Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Героические профессии родного края | ДЕТСТВО-ГИД

Героические профессии родного края

Конспект образовательной деятельности

«Героические профессии родного края»

с детьми старшего дошкольного возраста

Регентова Татьяна Борисовна,

воспитатель МБДОУ 57,

 г. Мурманска

Цель: создавать условия средствами системно-деятельностного подхода для ознакомления воспитанников с героическими профессиями службы спасения, связанными со спецификой родного края.

Задачи:

Обучающие:

Расширять осведомленность детей о работе МЧС, знакомить с горноспасательной и водолазной службами.

Дать представление о профессиях горноспасателя и водолаза, необходимости и значимости их труда для общества.

Формировать интерес к профессии спасателя, знакомить с оборудованием и инструментами, необходимыми для работы горноспасателя и водолаза службы МЧС.

 Формировать представления о личностных и деловых качествах человека профессии спасателя.

Закреплять представления детей о международном сигнале бедствия «SOS» (звуковой и световой: «…—…»), знания о Едином телефоне службы спасения «112».

Учить согласовывать свои действия для достижения общего результата; поддерживать интерес к совместной деятельности.

Развивающие:

Развивать у детей осознанное эмоционально — положительное отношение к работе спасателя МЧС, его результатам труда (например, «Я хочу помогать людям, попавшим в беду, в сложную ситуацию, поэтому я буду спасателем», «Я хочу служить спасателем, потому что они – смелые, отважные, решительные и сильные люди!», «Я хочу совершить подвиг, поэтому буду спасателем, когда вырасту!» и т.д.).

Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, навыки доброжелательного, уважительного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Развивать познавательную активность и основные физические качества воспитанников: быстроту, силу, ловкость.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к труду горноспасателя и водолаза МЧС.

Воспитывать чувство ответственности и потребность защищать тех, кто нуждается в помощи.

Способствовать повышению уровня групповой сплоченности, а также развитию рефлексии у детей.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, конструктивно-модельная.

Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийное сопровождение к занятию (презентация, видеообращения, аудиозапись голоса, рации, сигнала бедствия, сирены), настольная карта Мурманской области, ориентиры –обозначения для карты, разрезные картинки-пазлы для деления на команды, эмблемы, карточки для дидактической игры «Выбери нужное», координационная лестница, грецкий орех (орешек знаний).

Предварительная работа: знакомство смеждународным сигналом бедствия «SOS» (звуковым и световым), обыгрывание ситуации «Мы посылаем сигналы о помощи»; рассматривание иллюстраций, плакатов с деятельностью пожарной службы МЧС; просмотр виртуальной экскурсии в пожарную часть; обыгрывание проблемных ситуаций; сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Больница», «Спасатели спешат на помощь»; чтение художественной литературы «Дядя Степа» С. Михалкова; дидактические игры «Кому, что нужно», «Подбери инвентарь».

Ход образовательной деятельности:

1. Введение в ситуацию (постановка и принятие детьми цели предстоящей деятельности: создаются условия для возникновения у детей мотивации включения в деятельность — «надо» — «хочу» — «могу»).

(Дети входят в группу).

— Ребята, я очень рада вас видеть. Примите от меня теплый воздушный привет (Педагог посылает воздушный привет):

— Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему: «Привет!»

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой привет!

Как хорошо, что нет беды, и птицы нам споют: «Привет!»,

И улыбнемся мы в ответ от слова доброго «привет»!

— Ребята, как хорошо, когда все счастливы!

— Посмотрите, что находится у меня в руках? (Орешек знания).

— Правильно, сегодня я хочу дать вам новое знание, а какое, вы узнаете во время нашей игры.

(Вместе): — Орешек знаний тверд, но мы не привыкли отступать – нам расколоть его поможет желанье новое узнать! (педагог кладет орешек знаний на поднос).

(На экране появляется световой сигнал бедствия: три короткие вспышки – три длинные – три короткие, одновременно раздается звуковой радиосигнал бедствия СОС: …—…; педагог обращает внимание детей): — Ребята, что это? (сигналы бедствия световой и звуковой).

— Что представляют собой эти сигналы? О чем говорят? (Три коротких сигнала: звука или вспышки–три длинных-три коротких — это сигналы бедствия – СОС. Их посылают, когда просят о помощи).

— Что же случилось? Кто посылает нам эти сигналы? (просмотр видеозаписи: «Земляне! Земляне! СОС! Я – инопланетянка Анита. Прилетела к вам в гости. Но, пролетая над Кольским полуостровом, мой космический корабль потерпел крушение. Одна часть корабля затонула где-то в море, а хвостовая часть упала высоко в горах. Без корабля я не смогу вернуться домой. Земляне! Помогите мне найти части космического корабля»).

— Вы хотите помочь Аните? (Да!)

— А сможете ей помочь? (Да!)

