Психолого-педагогическая профилактика и коррекция поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста

Методическая разработка

«Психолого-педагогическая профилактика и коррекция

поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста»

Бучнева Елена Викторовна,

педагог-психолог ГКДОУ №34,

г. Невинномысск Ставропольского края

Дети с поведенческими расстройствами, наиболее осуждаются и отвергаются взрослыми. Непонимание и незнание причин такого поведения приводит к тому, что дети вызывают неприязнь и непринятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять агрессивного, гиперактивного или эгоистичного ребёнка, дает бесценный опыт (возможно первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребёнка к людям и миру в целом.

Работая с теми ребятами, которые имеют поведенческие расстройства, психологу необходимо с признанием и уважением относиться к проблемам, кроющихся у них внутри. Дети, которые не в состоянии сами справится с накопленными разрушительными чувствами и эмоциями, очень нуждаются в положительном внимании со стороны взрослых к своему внутреннему миру.

Отверженность, боль, разочарование, — все это скрывается за поведенческими расстройствами малыша. Агрессией является реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку». Кроме того, психолог нуждается в том, чтобы занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний, к примеру, «нельзя так себя вести», «нехорошо так говорить», «как ты можешь так поступать» и так далее. Помочь установить контакт педагога и ребенка, подобные замечания не смогут.

Взаимодействие ребенка и психолога в ходе совместной работы строится на таких принципах, как:

  • контакт с ребёнком;
  • уважительное отношение к личности ребёнка;
  • положительное внимание к внутреннему миру ребёнка;
  • безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;
  • сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Четыре стадии отреагирования гнева, выделяющиеся В. Оклендером:

  • первая стадия — Предоставление ребятам практически всех приемлемых методов изъявления злобы и гнева безопасным способом во внешнем плане;
  • вторая стадия – оказать деткам помощь в том, чтобы подойти к действительному пониманию чувства гнева, подтолкнуть их к тому, чтобы отреагировать на этот гнев, и ситуацию в целом, эмоционально, «здесь и теперь». К примеру, изобразить гнев красками, цветными карандашами на листе бумаги, или вылепить гнев из пластилина, соленого теста – обозначить свой гнев зрительно.
  • третья стадия – предоставить возможность прямоговербального контакта с чувством гнева: «сказать все, что нужно сказать, тому, кому следует». Чаще всего, малыши плачут и кричат после того как выскажутся, при этом происходит трансформация зрительного образа злобы и гнева в положительную сторону, ребята становятся более открытыми, спокойными, готовыми к дальнейшей работе;
  • четвёртая стадия –поговорить с детьми о том, что побуждает их злиться и гневаться, в каких ситуациях чаще всего это происходит, как ведут себя в это время, как они это обнаруживают. Ценно, чтобы малыш научился понимать  и осознавать своё поведение и научился оценивать ситуацию, чтобы проявлять своё поведение в социальном отношении, в приемлемой форме.

Цель психолога –оказать детям помощь в высвобождении их искренних, настоящих переживаний (обиды, боли, злобы), часто скрывающихся за внешним проявлением поведения, кроме того, нужно помочь изменить восприятие ситуации в целом с негативного и травмирующего на позитивное.

Игры, способствующие высвобождению различных форм поведения и негативных чувств

Содержание игр, которые взрослый предлагает детям:

1. — Дети, давайте посмотрим, кто из вас умеет хорошо просить или уговаривать других?

— Маша, давай тебя дети будут уговаривать? А чтобы игра была смешнее, пусть Маша будет не Машей , а медведем!

— Кто уговорит медведя уступить место, тот медведем и становится!

— Но здесь есть правила, которые мы будем соблюдать:

  • нельзя говорить обидные слова, если пытаешься уговорить или рассмешить другого;
  • нельзя уступать место (особенно для нерешительных детей), если уговаривают плохо;
  • начинаем и заканчиваем игру по сигналу.

Детям, особенно двигательно-расторможенным, можно дать в руки игрушку, например медведя, от имени которого дети (по очереди, затем игрушку передают соседу) уговаривают сидящего ребёнка.

По окончанию игры, проводится обсуждение. Например, расторможенным, агрессивным, грубым детям, роль в игре – уговаривающего.

— Дети, понравилась игра или нет?

— Маша, тебя все дети уговорили, но уступала ты место не всем. Как тебе хотелось, чтобы тебе сказали?

— Дети (уговаривающие), а легко ли было найти подходящие слова, чтобы уговорить мишку?

— Не всегда легко… Да?

— Кому было нелегко найти слова?

— Но я видела, как сегодня старался каждый находить ласковые слова, и это было нелегко. Но то, что вы все старались, это уже здорово!

