Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Особенности психоэмоционального развития ребенка с ДЦП | ДЕТСТВО-ГИД

Особенности психоэмоционального развития ребенка с ДЦП

Консультация
«Особенности психоэмоционального развития
ребенка с ДЦП»

Аверина Ольга Владимировна,
учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.

Сочетание расстройств моторной сферы и интеллекта различны. Согласно классификации выделяются следующие формы детского церебрального паралича и их влияния на общее развитие ребенка:
1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля) – тетрапарез, при котором руки страдают значительно меньше, чем ноги. Такие дети могут обслуживать себя, писать, владеть рядом трудовых навыков. Нарушения интеллектуального развития нередко незначительны, и многие из таких детей способны к обучению в массовых школах.
2. Двойная гимеплегия характеризуется тяжелым поражением всех конечностей, выраженной ригидностью мышц. Интеллектуальное развитие таких детей большей частью на уровне олигофрении в степени тяжелой дебильности, имбицильности или даже идиотии.
3. Гиперкинетическая форма, при которой различные гиперкинезы могут сочетаться с параличами и парезами. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.
4. Атонически-астеническая форма характеризуется парезами, низким тонусом мышц. В половине случаев имеется олигофрения в степени дебильности или имбицильности.
5. Гемипаретическая форма – парезы одной стороны тела. Олигофрения наблюдается у 25-30% детей.

У детей с церебральными параличами часто отмечается недостаточность целого ряда других нервно-психических функций, в значительной мере связанная именно с поражением двигательной сферы. Сюда, прежде всего, относятся нарушения развития речи, в большей степени обусловленные дефектностью артикуляционного аппарата.
В нарушении психического развития имеет значение и недостаточность пространственного соотнесения, связанная как с поражением теменных отделов мозга, так и обусловленная нарушениями зрительного восприятия. У этих детей имеются трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы. Отмечается недоразвитие представлений и о схеме тела. Запаздывает формирование доминатности руки, понятие правого и левого. Отмечаются явления так называемой пальцевой агнозии: неспособность различать и обозначать свои пальцы, иногда невозможность обозначать и элементы лица. В связи с этим наблюдаются характерные особенности рисунка таких детей: неумение правильно изобразить лицо и руки.

Указанные расстройства проявляются и в динамике психического развития детей с детским церебральным параличом. Так, в раннем детстве из-за двигательных нарушений страдает формирование ориентировочных реакций. Двигательная недостаточность обуславливает недоразвитие предметной и игровой деятельности. Позже страдает формирование школьных навыков: счета, письма, чтения. Трудности в освоении арифметики в значительной мере обусловлены недостаточностью пространственных функций. Они проявляются в нечеткости распознавания графического изображения цифр, смешении арифметических знаков. Характерна замедленность в усвоении числа и его разрядного строения. Нередки затруднения в узнавании и воспроизведении геометрических фигур. Наблюдаются явления дисграфии в виде зеркальности, смешения сходных по написанию букв.
В нарушении работоспособности большое значение имеют церебрастенические расстройства, однако, расстройства внимания, трудности сосредоточения на задании могут быть также обусловлены и недостаточностью фиксации взора, затруднением в прослеживании за движущимися предметами.

Тяжелые двигательные расстройства, нарушения ряда высших корковых функций, сопутствующие им явления психической истощаемости являются причиной задержки интеллектуального развития у многих детей с церебральными параличами. Эта проблема корректируется специальной системой воспитания и обучения этих детей в специальных учреждениях. Таковы самые основные особенности интеллектуального развития детей с заболеванием ДЦП.

В эмоциональной сфере такие дети склонны к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, закрытых дверей, темноты, новой обстановки и т.д). Помимо этого таким детям свойственна и задержка эмоционального развития в целом, которая, как правило, сочетается с задержкой интеллектуального развития. Проявления «органического инфантилизма» выступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности, ее монотонности, слабости творчества, отсутствия инициативы и самостоятельности.
Важное место в формировании у детей патологических свойств личности по дифицитарному типу, связанному, прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребенок живет и развивается в пространственно весьма ограниченном мире. Это препятствует формированию развития взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности. При воспитании в семье отмеченные особенности могут усиливаться за счет гиперопеки и снижения требований к больному ребенку.

Экспериментально было доказано, ведущим мотивом деятельности детей с ДЦП является мотив подчинения взрослому. Такой мотив имеется и у здоровых детей, однако по мере психического развития он отодвигается на периферическое место. Оставаясь же центральным в психическом развитии больного ребенка, мотив подчинения взрослому оказывает отрицательное, тормозящее влияние на формирование собственных активных личностных установок. Поэтому дальнейший прогноз развития личности ребенка, страдающего церебральным параличом, в значительной мере зависит от того, насколько зафиксировался данный мотив в качестве ведущего.
Пассивная защитная позиция, недостаточность опыта общения приводят к недоразвитию у таких детей этических представлений. И, наконец, в части случаев, особенно у интеллектуально более полноценных детей, патологическое формирование личности бывает связано с хроническими переживаниями своей неполноценности. У таких детей часто выступают вторичные явления аутизации, уход во внутренний мир фантазий. В подростковом возрасте в структуре такого патологического развития личности нередко выступают истерические черты, тревожно-мнительные со склонностью к навязчивым образованиям, ипоходричности. Под влиянием дополнительных провоцирующих факторов могут возникать и депрессивные состояния, иногда с суицидальными мыслями.

Детский церебральный паралич является моделью, показывающей, как нарушается развитие личности при выпадении компонента двигательной активности, каков при этом комплекс вторичных нарушений развития в сфере иерархии мотивов, самооценки, уровня притязаний. Явления гиперопеки вносят выраженный компонент искажения развития личности в виде присоединения к пассивности и связанной с ней аутизации, элементов эгоцентричности, слабости этических понятий, иждивенческих установок. Эти вторичные нарушения, обусловленные социальными, в первую очередь неадекватными воспитательными факторами, легче поддаются коррекции.
Система коррекционного воспитания и обучения, формирующая у больного ребенка чувство своей нужности и полезности, препятствует возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.