— Тогда не будем терять время, приглашаю вас за наш островок Знаний на совет. (Дети присаживаются за круглый стол, на столе лежит карта Мурманской области).

2. Актуализация имеющихся знаний  и умений детей.

Затруднение в ситуации.

— Итак, что нам известно? (Космический корабль потерпел крушение…..)

— Как вы думаете, это происшествие можно назвать чрезвычайной ситуацией? Почему? (Это необычная, опасная, страшная ситуация. Это беда на определенной территории, которая случилась в результате аварии, катастрофы. Это ЧС).

— Где произошла эта чрезвычайная ситуация? (На территории Кольского полуострова).

— Подумайте, что сначала мы можем сделать для того, чтобы помочь Аните? (Установить место кораблекрушения, аварии).

(Дети обозначают на карте два места крушения космического корабля – горы Хибины и Баренцево море).

— Выдвигайте свои предположения о том, что нам делать дальше? Как помочь  Аните? (коллективное обсуждение предположений детей. Акцентные вопросы: «Можем помочь?», «Почему не можем?»).

— Орешек знаний тверд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет вопрос: кто это может знать?

Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? Ваши предположения.

— К кому мы можем обратиться за помощью в этой чрезвычайной ситуации? (к спасателям).

— Правильно, ребята! Спасатели там, где есть беда.

Они придут на помощь нам,

Помогут без сомненья,

Когда бушует океан,

Когда землетрясенье, тайфун иль наводненье,

Рискуя жизнью нас спасут,

Такой у них опасный труд.

— Ребята, спасателей ещё называют сотрудниками МЧС, потому что они работают в Министерстве по чрезвычайным ситуациям.

— Какая служба МЧС вам хорошо известна? (пожарная служба).

-Ребята, помимо пожарных в МЧС работают и другие спасатели: саперы, водолазы, кинологи, горноспасатели, врачи и психологи МЧС.

— Как вы думаете, чем занимаются все спасатели МЧС? (Спасатели первыми приходят на помощь в трудной чрезвычайной ситуации. Они ежедневно сохраняют здоровье и жизнь людей, животных, окружающую среду).

— Сейчас помощь нужна инопланетянке Аните. Мы готовы ей помочь. Но без помощи спасателей нам не справится. Как мы можем позвать на помощь сотрудников МЧС? (По телефону Единой службы спасения 112).

(Педагог предлагает ребенку вызвать на помощь сотрудников МЧС по единому телефону).

Ребенок: (набирает номер 112) – Здравствуйте! Нам нужна помощь. Произошла чрезвычайная ситуация! Срочно приезжайте по адресу: Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Павлика Морозова, д.7!

3. Открытие «нового» знания

(Раздаётся звук сирены спасателей. Дети встречают спасателя. В группу входит сотрудник МЧС): — Здравствуйте, ребята! Вызывали? Что случилось?

(Дети описывают чрезвычайную ситуацию).

Просмотр презентации

Сотрудник МЧС (комментирует слайды-презентации): — Внимание, ребята! Служба спасения быстро разрешит возникшую проблему. Присаживайтесь! (дети присаживаются на стульчики перед телевизором).

— Я – сотрудник МЧС. Символом МЧС является восьмиконечная звезда. Работаю я в Главном управлении МЧС России по Мурманской области. На нашей эмблеме изображен белый медведь, герб Мурманской области и, конечно же, восьмиконечная звезда.

— Достать часть корабля со дна Баренцева моря нам помогут бесстрашные водолазы-спасатели, которые могут опускаться на глубину более 20 метров! Это специалисты службы МЧС, которые умеют выполнять работы под водой в специальном водолазном снаряжении. Вашему вниманию представлено снаряжение водолазов, которые работают на разной глубине. Что входит в снаряжение водолаза-спасателя: это водолазный костюм мокрого типа, гидрокомбинезон сухого типа, шлем водолазный, маска водолазная полулицевая, ласты или боты для более быстрого передвижения по дну, перчатки водолазные, водолазный нож, измерительный прибор давления и глубины, веревка, сигнальный канат, который связывает спасателей с поверхностью. Но самое главное снаряжение водолаза – это  дыхательный аппарат, который крепится на спине при помощи подвесной системы. Как вы думаете, что находится в баллонах дыхательного аппарата? (сжатый воздух для дыхания).  

— Ребята, у каждой службы МЧС имеется своя эмблема.  Вашему вниманию представлена эмблема водолазной службы МЧС России Мурманской области. Посмотрите, что на ней изображено? (Эмблема имеет форму круга синего цвета, окантованного канатом желтого цвета. Внутри его расположен якорь с наложенным на него водолазным шлемом и символ МЧС – восьмиконечная звезда).

— В МЧС водолазы привлекаются для поисковых и спасательных работ под водой. Профессия спасателя-водолаза относится к числу опасных мужских профессий, хотя иногда в ней работают и женщины.