2.— Сейчас мы поиграем в игру «Можно — нельзя».

— Если, я скажу слово «можно», то смеемся и дурачимся. Можно показывать язык, корчить рожицы, громко говорить, ползать по полу, хлопать в ладоши…

— Если скажу слово «нельзя», то замираем и стоим, не шелохнувшись, как вкопанные, как солдатики…

— В игре есть правила:

  • начинаем и заканчиваем игру по сигналу (колокольчика, свистка, бубна);
  • на слово «можно» – дурачимся, но друг друга руками трогать нельзя;
  • если кто-то правила нарушил, игра остановится, вы услышите гудок, и нарушитель выйдет из игры;

Если дети очень расторможенные или много агрессивных. Вводится правило-ограничение: «Шумите, кривляйтесь, но с места не сходите!»

Если поведение детей: тихие, нерешительные, но действуют исподтишка, то вводится снятие стимуляция на дурашливость:

— Сейчас корчим рожицы.

— Сейчас показываем язык.

— Сейчас корчим рожицы.

— Сейчас громко говорим «а».

— Сейчас хлопаем в ладоши и т.д.

Взрослый может также участвовать в игре вместе со всеми, но при этом он следит за процессом игры и регулирует её.

По окончанию игры проводится обсуждение.

3. «Ругаемся овощами и фруктами».

Взрослый говорит детям:

— Как часто бывает, хочется словами плохими поругаться (пообзываться).

Но, если задуматься, это же обидно. Так вот сейчас мы можем называть друг друга овощами, а затем фруктами.

— В игре есть правила:

  • Начинаем и заканчиваем по сигналу (колокольчика).
  • Точно соблюдаем чередование овощей, фруктов.
  • Руками друг друга не задеваем.

После игры проводится обсуждение:

— Хотелось ли говорить?

— Легко ли было называть друг друга овощами или фруктами?

— Что вы сейчас чувствуете? (Спокойствие, радость, обиду, желание ещё поиграть).

4. «Злой ветер».

Взрослый говорит детям:

— Я сейчас буду злой ветер, а вы мухами.

— Я буду сидеть на стульчике и, не вставая, размахивать полотенцем, вас задевать. А вы- мухи, будете жужжать и от ветра улетать.

— Мухи летают по комнате, а комнатой будет наш ковер. За ковер вылетать мухам нельзя. Кто вылетит за ковер, тот садится на стульчик и громко считает до пяти.

— Кого я полотенцем задену, тот тоже садится на стульчик и громко считает до пяти. Затем можно вступать в игру.

Правила:

  • Нельзя толкать детей.
  • Нельзя продолжать бегать, если задели.
  • Водящему (ветру) нельзя вставать со стульчика, размахивая полотенцем.
  • Начинать и заканчивать игру по сигналу колокольчика.

Обсуждение:

—  Кому, в какой роли больше понравилось участвовать?

—  Удалось ли вам убежать от ветра? (У нерешительного).

— Что вы сейчас чувствуете?

— Кому было неприятно, что ветер задевал его?

Не все дети будут стараться подбегать ближе к ветру. Это может свидетельствовать о высокой тревожности, страхе перед наказанием. И заставлять обязательно подбегать не надо. Пройдёт время и ребёнок постепенно сам поменяет поведение.

5. «Небояйки и защищайки».

Взрослый говорит детям:

— Здесь команда «Небояйки», а напротив них выстраивается команда «Нападайки».

— «Небояйки», возьмите щитки – вы будете ими защищаться. А «Нападайки» по сигналу…начинают бросаться мячами.

Правила:

  • Начинаем и заканчиваем по сигналу (колокольчика).
  • Нельзя выходить за пределы условленного пространства, если вы защищаетесь или нападаете.
  • Нельзя метить мячом в ноги, если договорились защищать грудь и т.д.

Литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. М., 2004.
  3. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М., 2000.
  4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
  5. Мастюкова Е.М. Комплексная и психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. М., 2003.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Игры и занятия. М., 1999.
  7. Немов Р.С. Психология М., 2000. -Кн.1: Общие основы психологии.
  8. Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.-Кн.2.
  9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И. Рогов. — М., 1995.
  10.  Смирнова Т.И. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов–на–Дону 2004.
  11.  Рогов Е.И. Детский психолог. 2007.
  12.  Чего на свете не бывает. М., 1991.
  13.  Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. -М.,2000.
  14.  Шер Б. 101 игра, развивающая интеллект /Б.Шер: пер. с англ. Е.А. Бакушева. — Мн.: «Попурри», 2007.
  15.  Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. М., 2006.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.