Методическая разработка
«Психолого-педагогическая профилактика и коррекция
поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста»
Бучнева Елена Викторовна,
педагог-психолог ГКДОУ №34,
г. Невинномысск Ставропольского края
Дети с поведенческими расстройствами, наиболее осуждаются и отвергаются взрослыми. Непонимание и незнание причин такого поведения приводит к тому, что дети вызывают неприязнь и непринятие в целом.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять агрессивного, гиперактивного или эгоистичного ребёнка, дает бесценный опыт (возможно первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребёнка к людям и миру в целом.
Работая с теми ребятами, которые имеют поведенческие расстройства, психологу необходимо с признанием и уважением относиться к проблемам, кроющихся у них внутри. Дети, которые не в состоянии сами справится с накопленными разрушительными чувствами и эмоциями, очень нуждаются в положительном внимании со стороны взрослых к своему внутреннему миру.
Отверженность, боль, разочарование, — все это скрывается за поведенческими расстройствами малыша. Агрессией является реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку». Кроме того, психолог нуждается в том, чтобы занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний, к примеру, «нельзя так себя вести», «нехорошо так говорить», «как ты можешь так поступать» и так далее. Помочь установить контакт педагога и ребенка, подобные замечания не смогут.
Взаимодействие ребенка и психолога в ходе совместной работы строится на таких принципах, как:
- контакт с ребёнком;
- уважительное отношение к личности ребёнка;
- положительное внимание к внутреннему миру ребёнка;
- безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;
- сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Четыре стадии отреагирования гнева, выделяющиеся В. Оклендером:
- первая стадия — Предоставление ребятам практически всех приемлемых методов изъявления злобы и гнева безопасным способом во внешнем плане;
- вторая стадия – оказать деткам помощь в том, чтобы подойти к действительному пониманию чувства гнева, подтолкнуть их к тому, чтобы отреагировать на этот гнев, и ситуацию в целом, эмоционально, «здесь и теперь». К примеру, изобразить гнев красками, цветными карандашами на листе бумаги, или вылепить гнев из пластилина, соленого теста – обозначить свой гнев зрительно.
- третья стадия – предоставить возможность прямоговербального контакта с чувством гнева: «сказать все, что нужно сказать, тому, кому следует». Чаще всего, малыши плачут и кричат после того как выскажутся, при этом происходит трансформация зрительного образа злобы и гнева в положительную сторону, ребята становятся более открытыми, спокойными, готовыми к дальнейшей работе;
- четвёртая стадия –поговорить с детьми о том, что побуждает их злиться и гневаться, в каких ситуациях чаще всего это происходит, как ведут себя в это время, как они это обнаруживают. Ценно, чтобы малыш научился понимать и осознавать своё поведение и научился оценивать ситуацию, чтобы проявлять своё поведение в социальном отношении, в приемлемой форме.
Цель психолога –оказать детям помощь в высвобождении их искренних, настоящих переживаний (обиды, боли, злобы), часто скрывающихся за внешним проявлением поведения, кроме того, нужно помочь изменить восприятие ситуации в целом с негативного и травмирующего на позитивное.
Игры, способствующие высвобождению различных форм поведения и негативных чувств
Содержание игр, которые взрослый предлагает детям:
1. — Дети, давайте посмотрим, кто из вас умеет хорошо просить или уговаривать других?
— Маша, давай тебя дети будут уговаривать? А чтобы игра была смешнее, пусть Маша будет не Машей , а медведем!
— Кто уговорит медведя уступить место, тот медведем и становится!
— Но здесь есть правила, которые мы будем соблюдать:
- нельзя говорить обидные слова, если пытаешься уговорить или рассмешить другого;
- нельзя уступать место (особенно для нерешительных детей), если уговаривают плохо;
- начинаем и заканчиваем игру по сигналу.
Детям, особенно двигательно-расторможенным, можно дать в руки игрушку, например медведя, от имени которого дети (по очереди, затем игрушку передают соседу) уговаривают сидящего ребёнка.
По окончанию игры, проводится обсуждение. Например, расторможенным, агрессивным, грубым детям, роль в игре – уговаривающего.
— Дети, понравилась игра или нет?
— Маша, тебя все дети уговорили, но уступала ты место не всем. Как тебе хотелось, чтобы тебе сказали?
— Дети (уговаривающие), а легко ли было найти подходящие слова, чтобы уговорить мишку?
— Не всегда легко… Да?
— Кому было нелегко найти слова?
