевой деятельности у детей раннего возраста).
Проанализирова свою работу и применив все различные средства фольклора, можно сделать заключение, что использование средств фольклора помогает детям раннего возраста раскрепоститься и доверять окружающему миру, потому что неговорящему ребенку тяжело довериться, придя в детский сад к незнакомым педагогам, а средства русского народного творчества всегда помогают найти контакт с малышом.
Изучив данную тему и накопив небольшой опыт, приняла участие во всероссийском конкурсе «Педагогическое мастерство» (конспект занятия «Лисичка в гостях у ребят» (серия АГ №1768 от 23.05.2022) сертификат.
Участвовала в педагогической ярмарке МБДОУ № 54 (презентация «Русские народные костюмы»). На всероссийском педагогическом сайте «Время знаний» опубликовала консультацию для родителей «Как развивать речь малыша по русским народным сказкам», сертификат.
Участвовала в онлайн-конференции на всероссийском портале «Завуч» («Как разговорить малыша с помощью средств фольклора»), сертификат слушателя.
Все эти мероприятия помогают в обогащении знаний по данной теме и возможности делиться своим наработанным опытом.
Применяю элементы фольклора в различных режимных моментах (при умывании, раздевании, одевании, укладывании на сон, при расставании с родителями на адаптации). Это все помогает расположить малыша на положительный отклик. Большую часть фольклора применяю на занятии по развитию речи что помогает малышам в:
— обогащении пассивного словаря;
— развитии звуковой и интонационной речи, при формировании фонематического слуха;
— понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.
Речь детей после длительного использования фольклорных форм становится более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повышается интерес к народному творчеству. Словарь детей пополняется. Малыши в процессе работы начинают узнавать потешки, песенки, игры, сказки. Они активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в различных видах деятельности (прогулка, ООД, гигиенические процедуры, режимные моменты). У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах, они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.
У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.
В дальнейшем планирую использовать фольклор, так как он благотворно влияет на познавательно-речевую активность детей. И использовать следующие принципы:
— интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
— активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
— на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, проводить с каждым ребенком индивидуальную работу в процессе занятий с детьми.