Гражданско-патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным городом

Из опыта работы

 «Гражданско-патриотическое воспитание детей

в процессе ознакомления с родным городом»

 

Муратова Разия Бикмухаметовна,

 специалист по реабилитационной работе в социальной сфере казённого учреждения Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота»,

г. Омск

 

Патриотизм –  это любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.

В детском  возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае Омского. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных культурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания — нравственным, гражданским, экологическим и др. Одним из главных направлений воспитательной работы в нашем учреждении  является гражданско-патриотическое воспитание детей. Формирование активной гражданско-патриотической позиции нужно начинать в семье. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется представление об основных социальных ролях, необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, усваиваются фундаментальные ценностные ориентации человека в сфере социальных отношений. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Семейное воспитание – это совместное времяпрепровождение всех членов семьи в процессе, которого они осуществляют посещение экскурсий по родному краю. В семье дети должны научиться сопереживать, оказывать помощь и поддержку.

Программа «Моя малая Родина», разработанная мной на базе казённого учреждения Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота» города Омска» обусловлена тем, что дети, временно проживающие в центре «Забота», чаще всего, социально и педагогически запущенны, из неблагополучных семей, в которых родители с низкой социальной, педагогической и речевой культурой, ведут асоциальный образ жизни, не могут своим образом жизни формировать фундаментальные ценностные ориентации. Это значит, что дети лишены гражданско-патриотического воспитания, поэтому направить мысли и стремления наших воспитанников на путь познания и добра можно, развивая у них чувство гражданско-патриотической ответственности, сохраняя и возрождая народные традиции.

Актуальность проблемы заключается в том, что  дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Задача воспитателя:

— пробудить в детях любовь к родной земле;

— сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны;

— воспитать любовь и уважение к родному дому,  родной улице, городу;

— сформировать  чувство гордости за победу и достижения своей

страны;

— привить уважение к армии за мужество воинов.

Принципы гражданско-патриотического воспитания:

  • целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  • интеграции – этот принцип позволяет совместить аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
  • культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;
  • рациональности — рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Отбор содержания работы по гражданско-патриотическому воспитанию проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей детей, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).

Ряд основных задач  гражданско-патриотического воспитания детей:

  • Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  • Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  • Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
  • Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Используемые методы работы:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе.
  • Разучивание песен и стихов о малой родине, пословиц, поговорок, чтение сказок омских авторов.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества .
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Тематические и познавательные часы.
  • Встречи в литературной гостиной.
  • Игровые программы.
  • Спортивные программы.
  • Практическая деятельность.

Мы проводили экскурсии в Музей Боевой славы, Музей Врубеля, Краеведческий музей, музей Достоевского, Либеров-центр, прогулки по улицам родного города, к историческим памятникам, различным общественным зданиям (библиотека, театр кукол, школа),посетили парк культуры и отдыха, парк Победы, кинотеатр «Маяковский»,были в Успенском соборе, знакомились с  различными скульптурными  памятниками.

С детьми проводили беседы по ознакомлению  с государственной символикой России,  города Омска, с историей становления родного города, с народными праздниками и обычаями, характерными только для нашего города. Традиционно в августе празднуем День города, который не ограничивается проведением утренника, а включает целый комплекс мероприятий: беседы, рассматривание альбомов с фотографиями города: «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас?», «Старинные и современные здания» (деревянные дома и современные, благоустроенные здания). Дети всегда очень эмоционально реагируют, узнавая на фото знакомые места, и каждый хочет поделиться впечатлениями. Посетили тематические занятия, посвященные Дню города в Детско-юношеской библиотеке, мастерили поздравительные открытки и макеты,  оформили фотогазету «Я на улицах  города».

Омск – красивый современный город, город-труженик, поэтому мы знакомили детей с различными профессиями. Начинали работу в этом направлении со знакомства с  сотрудниками детского учреждения. Мы посетили рабочие места и познакомились с трудом поваров на кухне, медсестры в медицинском кабинете, машиниста по стирке белья в прачечной, побывали в кладовой. Дети знают, к кому обратиться за помощью, если сломается стульчик или водопроводный кран. На вопрос, кто создает  уют и комфорт, дети перечисляют все профессии сотрудников.

Наблюдение за трудом взрослых происходило и вне стен детского учреждения, например во время целевых прогулок к перекрестку мы, кроме изучения правил дорожного движения, наблюдали за транспортом, который обеспечивает жизнедеятельность города: спецтранспорт, пассажирский общественный транспорт, продовольственные фургоны, уборочная техника.

Во время походов в библиотеку мы еженедельно проходили мимо строящегося многоэтажного здания и таким образом наблюдали все этапы его строительства в течение года. Детям было интересно отмечать, что нового появилось, сколько этажей прибавилось, замечать, как велись отделочные работы и благоустройство территории вокруг здания, наблюдать за строительной техникой.

Много внимания уделяем ежегодно Великой Отечественной войне, проводим цикл занятий, которые заставляют наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формируют уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о  бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений. Знакомим с памятниками защитникам в парке Победы. Посещали  занятия-беседы в детской библиотеке с показом фильма «Песни войны».

Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами. На утренник ко Дню Победы мы приглашаем бабушек и дедушек , которые в годы войны были детьми.

Таким образом, благодаря системной работе и тесной связи с другими специалистами, активной их помощи, осуществляется работа  по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Список литературы:

  1. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал «История и обществознание в школе». 2002. № 4.
  2. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Евладова Е.Б. Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений: программа курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов // журнал «Основы государства и права».
    2007. № 2.
  3. Вяземский Е.Е., Сергеев И.С., Зверев А., Следзевский И.В. УМК «Я – гражданин России». – М.: Экзамен, 2009.
  4. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993.
  5. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание – будущее России. Пособие для педагогов.
    М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.