Сценарий развлечения
«Хлебосольные именины»
для детей 5-7 лет
Лобанова Ольга Михайловна,
воспитатель МБДОУ N 7,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: расширение знаний детей о традициях русского народа.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить навык образования прилагательных от существительных;
— дать детям представление о русском гостеприимстве;
— расширить знания детей по теме «Традиционные блюда русской кухни»;
— познакомить детей с народной подвижной игрой;
— повторить счёт до 10;
— научить детей определять большее и меньшее количество предметов.
Развивающие:
— развивать память, мышление, воображение;
— развивать самостоятельность;
— развивать творческие навыки детей;
— развивать музыкальный слух;
— развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
— воспитывать чувство взаимопомощи;
— воспитывать патриотические чувства у детей.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, синквейн.
Оборудование и материалы: народный костюм, балалайка, игра с фонариком «Пирожки», фонарик, иллюстрации блюд для этапа 2, кольцо, самовар, две верёвочки, одна с 8 бубликами, другая с 5 баранками, распечатанные блины (не вырезанные), красный и оранжевый пластилин, ножницы.
Ход развлечения:
Звучат народные мотивы в инструментальном исполнении (балалайка). Педагог в народном костюме делает вид, что играет на балалайке, затем произносит слова.
Воспитатель: Балалайка всё поёт,
Всех ребят в кружок зовёт.
Ребята, я пригласила вас в кружок, чтобы узнать много нового и интересного. Но перед этим мы поприветствуем друг друга.
Приветствие «Здравствуй, солнышко родное!»
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Воспитатель: Ребятки, сегодня у моей доченьки именины! На Руси праздновали именно именины, а не Дни Рождения. Именины отмечали в день святого, в честь которого был назван человек. Именно тогда готовили вкусное угощение: пекли пироги, блины, калачи да баранки. Хлебосольный стол накрывали для званных гостей: родных да соседей. А что, по – вашему, значит «хлебосольный»? (Дети высказывают свои предположения). Да, действительно, это слово состоит из двух частей, первая это? (Дети называют). А вторая? (Дети называют). Гость, пришедший в дом, брал кусочек хлеба от каравая, макал его в соли и ел. Это считалось самым радушным приёмом. Вот и мне сегодня нужно подготовить угощение. Кто бы мог мне помочь в этом непростом деле? (Дети предлагают помощь).
Этап 1.
Воспитатель: Ох, спасибо вам ребятишки, милые девчонки и мальчишки!
Много заготовим теста,
И гостям дорогим почётное место!
Будем петь и танцевать,
Именины отмечать.
Итак, первое задание для вас, мои дорогие помощники.
Я напекла пирогов для гостей с разными начинками, теперь не пойму, что внутри, потому что они все перемешались. Мы с вами фонариком будем подсвечивать пирожок, смотреть, что внутри и называть начинку.
Если внутри груша, то начинка грушевая и т.д.
(Дети просвечивают пироги и называют начинку).
Вишня – вишнёвая.
Яблоко – яблочная.
Смородина – смородиновая.
Черника – черничная.
Малина – малиновая.
Ежевика – ежевичная.
Клубника – клубничная.
Слива – сливовая.
Облепиха – облепиховая.
Воспитатель: Ну вот, все начинки разгадали, всё гостям я расскажу. Продолжим нашу подготовку к празднику.
Этап 2.
Воспитатель: Ребята, к приходу гостей накрывали богатый стол. В русской кухне много вкусных блюд, которые готовили к праздничным застольям и для простых ежедневных трапез. Предлагаю вам попробовать отгадать загадки, которые о них рассказывают.
Занимаемся готовкой:
Режем лук, свеклу, морковку
И картошку, и капусту,
Перец, зелень – очень вкусно!
Суп любимый, суп прекрасный!
Кисло-сладкий, красный, классный! (Борщ).
Ребята, борщи варили круглый год, так как овощи для этого супа хорошо хранились в зимний период в погребах. Этот суп очень выручал, согревал в холодные студёные дни.
