Из опыта работы
«Психолого-педагогическая поддержка в ДОО семей с детьми-инвалидами»
Трифонова Надежда Ивановна,
старший воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с инвалидностью, посещающих образовательные учреждения, а в детские сады родители стали чаще приводить детей с тяжелыми двигательными нарушениями.
У таких детей, прежде всего, в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная, что нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью может быть одной из причин недоразвития познавательной, речевой деятельности и интеллекта у детей. Таким образом, ребенок, ограниченный в движении ограничен и в удовлетворении немаловажной для полноценного развития потребности в общении.
Общение в среде сверстников выступает одним из путей продуктивной социализации ребенка с инвалидностью.
Существуют проблемами инфраструктуры, которые препятствуют социализации детей с инвалидностью. Также наблюдается и ограничение вхождения ребенка с инвалидностью в социум самими родителями, воспитывающими его.
В родительской среде детей с инвалидностью существуют опасения того, что социум не примет ребенка, отличающегося от других. Следует отметить, что и у самих родителей существуют проблемы принятия ребенка с ограничениями, так как рождение и воспитание такого ребенка требует особого подхода, накладывает дополнительную ответственность за его жизнь, здоровье и развитие на родителей. Подобные факторы часто приводят к стрессу и формированию у взрослого, воспитывающего ребенка с особенностями позиции непринятия его. Это приводит к снижению ответственности (перекладывание на плечи общества), снижению мотивации на взаимодействие как с самим ребенком, так и с окружающей социальной средой, потребительскому отношению к обществу.
В среде родителей детей нормы складывается предвзятое отношение к детям с инвалидностью, родители стараются оградить своего ребенка от общения с такими детьми. Подобная позиция включается в формат семейных ценностей и приводит к формированию искаженной позиции ребенка по отношению к непохожим детям. Иногда предрассудки просто мешают приблизиться к человеку.
Дети во всей Вселенной – это просто дети. Они говорят на разных языках, могут иметь разного цвета кожу. Но, тем не менее, остаются детьми.
О детях с инвалидностью часто говорят «особенный», не для того, чтобы подчеркнуть уникальные способности, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Несомненно, они получают медицинскую помощь, любовь и заботу. Но, тем не менее, главная проблема семей с такими детьми – социальная изоляция.
Первым нашим опытом работы с особыми детьми, стал опыт проведения тренинговых занятий для детей дошкольного возраста и их родителей. Занятия проводились совместно психологом и инструктором по физической культуре.
Цель — оптимизации детско-родительских отношений, взаимного обмена и обогащения чувствами и эмоциями через совместное творчество. Программа оптимизации детско-родительских отношений «Единое пространство» получила рецензию Афонькиной Юлии Александровны и Гошевой Екатерины Николаевны. В 2012 году программа была представлена на конференции Нищевой Наталии Валентиновны в Санкт-Петербурге и вошла в сборник «Вариативность организованной совместной деятельности в детском саду» издательства «Детство – Пресс». Несмотря на то, что с тех пор в российском образовании появились ФГОСы, она не потеряла своей привлекательности. Результат программы — снижение уровня тревожности, формирование навыков позитивного общения родителя и ребенка сегодня актуален как никогда.
В 2014 году в Заполярном после реконструкции открылся детский сад №38 «Солнечный город», инициативная группа приступила к реализации нового проекта «Солнечный лучик надежды».
Цель проекта:
(для детей с нормой) — овладение детьми способами взаимодействия, эмоциональный комфорт; обучение партнёрскому отношению к ребенку с ОВЗ;
(для детей с ОВЗ) — открытие ребенком мира сверстников, эмоциональный комфорт; увеличение разнообразия форм взаимодействия с окружающими;
(для родителей детей с нормой) — формирование позиции принятия ребёнка с ОВЗ;
(для родителей ребенка с ОВЗ) — формирование позиции принятия собственного ребенка и продуктивного взаимодействия с социумом.
Как бы не звучали наши цели, главная цель – дети должны расти в едином пространстве Детства — быть ВМЕСТЕ: вместе расти, вместе играть, помогать друг другу, делиться радостью. А задача взрослых – грамотно организовать для них это пространство.
