Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Игра как сквозной механизм развития ребенка | ДЕТСТВО-ГИД

Игра как сквозной механизм развития ребенка

Сценарий педагогического совета

«Игра как сквозной механизм развития ребенка»

(ФГОС ДО п. 2.7)

Чистякова Оксана Николаевна,

старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Жар-птица»,

поселок Шексна Вологодской обл.

Цель: проведение системного анализа профессиональной компетентности педагогов, развитие навыков моделирования инновационных форм работы (игровых технологий) в организованной образовательной деятельности, режимных моментах и самостоятельной деятельности.

Задачи:

1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО, в части детской игры (игровой деятельности).

2. Проанализировать знания педагогов по моделированию игровых технологий в организованной образовательной деятельности, режимных моментах и самостоятельной деятельности.

 План проведения педсовета — «деловой игры»:

1. Вступительное слово заместителя по ВМР «Организация игровой деятельности в современных условиях» (о переменах, происходящих в дошкольном образовании с введением ФГОС ДО).

2. Деловая игра.

Теоретический блок:

  1. Конкурс капитанов.
  2. «Знатоки ФГОС» — вопросы для команд

    Практический блок:

3. «От теории к практике»

4. Творческий конкурс «Импровизации на тему «1000 мелочей для новых идей»

5. Решение педсовета.

6. Разное

Ход педсовета:

Вступительное слово старшего воспитателя

ФГОС – это документ, который с момента его появления изучили и прочитали все педагоги, имеющие отношение к современному образованию. С введением ФГОС детский сад возрождает свои добрые традиции, прежде всего, в образовательную деятельность возвращается игра как сквозной механизм развития ребенка.

В чем заключается игровая деятельность по ФГОС ДО?

Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учиться жить в современном мире.

Известный русский педиатр, психолог и благотворитель ХIХ века Е.А. Покровский говорил: «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Главная особенность дошкольного образования — отсутствие целенаправленного  обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка.Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых — к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах — вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой деятельности дошколят.

Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.

Педагоги нашей ДОО широко используют в своей работе один из основных видов детской деятельности – игру, как в ООД, так и в режимных моментах, так же создают все условия для игры в самостоятельной деятельности воспитанников.

Анализ перспективно-календарного планирования образовательной деятельности на группах показал, что педагоги планируют разнообразные виды игр с детьми, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности. В планах прослеживается система игровой деятельности на месяц (все виды игр включены).

Рекомендации  по  планированию:

  1. При планировании игр прописывать название игры, цель (игра м.б. одна и та же, а цель ставится в зависимости от того, что вы хотите достичь, организуя эту игру). 
  2. Учитывать игровую деятельность при перспективном планировании в разделах ПКП ОД №4 (оснащение РППС), 5 (взаимодействие с семьями воспитанников).
  3. В планах прописывать театрализованные игры, с указанием вида театра (пальчиковый, теневой и т.д.).
  4. При планировании учитывать соответствие планирования игр в комплексно-тематическом и календарном планах.
  5. Ежедневно планировать дидактическую и подвижую(ые) игры и(или) упражнения на прогулке.
  6. При планировании индивидуальной работы указывать игровые приемы в  режимных моментах (одевании, после сна, прием пищи и т.д.).
  7. Во вторую половину дня планировать игры-развлечения, викторины и т.д.

Анализ организации ИД показал, что позиция «играющего» взрослого выдержана, воспитатели используют разнообразные методы и приемы, активизирующие игровую активность детей, учитывают интересы и особенности детей. Но вместе с тем, не все педагоги создают условия для обогащения знакомого сюжета игры новыми действиями, стимулируют детей к преобразованию игрового пространства, используют игровые технологии в организованной ОД.

Как не раз было отмечено — ведущим видом детской деятельности является ИГРА, мы предлагаем вам поиграть.

Дружит сад наш с ФГОС,

Изучил его в серьёз.

Педагог в прострации —

Как же нам вернуть игру

«Будущему нации» (детям).

  1. Ход игры

Педагоги делятся на 2 команды (1-красные браслеты; 2-зеленые): «ФГОСки» и «Игруньи». В каждой команде выбирается капитан.

Ведущий:

Уважаемые участники, сегодня вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания по ФГОС ДО и по организации игровой деятельности с детьми, а также продемонстрировать ваши способности, мыслительную деятельность и скорость реакции.

Правила игры следующие: на ряд предложенных вопросов нужно ответить быстрее своих соперников, для чего необходимо первыми поднять вверх цветную карточку. За правильный ответ дается фишка. Можно дополнять ответы коллег, за это тоже дается фишка.

Поприветствуем членов жюри (3 оранжевых браслета): 

 (представляются члены жюри).

Итак, оценивать выступления команд будет жюри. Победителем в игре выходит та команда, участники которой наберут наибольшее количество фишек. Подведение итогов в конце игры.

Теоретический блок

Конкурс капитанов

Начинаем наш брейн-ринг с разминки в которой участвуют капитаны команд. Это вопросы, требующие от вас быстрой реакции. Отвечать будет капитан той команды, который первым поднимет руку с браслетом. Команды при необходимости могут дополнять ответы соперников. Внимание, вопрос:

  1. Как зовут министра образования РФ?
    1. Пелевин Александр Рудольфович
    1. Фурсенко Андрей Александрович
    1. Васильева Ольга Юрьевна
    1. Ливанов Дмитрий Викторович
  • Кто является руководителем рабочей группы по разработке ФГОС ДО?
    • Владимир Владимирович Путин
    • Александр Григорьевич Асмолов
    • Николай Евгеньевич Веракса
  • Какие два важных документа, тесно связанные с игрой дошкольников, вышли в 2013 году?
    • Закон об образовании РФ.
    • ФГОС ДО
    • Дополнение к Декларации о правах ребенка (с 1 февраля 2013 года дополнено развернутым определением игры и предложениями по реализации мер для её поддержания. «Игра- как способ понимания жизни и  главная форма активности ребенка».)
    • СанПиНы.

