Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Хлебосольные именины | ДЕТСТВО-ГИД

Хлебосольные именины

Сценарий развлечения

«Хлебосольные именины»

для детей 5-7 лет

Лобанова Ольга Михайловна,

 воспитатель МБДОУ N 7,

 г. Апатиты Мурманской обл.

Цель: расширение знаний детей о традициях русского народа.

Задачи:

Образовательные:

— закрепить навык образования прилагательных от существительных;

дать детям представление о русском гостеприимстве;

расширить знания детей по теме «Традиционные блюда русской кухни»;

познакомить детей с народной подвижной игрой;

повторить счёт до 10;

научить детей определять большее и меньшее количество предметов.

Развивающие:

развивать память, мышление, воображение;

— развивать самостоятельность;

— развивать творческие навыки детей;

— развивать музыкальный слух;

— развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

воспитывать чувство взаимопомощи;

воспитывать патриотические чувства у детей.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, синквейн.

Оборудование и материалы: народный костюм, балалайка, игра с фонариком «Пирожки», фонарик, иллюстрации блюд для этапа 2, кольцо, самовар, две верёвочки, одна с 8 бубликами, другая с 5 баранками, распечатанные блины (не вырезанные), красный и оранжевый пластилин, ножницы. 

Ход развлечения:

Звучат народные мотивы в инструментальном исполнении (балалайка). Педагог в народном костюме делает вид, что играет на балалайке, затем произносит слова.

Воспитатель: Балалайка всё поёт,

                        Всех ребят в кружок зовёт.

Ребята, я пригласила вас в кружок, чтобы узнать много нового и интересного. Но перед этим мы поприветствуем друг друга.

Приветствие «Здравствуй, солнышко родное!»

Здравствуй, солнышко родное!

 Здравствуй, небо голубое                      

 Здравствуй, матушка-земля!

 Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

Воспитатель: Ребятки, сегодня у моей доченьки именины! На Руси праздновали именно именины, а не Дни Рождения. Именины отмечали в день святого, в честь которого был назван человек. Именно тогда готовили вкусное угощение: пекли пироги, блины, калачи да баранки. Хлебосольный стол накрывали для званных гостей: родных да соседей. А что, по – вашему, значит «хлебосольный»? (Дети высказывают свои предположения). Да, действительно, это слово состоит из двух частей, первая это? (Дети называют). А вторая? (Дети называют). Гость, пришедший в дом, брал кусочек хлеба от каравая, макал его в соли и ел. Это считалось самым радушным приёмом. Вот и мне сегодня нужно подготовить угощение. Кто бы мог мне помочь в этом непростом деле? (Дети предлагают помощь).

Этап 1.

Воспитатель: Ох, спасибо вам ребятишки, милые девчонки и мальчишки!

Много заготовим теста,

И гостям дорогим почётное место!

Будем петь и танцевать,

Именины отмечать.

Итак, первое задание для вас, мои дорогие помощники.

Я напекла пирогов для гостей с разными начинками, теперь не пойму, что внутри, потому что они все перемешались. Мы с вами фонариком будем подсвечивать пирожок, смотреть, что внутри и называть начинку.

Если внутри груша, то начинка грушевая и т.д.

(Дети просвечивают пироги и называют начинку).

Вишня – вишнёвая.

Яблоко – яблочная.

Смородина – смородиновая.

Черника – черничная.

Малина – малиновая.

Ежевика – ежевичная.

Клубника – клубничная.

Слива – сливовая.

Облепиха – облепиховая.

Воспитатель: Ну вот, все начинки разгадали, всё гостям я расскажу. Продолжим нашу подготовку к празднику.

Этап 2.

Воспитатель: Ребята, к приходу гостей накрывали богатый стол. В русской кухне много вкусных блюд, которые готовили к праздничным застольям и для простых ежедневных трапез. Предлагаю вам попробовать отгадать загадки, которые о них рассказывают.

Занимаемся готовкой:

Режем лук, свеклу, морковку

И картошку, и капусту,

Перец, зелень – очень вкусно!

Суп любимый, суп прекрасный!

Кисло-сладкий, красный, классный! (Борщ).

Ребята, борщи варили круглый год, так как овощи для этого супа хорошо хранились в зимний период в погребах. Этот суп очень выручал, согревал в холодные студёные дни.