В нашем проекте принимают участие: сотрудники и воспитанники детского сада, дети с инвалидностью Печенгского района и их семьи, школьники города Заполярный, и просто неравнодушные горожане – спонсоры, волонтеры. Информационную поддержку осуществляет газета «Заполярный вестник».
Первая встреча участников проекта состоялась в 2014году в преддверии самого волшебного праздника –нового года — это было сказочное представление у новогодней елки.
Первые гости – 6 детей с инвалидностью с их родителями. В декабре 2017 года — это 13 – уже не гостей, а друзей и полноправных участников нашего общего дела. 13 – это только детей с ОВЗ от 2 до 12 лет, они приходят со своими родителями, братьями, сестрами.
Мы проводим совместные праздники, тематические развлечения, готовим кукольные спектакли, мастер – классы, фотосессии и много других различных мероприятий. Все встречи интерактивные, здесь нет пассивных зрителей.
Средством, способным объединить всех участников образовательного процесса, по нашему мнению, является создание в ДОО инклюзивного театра.
Театральная деятельность объединяет разные виды творческой активности, способствует созданию целостной среды развития.
Театр – это та образовательная среда, где у ребят постепенно и успешно формируется артистическое мастерство, осуществляется успешная социализация и, как следствие, активизация познавательной и творческой деятельности, появляются мотивация к успешной творческой деятельности и выраженное желание самореализоваться. Образовательная практика показывает, что совместное участие детей с ОВЗ в данной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет и взаимообогащает их социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы, выявляет индивидуальные особенности, способствует формированию внутреннего мира, утверждению чувства социальной значимости.
Создание театра прошло следующие три этапа:
1.На первом этапе создается возможность для встречи особенных детей с другими. Здесь важно научить детей правилам общения, культуре общения.
(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера).
Встречи продумывались до мелочей. Детей приглашали на интерактивные кукольные спектакли, праздники, тематические развлечения с обязательным включением коммуникативных игр, игр на взаимовыручку, командных игр. Команды делились по цвету глаз, волос, девочки – мальчики и т.д. Обязательным условием этих встреч было отсутствие пассивных зрителей. Все взрослые, присутствующие на встречах должны были включиться в совместную деятельность. Это правило обязательное к исполнению!
На этом этапе важно было научиться просто быть рядом, без проявления излишнего любопытства со стороны здоровых детей, без слез воспитателей и настороженного отношения родителей детей с нормой.
2. На втором этапе игры и задания для театральных постановок перестраиваются таким образом, что это позволяет особенным детям наравне с воспитанниками ДОО равноправно включаться в творческое игровое пространство. Здесь используются игры – задания, творческие игровые этюды, игровые разминки, пантомимы и т.д. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Игровое обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. На втором этапе общение является целью — ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить игровую задачу.
3. На этапе непосредственно подготовки постановок необходимо дать ребенку с особенностями наравне с обычными детьми попробовать себя в различных ролях, в зависимости от физических возможностей и способностей. Это игровые творческие этюды, использование жестов, поз, мимики, игры на альтернативные средства общения.
Важно понимать, что музыкально-театральная игровая деятельность, являясь совместной творческой деятельностью, требует согласованных усилий всех ее участников, начиная от режиссера-постановщика, музыкантов, хореографов, актеров, заканчивая художниками-оформителями, костюмерами, функции которых, в основном, выполняют сами участники данного творческого коллектива – взрослые.
При выборе материала для инсценировки, сценических этюдов, театральной постановки мы учитывали психофизические и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями.
2 декабря 2016 года, накануне всемирного дня инвалида, в рамках проекта «Солнечный лучик надежды» состоялась премьера непосредственно инклюзивного театра. На премьере прошел показ спектакля «Теремок наоборот». Артисты – дети, педагоги, родители. Чтобы включить максимальное количество особенных детей в спектакль, мы придумывали новых героев, писали для них роли. Так, в нашем спектакле появились Лягушата, Зайки на лужайке, та самая Лиса Патрикеевна и даже Красная Шапочка. Это был наш первый незабываемый опыт. Потом были представления лучше и хуже, более масштабные и простые, удачные и неудачные. А в первом спектакле самым важным было выйти артистам в конце всем вместе на поклон, и, взявшись за руки, сказать: «Мы вместе!».