Квасом овощи зальём,
Настоим немножко,
Все мы любим жарким днём –
Сытную …. (Окрошку)
Окрошка наоборот помогала не только утолить голод, но и охладиться в жару. Именно особый вкус кваса делал окрошку такой вкусный. Квас делали бочками, хранили в тёмных прохладных помещениях (ямах и погребах).
В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
Поскорее называй
Выпекают …. (Каравай)
Аппетитный и румяный,
Тесто сдобрено сметаной.
Ешь его, пока горяч,
Пышный бабушкин … (Калач)
Калач считался самым быстрым и вкусным перекусом на Руси. Его делали в форме гири. За ручку держались и кушали сдобное лакомство. Саму хлебную ручку не ели, отдавали курам или другим домашним животным, так как ели калач грязными руками, прямо в дороге.
Жёлтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный.
И с вареньем, и с медком,
Со сгущённым молочком! (Блин).
Блины, как и пироги, подавали с разнообразными начинками, и сладкими, и солёными. В богатых семьях подавали особое лакомство, блины с красной икрой.
Этап 3.
Воспитатель: Ребята, конечно, застолья проходили весело и интересно. Все пели песни, танцевали, и, конечно, играли в игры. Предлагаю и вам погрузиться в атмосферу народного праздника и немного поиграть.
Народная игра «Бай, качи, качи».
Дети образуют пары и становятся в колонну. Ведущий стоит в начале колонны с кольцом «калачом» в руках. Пока ведущий и дети произносят слова, все выполняют движения как в ручейке, проходят в воротца. Когда слова заканчиваются, дети, которые были в первой паре, расцепляют руки и становятся спиной друг к другу. По команде «1,2,3 – беги», игроки обегают всю колонну с разных сторон и возвращаются к ведущему. Победит тот, кто первый возьмёт из рук ведущего кольцо «калач».
Бай, качи, качи, качи!
Глянь, баранки, калачи!
Глянь, баранки, калачи
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи,
Все румяны горячи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи.
Воспитатель: Отлично поиграли! Немного отвлеклись и размялись. Теперь продолжим.
Этап 4.
Воспитатель: Середину праздничного стола часто занимал самовар, а на нём были вкусные бублики, баранки, сушки. Настоящим удовольствием считалось попить вкусный чай с таким лакомством. Вот и на нашем самоваре есть бублики да баранки. Не пойму только, всем ли гостям хватит. Всего ждём 8 человек. Давайте посчитаем, сколько на ниточках бубликов, и сколько баранок.
(Дети считают бублики, их 8. Делают вид, что всем хватит. Потом считаю баранки, их 5. Делают вывод, что их мало, надо докупить).
Этап 5.
Воспитатель: Ребята, вы мне очень хорошо помогаете готовиться к празднику. Осталось для нас последнее задание. Нужно нам с вами блинов напечь. Да подать их не просто так, а с икрой, ведь праздник у нас большой.
(Педагог раздаёт детям распечатанные на бумаге блины). Для начала мы с вами вырежем блиночки. (Дети выполняют задание). Ну что же, теперь надо позаботиться о начинке! Икра хоть и называется красная, но оттенков бывает разных, попадаются и красные и оранжевые икринки. Вам нужно из красного и оранжевого пластилина слепить по 10 небольших икринок. Положить их на блинчик и придавить пальчиком. Получится настоящее русское лакомство – блинчик с икрой. (Дети выполняют задание).
Этап 6.
Воспитатель: Ой, какие же красивые и аппетитные блины у вас получились! Ну как у самых мастеровитых русских хозяюшек.
Предлагаю, ребята, вспомнить всё, о чём мы сегодня говорили и составить синквейн о русском народном празднике «Именины».
- Итак, наш синквейн об ИМЕНИНАХ.
- Теперь нужно придумать два слова, описывающих этот праздник. Он какой?
- Затем вспомнить три глагола о прзднике. Что на нём делают?
- После чего составить фразу о празднике.
- Последнее слово – ассоциация с народным праздником.
(Дети составляют синквейн).
Воспитатель: Ребята, я благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.
Список использованных ресурсов:
1. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). — М.: Перспектива, 2022.
2. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2012.
3. Писарева, А. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. — М.: Сфера, 2021.