Квасом овощи зальём,

Настоим немножко,

Все мы любим жарким днём –

Сытную …. (Окрошку)

Окрошка наоборот помогала не только утолить голод, но и охладиться в жару. Именно особый вкус кваса делал окрошку такой вкусный. Квас делали бочками, хранили в тёмных прохладных помещениях (ямах и погребах).

В день веселых именин

Выпекают хлеб один,

Поскорее называй

Выпекают …. (Каравай)

Аппетитный и румяный,

Тесто сдобрено сметаной.

Ешь его, пока горяч,

Пышный бабушкин … (Калач)

Калач считался самым быстрым и вкусным перекусом на Руси. Его делали в форме гири. За ручку держались и кушали сдобное лакомство. Саму хлебную ручку не ели, отдавали курам или другим домашним животным, так как ели калач грязными руками, прямо в дороге.

Жёлтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный.

И с вареньем, и с медком,

Со сгущённым молочком! (Блин).

Блины, как и пироги, подавали с разнообразными начинками, и сладкими, и солёными. В богатых семьях подавали особое лакомство, блины с красной икрой.

Этап 3.

Воспитатель: Ребята, конечно, застолья проходили весело и интересно. Все пели песни, танцевали, и, конечно, играли в игры. Предлагаю и вам погрузиться в атмосферу народного праздника и немного поиграть.

Народная игра «Бай, качи, качи».

Дети образуют пары и становятся в колонну. Ведущий стоит в начале колонны с кольцом «калачом» в руках. Пока ведущий и дети произносят слова, все выполняют движения как в ручейке, проходят в воротца. Когда слова заканчиваются, дети, которые были в первой паре, расцепляют руки и становятся спиной друг к другу. По команде «1,2,3 – беги», игроки обегают всю колонну с разных сторон и возвращаются к ведущему. Победит тот, кто первый возьмёт из рук ведущего кольцо «калач».

Бай, качи, качи, качи!       

Глянь, баранки, калачи!    

Глянь, баранки, калачи         

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи,

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Воспитатель: Отлично поиграли! Немного отвлеклись и размялись. Теперь продолжим.

Этап 4.

Воспитатель: Середину праздничного стола часто занимал самовар, а на нём были вкусные бублики, баранки, сушки. Настоящим удовольствием считалось попить вкусный чай с таким лакомством. Вот  и на нашем самоваре есть бублики да баранки. Не пойму только, всем ли гостям хватит. Всего ждём 8 человек. Давайте посчитаем, сколько на ниточках бубликов, и сколько баранок.

(Дети считают бублики, их 8. Делают вид, что всем хватит. Потом считаю баранки, их 5. Делают вывод, что их мало, надо докупить).

Этап 5.

Воспитатель: Ребята, вы мне очень хорошо помогаете готовиться к празднику. Осталось для нас последнее задание. Нужно нам с вами блинов напечь. Да подать их не просто так, а с икрой, ведь праздник у нас большой.

(Педагог раздаёт детям распечатанные на бумаге блины). Для начала мы с вами вырежем блиночки. (Дети выполняют задание). Ну что же, теперь надо позаботиться о начинке! Икра хоть и называется красная, но оттенков бывает разных, попадаются и красные и оранжевые икринки. Вам нужно из красного и оранжевого пластилина слепить по 10 небольших икринок. Положить их на блинчик и придавить пальчиком. Получится настоящее русское лакомство – блинчик с икрой. (Дети выполняют задание).

Этап 6.

Воспитатель: Ой, какие же красивые и аппетитные блины у вас получились! Ну как у самых мастеровитых русских хозяюшек.

Предлагаю, ребята, вспомнить всё, о чём мы сегодня говорили и составить синквейн о русском народном празднике «Именины».

  1. Итак, наш синквейн об ИМЕНИНАХ.
  2. Теперь нужно придумать два слова, описывающих этот праздник. Он какой?
  3. Затем вспомнить три глагола о прзднике. Что на нём делают?
  4. После чего составить фразу о празднике.
  5. Последнее слово – ассоциация с народным праздником.

(Дети составляют синквейн).

Воспитатель: Ребята, я благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.

Список использованных ресурсов:

1.      Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).  — М.: Перспектива, 2022.

2.      Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2012.

3.      Писарева, А. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ.  — М.: Сфера, 2021.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.