4. Что является условием успешного руководства игрой? (8:38)

— серьезное отношение к игре;

— завоевать доверие детей установить с ними контакт;

— умение наблюдать за детьми понимать их игровые замыслы;

— опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к детской выдумке.

5.  Какому возрасту дошкольников свойственны простые сюжетные игры?

— от 1 до 2 лет;

— от 2 до3;

— от 3до4 (3,5);

— от 4до 5;

-от 6до7

6.  В какой из образовательных областей /ОО/ решается задача развития игровой деятельности детей?

— ПР;

— СКР;

— ФР;

— ХЭР;

— РР.

7. Норматив времени в день, предусмотренный на самостоятельную деятельность для детей в возрасте с 6-7 лет?

  1. 180 мин. 200 мин. 220 мин. 240 мин. (4 часа)

Конкурс для команд «Знатоки ИГРЫ»

Вопросы командам:

  1. Как называются обучающие игры? (режиссерские, подвижные, театрализованные, дидактические).
  2. Детская игра по своему происхождению, направленности, содержанию может рассматриваться как (детская забава, учебная деятельность, социальная деятельность, трудовая деятельность).
    3. К приемам косвенного воздействия на игру детей относится (ролевое участие воспитателя в игре, внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры, совет по ходу игры, предложение нового сюжета).
    4. К приемам прямого руководства игрой относится (создание игровой обстановки до начала игры, наблюдение за трудовой деятельностью взрослых, участие в сговоре детей, беседа о взаимодействии детей в игре). 
    5. Ведущее положение игры как вида деятельности дошкольника определяется (количеством времени;  тем, что она удовлетворяет его основные потребности (стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, потребность в общении),  игра — самый доступный для дошкольника вид деятельности).
    6.  В дидактической игре увлекает процесс, действия, а результат не интересует ребенка (раннего и младшего, среднего старшего дошкольного или предшкольного возраста).
    7. Основными компонентами игры как деятельности являются  игровой замысел, игровые действия, роли, сюжет и  (игровые пособия, атрибуты; самостоятельность и свобода ребенка; результат игры; правила).
    8. Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, в которой он (продолжи фразу):

— делает, слушает и говорит, то есть участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры;

— выступает в роли «исполнителя»;

— может спорить, но с целью договориться и доработать правила.

Практический блок: «От теории к практике»

1. Все приёмы социо-игровой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

Материал: карточки – примеры социо-игровой активности.

 Задание: Представить данную технологию в форме презентации  на 2 минуты – подготовка 7 минут.

 «Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)

Суть игры: дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее задание усложняется: «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем можно расширить круг вопросов — от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».

«Говорим хором» (социо — направленный приём)

Суть игры: дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.

«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-направленности)

Суть игры: в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счет того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребенок чувствует себя ведущим, то есть лидером.

2. Творческий «Импровизации на тему «1000 мелочей для новых идей»

Задание:

Из одинаковых наборов (по набору на каждую команду) «очень нужных ненужных вещей» придумать дидактическую игру (игрушку) или пособие.

Подведение итогов

Уважаемое жюри, пока наши участники оцениваю своё участие в игре, предлагаем вам подвести итоги.

Рефлексия. 

Каждый участник оценивает свою активность, свой вклад и эффективность работы в команде, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Педагоги по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:

  1. Сегодня я узнала…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполняла задания…
  5. Я поняла, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовала, что…
  8. Я приобрела…
  9. У меня получилось …
  10. Я попробую…
  11. Меня удивило…
  12. Мне захотелось…

Награждение победителей

После оглашения результатов:

Ведущий (заключительные слова):

Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, стараетесь это делать, и у ВАС это успешно получается.

Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду.

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.

Проект решение педсовета:

  • Ежедневно реализовать природную потребность ребенка в игре, создавая психолого-педагогические условия.
  • Использовать гибкую тактику выбора педагогического взаимодействия с детьми, в соответствии с возрастом и уровнем развития игровых умений;
  • Использовать социо-игровые технологий в организации образовательной деятельности;
  • Обогащать тематику и содержание сюжетно-ролевых игр за счет ознакомления с современной социальной действительностью. Срок: постоянно.
  • Подготовиться к Панораме педагогических идей по речевому развитию детей на основе детской игры (игровых приемов). Срок: май 2017 г.
  • Разработать рекомендации для родителей по развитию игровой деятельности детей с использованием ИКТ. Срок: сентябрь 2017 г.
  • Принять к сведению рекомендации по ПК планированию ИД, внести в планы коррективы согласно данных рекомендаций. Срок: до 31 мая 2017 г.

Список использованной литературы:

1.  Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. [электронный ресурс] // Консультант Плюс. Версия Проф.

2. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 174с.

3. Творческая индивидуальность ребенка в условиях введения ФГОС ДО: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 26-27 февраля 2014 г., г. Великий Устюг/Департамент образования Вологод.обл., Вологод. Ин-т развития образования, Ин-т художественного образования РАО; [отв.ред. и сост Е.И. Касаткина].- М.; Вологда: ИЦ ВИРО, 2014.-272 с.

Раздел II. «Игра – основа полноценного развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.