Физминутка. Командная игра «Не подведи друзей!» (под песню «Гимн юных спасателей»).

Сотрудник МЧС: — Ребята, а вы хотели бы работать в службе МЧС, быть спасателями? Вы знаете, что работа сотрудников водолазной службы МЧС  очень ответственная, поэтому здесь работают только мужественные, дисциплинированные, выносливые люди, которые умеют работать в команде.

— Предлагаю поиграть и проверить ваши навыки командной игры. Умеете ли вы работать дружно, слаженно. Проверим. Готовы?

Воспитатель: — Раз, два, три, четыре, пять!

Эй, спасатели! Стройся в ряд!

— Игра называется «Не подведи друзей!»

(проводится командная игра).

— Молодцы, ребята! Вы работали дружно! Из вас получилась бы отличная команда водолазной службы МЧС!

— Спасатели! Делу – время, а потехе – час! Присаживаемся. Не забываем про помощь, которую мы должны оказать инопланетянке Аните.

— Хвостовую часть корабля, которая упала в наших горах, кстати напомните мне их название (Хибины), помогут извлечь отважные горноспасатели – работники МЧС.  Бригада горноспасателей разбирает завалы после взрывов, обвалов, схода лавин в горах. Они работают в местах падения самолетов, производят поиск пропавших людей в горах.  Профессия горноспасателя на сегодняшний день является одной из самых рискованных во всём мире. Они первыми выезжают на место происшествий, не боятся плохой погоды и опасностей.

— Вот так проходят тренировки нашей горноспасательной службы МЧС России по Мурманской области. Предлагаю рассмотреть их снаряжение и  оборудование для работы. Для работы горноспасателю необходимы каска с налобным фонариком, система дыхательного аппарата, которая соединяется с респиратором спасателя, кирка — ледоруб, страховочная система — привязь, спасательные тросы, веревки, карабины, аппараты вентиляции легких для оказания первой помощи пострадавшим, «кошки» – специальные крепления к обуви горноспасателя, рация, спусковые устройства.

— Вашему вниманию, ребята, представлена эмблема горноспасательной службы МЧС России Мурманской области. Посмотрите, что на ней изображено. (На фоне щита синего цвета располагается прямой равноконечный крест с окантовкой золотистого цвета, наложенный на скрещенные молот и кирку золотистого цвета. Выше – символ МЧС – восьмиконечная звезда). Ребята в Москве установлен памятник в честь отважной и мужественной работы горноспасателя – памятник горноспасателю МЧС.

Сотрудник МЧС: — Сейчас я свяжусь с водолазами и горноспасателями по рации и разъясню им задачу по спасению космического корабля.

 — Ребята, мне будет нужна ваша помощь в определении точных мест крушений частей космического корабля. Для этого предлагаю подойти к карте Мурманской области и определить координаты крушения. — Как вы думаете, для чего это нужно? (Сообщить точное место аварии).

— Первый, первый, я – Земля. Внимание! Связь с водолазной и горноспасательной службой МЧС Мурманской области. (Ответ: шипение рации).  Чрезвычайная ситуация – крушение космического корабля! Сообщаю координаты крушения. Баренцево море: 38 градусов северной широты, 69 градусов восточной долготы. Горы Хибины: 34 градуса северной широты, 68 градуса восточной долготы.  Задача: извлечь и поднять на поверхность части космического корабля. Первый, первый, задача ясна? Прием. (Ответ: — Земля, земля – задача ясна. Работаем. Конец связи.)

Воспитатель: — Ребята, команды горноспасательной и водолазной службы выехали на помощь. Пока идет сложная операция по спасению космического корабля, предлагаю размяться и немного поиграть.

4. Включение «нового» знания в систему знаний (педагог предлагает детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание используется в измененных условиях).

Воспитатель:

— Готовы?

 — Раз, два, три, четыре, пять!

Эй, спасатели! Стройся в ряд!

1 задание «Выложи эмблему» (разделение на команды).

— Перед вами на столе лежат части картинок, возьмите каждый по одной картинке. Те ребята, кому попался красный цвет картинок выкладывают эмблему водолазной службы МЧС МО. Вы – команда водолазов.

Те ребята, кому попался синий цвет картинок выкладывают эмблему горноспасательной службы МЧС МО. Вы – команда горноспасателей.

— Команды готовы? Время пошло (команды выкладывают эмблемы; по окончании воспитатель подводит итог: — Молодцы, спасатели! Быстро справились с заданием!).

