Программа
психологической коррекции поведения и нарушения в развитии обучающихся
«Коррекция эмоциональной сферы детей 5-6 лет
с использованием мандалотерапии»
Савченкова Ольга Викторовна,
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №14,
г. Ярцев Смоленской обл.
Пояснительная записка
Современный мир предъявляет к человеку новые требования: целеустремленность, креативность, активность. Сейчас все чаще можно услышать понятие «эмоциональный интеллект», которое подразумевает понимание и принятие своих эмоций и эмоций других людей. Поэтому в образовании все больше внимания уделяется эмоциональной сфере ребенка. Дошкольники часто затрудняются в распознавании и проявлении своих чувств и эмоций, что в свою очередь приводит к проблемам во взаимоотношениях со сверстниками (застенчивость, агрессивность), появлению повышенной тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценке.
В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС) одна их основных задач образования — сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей. Сюда же относится и создание условий для эмоционального благополучие детей. Согласно ФГОС социально-коммуникативное развитие направлено на формирование у детей навыков общения, саморегуляции собственных действий и развитие эмоционального интеллекта.
Проживание детьми своих эмоций в процессе творческой деятельности наиболее экологично, т.к. творчество является естественной деятельностью для детей и способствует их свободному самовыражению. Поэтому можно сказать, что развитие эмоциональной сферы детей является актуальной проблемой сегодня.
В связи с этим специалистами нашего дошкольного учреждения активно используются арт-терапевтические техники, которые позволяют безболезненно проработать тревоги и переживания ребенка.
Можно выделить следующие показания для арт-терапевтической работы:
- Импульсивность
- Повышенная тревожность, наличие страхов
- Агрессивность
- Чувство отверженности, одиночества
- Стрессовые состояния
- Депрессивные проявления
В нашем дошкольном учреждении для стабилизации эмоционального состояния детей используется одно из направлений арт-терапии – мандалотерапия. По словам арт — терапевта Джоанны Келлогг, мандалотерапия – это исцеление и оздоровление нашей психики.
Мандала, по восточным верованиям – рисунок в круге, обладающий целительными свойствами и используемый в медитациях. Центр круга – это мир внутри нас, а сам круг – это мир вокруг нас. Рисование мандалы позволяет ребенку перенести свое внутреннее состояние на бумагу. Эмоции, которые бушуют у ребенка внутри, трансформируются в материальную частицу линии и цвета. Таким образом, творческая работа с мандолой позволяет ребенку достичь внутреннего равновесия и спокойствия, почувствовать себя таким же, как мандала – гармоничным и цельным. По средствам мандалотерапии ребенок творчески и личностно развивается, познает себя и учится эффективному общению с окружающими. Основная ценность этого метода состоит в том, что во главе творческого процесса стоит не конечный результат, а сам человек. Каждый ребенок окружается доброжелательной атмосферой, вниманием и верой в него. Повышается самоценность ребенка.
Цель программы – гармонизация внутреннего психологического состояния детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Снижение уровня тревожности и внутреннего напряжения у детей
- Развитие воображения и творческого мышления
- Развитие коммуникативных навыков
- Повышение устойчивости и концентрации внимания
- Развитие навыков саморегуляции
- Создание условий для самовыражения и самопознания
Посмотреть или скачать программу