— Но я видела, как сегодня старался каждый находить ласковые слова, и это было нелегко. Но то, что вы все старались, это уже здорово!
2.— Сейчас мы поиграем в игру «Можно — нельзя».
— Если, я скажу слово «можно», то смеемся и дурачимся. Можно показывать язык, корчить рожицы, громко говорить, ползать по полу, хлопать в ладоши…
— Если скажу слово «нельзя», то замираем и стоим, не шелохнувшись, как вкопанные, как солдатики…
— В игре есть правила:
- начинаем и заканчиваем игру по сигналу (колокольчика, свистка, бубна);
- на слово «можно» – дурачимся, но друг друга руками трогать нельзя;
- если кто-то правила нарушил, игра остановится, вы услышите гудок, и нарушитель выйдет из игры;
Если дети очень расторможенные или много агрессивных. Вводится правило-ограничение: «Шумите, кривляйтесь, но с места не сходите!»
Если поведение детей: тихие, нерешительные, но действуют исподтишка, то вводится снятие стимуляция на дурашливость:
— Сейчас корчим рожицы.
— Сейчас показываем язык.
— Сейчас корчим рожицы.
— Сейчас громко говорим «а».
— Сейчас хлопаем в ладоши и т.д.
Взрослый может также участвовать в игре вместе со всеми, но при этом он следит за процессом игры и регулирует её.
По окончанию игры проводится обсуждение.
3. «Ругаемся овощами и фруктами».
Взрослый говорит детям:
— Как часто бывает, хочется словами плохими поругаться (пообзываться).
Но, если задуматься, это же обидно. Так вот сейчас мы можем называть друг друга овощами, а затем фруктами.
— В игре есть правила:
- Начинаем и заканчиваем по сигналу (колокольчика).
- Точно соблюдаем чередование овощей, фруктов.
- Руками друг друга не задеваем.
После игры проводится обсуждение:
— Хотелось ли говорить?
— Легко ли было называть друг друга овощами или фруктами?
— Что вы сейчас чувствуете? (Спокойствие, радость, обиду, желание ещё поиграть).
4. «Злой ветер».
Взрослый говорит детям:
— Я сейчас буду злой ветер, а вы мухами.
— Я буду сидеть на стульчике и, не вставая, размахивать полотенцем, вас задевать. А вы- мухи, будете жужжать и от ветра улетать.
— Мухи летают по комнате, а комнатой будет наш ковер. За ковер вылетать мухам нельзя. Кто вылетит за ковер, тот садится на стульчик и громко считает до пяти.
— Кого я полотенцем задену, тот тоже садится на стульчик и громко считает до пяти. Затем можно вступать в игру.
Правила:
- Нельзя толкать детей.
- Нельзя продолжать бегать, если задели.
- Водящему (ветру) нельзя вставать со стульчика, размахивая полотенцем.
- Начинать и заканчивать игру по сигналу колокольчика.
Обсуждение:
— Кому, в какой роли больше понравилось участвовать?
— Удалось ли вам убежать от ветра? (У нерешительного).
— Что вы сейчас чувствуете?
— Кому было неприятно, что ветер задевал его?
Не все дети будут стараться подбегать ближе к ветру. Это может свидетельствовать о высокой тревожности, страхе перед наказанием. И заставлять обязательно подбегать не надо. Пройдёт время и ребёнок постепенно сам поменяет поведение.
5. «Небояйки и защищайки».
Взрослый говорит детям:
— Здесь команда «Небояйки», а напротив них выстраивается команда «Нападайки».
— «Небояйки», возьмите щитки – вы будете ими защищаться. А «Нападайки» по сигналу…начинают бросаться мячами.
Правила:
- Начинаем и заканчиваем по сигналу (колокольчика).
- Нельзя выходить за пределы условленного пространства, если вы защищаетесь или нападаете.
- Нельзя метить мячом в ноги, если договорились защищать грудь и т.д.
Литература
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. М., 2004.
- Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М., 2000.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
- Мастюкова Е.М. Комплексная и психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. М., 2003.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Игры и занятия. М., 1999.
- Немов Р.С. Психология М., 2000. -Кн.1: Общие основы психологии.
- Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.-Кн.2.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И. Рогов. — М., 1995.
- Смирнова Т.И. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов–на–Дону 2004.
- Рогов Е.И. Детский психолог. 2007.
- Чего на свете не бывает. М., 1991.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. -М.,2000.
- Шер Б. 101 игра, развивающая интеллект /Б.Шер: пер. с англ. Е.А. Бакушева. — Мн.: «Попурри», 2007.
- Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. М., 2006.