2 задание. Дидактическая игра «Выбери нужный предмет»

Сотрудник МЧС: — Чтобы стать высококлассными специалистами МЧС необходимо много знать и постоянно тренироваться. Горноспасатели и водолазы! Приступим к тренировке? (утвердительные ответы воспитанников)

Воспитатель: — Прежде чем приступить к тренировке, необходимо собрать обмундирование (спецодежду) и приготовить спецснаряжение — инструменты и оборудование для вашей работы. (Педагог объясняет правила игры. Воспитанникам предлагается набор карточек с изображением амуниции горноспасателя и водолаза службы МЧС,  и их инструментов и оборудования для работы, а также карточки с повседневной  одеждой людей и предметами быта. Задание: как можно быстрее выбрать карточки с предметами, необходимые в профессии горноспасателя и водолаза).

Сотрудник МЧС: — Молодцы, все справились с заданием! Спасатели, к тренировке готовы!

3 задание. Упражнение «Быстрые и ловкие!» (с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования – «координационная лестница»).

— Внимание, спасатели! Проверим, насколько вы быстры и ловки! Ваша задача состоит в следующем: на время команды по очереди выполняют скоростные упражнения на лестнице ловкости!

(Педагог производит показ).

— Первая команда – «Водолазы МЧС». Готовы? (педагог засекает время, дает старт. «Водолазы»  выполняют упражнение, педагог по окончании озвучивает результат).

— На старт готовятся горноспасатели МЧС (выполняют действия по аналогии. Педагог озвучивает время. Подводи итог).

Сотрудник МЧС: — Какие вы, ребята, быстрые и ловкие! Настоящие спасатели!

4 задание. Словесная игра «Кто больше?»

Воспитатель: — Ребята, давайте закрепим, каким должен быть спасатель МЧС? Проверим, чья команда назовет больше качеств, которыми обладает человек по профессии спасатель? Команды по очереди называют по одному качеству (ответы воспитанников: смелый, мужественный, бесстрашный, отважный, быстрый, умный, ответственный, уверенный в себе, сильный, выносливый, ловкий, дисциплинированный, сочувствующий).

Сотрудник МЧС: — Ребята, спасатели, будь то водолаз, пожарный или  горноспасатель – это люди героической профессии. Каждый день они совершают подвиг по спасению людей.

Если вдруг беда у нас случится,

На кого мы можем положиться?

(ответы воспитанников) – Спасатель!

Кто нам руку помощи протянет?

Кто надеждой на спасенье станет?

(ответы воспитанников) – Спасатель!

Кто на помощь мчит на всех порах, под вой сирены,

Чтоб разрешить возникшие проблемы?

— Спасатель!

Сотрудник МЧС: — Пройдет время. Вы вырастете, и перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба спасения рада будет принять в свои ряды таких умных и выносливых бойцов. И я с большим удовольствием хочу вручить вам, ребята, эмблемы водолазной и горноспасательной службы МЧС Мурманской области (вручает каждому).

(Раздается сигнал по рации): — Внимание! Внимание! Операция по спасению космического корабля водолазной и горноспасательной службой МЧС Мурманской области успешно выполнена! Корабль восстановлен!

Воспитатель: —  Молодцы, герои-спасатели МЧС!

Сотрудник МЧС: — А вам, ребята, выражаю огромную благодарность за своевременное обращение за помощью в службу спасения. Вы не оставили Аниту в беде и смогли ей помочь.

(Видеозапись со словами благодарности от инопланетянки Аниты: — Спасибо, вам, земляне! Теперь я смогу вернуться на свою планету!).

Сотрудник МЧС: — Желаю вам всего доброго, ребята! Берегите себя, чтобы избегать чрезвычайных ситуаций! (уходит).

5. Осмысление (формирование у детей рефлексии).

— Ребята, давайте присядем за наш островок Знаний и отдохнем (садимся за круглый стол).

— Скажите, чем мы занимались сегодня?

— Что вы делали, чтобы достичь своей цели? Как вам удалось помочь Аните?

— Посмотрите, ребята, наш орешек знаний расколот. Расколоть его помогло ваше желание узнать новое. Какое новое знание вы сегодня открыли для себя? Что нового узнали?

(ответы воспитанников)

Воспитатель: — Мурманская область, ребята, славится своими героическими профессиями. Сегодня мы познакомились с такими профессиями службы МЧС, как горноспасалель и водолаз. Работа этих спасателей – это героическая профессия, о которой мечтаю многие.

— Вы хотели бы стать спасалелями? Почему?

(Ответы воспитанников: «Я хочу помогать людям, попавшим в беду, в сложную ситуацию, поэтому я буду спасателем», «Я хочу служить спасателем, потому что они – смелые, отважные, решительные и сильные люди!», «Я хочу совершить подвиг, поэтому буду спасателем, когда вырасту!» и т.д.).

— А какие чувства у вас возникли по окончании нашей игры?

— Ребята, я счастлива видеть улыбки на ваших лицах. Я вами горжусь! Спасибо вам за интересную игру-занятие!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.