Затем артисты – сотрудники и воспитанники детского сада, дети с инвалидностью и их родители показали спектакль маленьким зрителям детского сада, жителям города Заполярный на семинаре «Учимся, играя».
Потом был мюзикл «Снежная Королева». После премьерного показа в апреле 2017г., мюзикл был включен в программу фестиваля «Семья и Мир». «Буратино», «Красная Шапочка» — это далеко не полный репертуар нашего маленького театра.
Проект «Инклюзивный театр «Солнечный лучик надежды» включён в методический сборник «Фонд социальных практик демографического развития» в 2019 году Ассоциацией организаций по защите семьи, созданной в 2014 году Анной Юрьевной Кузнецовой, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.
Для сборника мы определили качественные и количественные показатели итогов за 2018 год.
Количественные результаты:
в течение 12 месяцев не менее 30 семей, воспитывающих детей с инвалидностью получили услуги по организации семейного досуга: посетили
около 32 культурно- массовых мероприятий; около 20 взрослых и 20 детей
прошли обучение по прикладному творчеству; около 10 семей задействованы
в театральной деятельности.
Качественные результаты:
проектные мероприятия способствуют созданию инклюзивного общества на
территории Печенгского района, где реализованы меры по активизации социальной позиции и личностных ресурсов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и с инвалидностью, расширены их социальные связи, направленные на улучшение качества жизни семей с детьми -инвалидами, семьи интегрированы в общественную жизнь Печенгского района,улучшилась социальная адаптация детей с ОВЗ и с инвалидностью.
Отзывы о практике, ссылки на видео:
https://vk.com/ostrov_nadezhdy?w=wall-154052914_1000 https://vk.com/ostrov_nadezhdy?w=wall-154052914_935 https://vk.com/ostrov_nadezhdy?w=wall-154052914_558 https://vk.com/ostrovnadezdi?w=wall-134834483_949 http://kn51.ru//news/leisure/culture/2016/12/05/osobennyy-teatr-s-osobennymiakterami.html
https://vk.com/ostrovnadezdi?w=wall-134834483_64 https://vk.com/ostrovnadezdi?w=wall-134834483_2 https://vk.com/ostrovnadezdi?w=wall-134834483_202 (Марафон успеха)
Эксперты определили возможность адаптации и тиражирования практики в другие регионы: «Возможно организовать в любом населенном пункте с минимальными затратами».
Наблюдения за активной деятельностью юных артистов с ОВЗ показали, что взаимодействие в театрализованной деятельности приобретает особое значение в жизни ребят, у них раскрываются скрытые возможности, формируется позитивная самооценка, проявляются положительные личностные качества. Творчество выступает как мощнейшее средство образования и социальной инклюзии.
Дети с ОВЗ, участники нашего проекта, которые раньше находились в социальной изоляции и на наших мероприятиях сделали первые шаги, сегодня активные участники и победители различных творческих конкурсов – муниципальных, региональных, федеральных. Они поверили в себя, а их родители поверили в возможности собственных детей. У них появилось много друзей среди обычных детей. Сегодня, в условиях вынужденной изоляции, мы поддерживаем связь с семьями детей с инвалидностью. Сильнее всего они скучают по нашим спектаклям, репетициям.
Дети во всей Вселенной – это просто дети. Они говорят на разных языках, могут иметь разного цвета кожу. Но, тем не менее, остаются детьми.
Но как бы не звучали наши цели, главная цель – дети должны расти в едином пространстве Детства — быть ВМЕСТЕ: вместе расти, вместе играть, помогать друг другу, делиться радостью.
Любовь Аркус сказала: «Если Ваш ребенок ходит в интеграционный или инклюзивный детский сад и играет на детской площадке с ребенком с особенностями, то Ваш ребенок учится с детства тому, что люди устроены по-разному. Он учится пониманию, милосердию и сосуществованию»
Литература
1.Манске Кристель, Священник Петр Коломейцев «Каждый ребенок особенный», Никея, 2017 г.
2. Шафикова А.А. «Педагогические условия формирования социальной успешности обучающихся с ОВЗ в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра»
«Актуальные проблемы инклюзивного образования», 2015г.