Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Игры и упражнения для развития пространственного мышления и межполушарных связей у младших школьников с ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога | ДЕТСТВО-ГИД

Игры и упражнения для развития пространственного мышления и межполушарных связей у младших школьников с ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога

Методическая разработка

«Игры и упражнения для развития пространственного мышления и межполушарных связей у младших школьников с ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога»

Якушева Надежда Владимировна,

учитель-дефектолог  МБОУ «СОШ №5 г. Кировска»,

Мурманская область, г. Кировск

В современном мире существует мнение, что игра — это больше про развлечение и досуг, нежели про что-то более “научное”, но многие педагоги считают игру уникальным инструментом для обучения всевозможным навыкам. Почти всё детство дети играют. Они развлекаются, играя, познают мир и его правила. Они учатся, играя. Так почему же нельзя использовать эту возможность с уже подросшими детьми?

Игра позволяет изучить что-либо практическим методом. Давно известно, что обучение на практике позволяет более детально и углубленно изучить желаемую область, понять её нюансы и на своих ошибках научиться. Естественно, что перед любой игрой практически всегда присутствует небольшая теоретическая часть, вводящая в курс дела. Но основной упор делается на практику и, собственно, на обучение в процессе неё.

Частично систему образования тоже можно считать игрой. Джесси Шелл в своей книге «Геймдизайн» («The Art of Game Design: A Book of Lense», Jesse Schell) упоминает об этом:

«…если изучить систему образования, можно увидеть, что она сама является игрой! Студенты (игроки) получают список заданий (целей), которые нужно выполнить (достичь) до определённой даты (временные ограничения). Они получают оценки (очки), исходя из качества выполнения, а задания (сложность) со временем становятся всё более трудными, пока они не пройдут курс до конца, где им нужно сдать последний экзамен (главный босс), который они могут сдать только в том случае, если они получили все необходимые навыки во время курса (игры)».

Известные психологи А. Н Грабов, Г. Я. Трошин высоко ценили игру в деле воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Игру они считали точным показателем проявления детских способностей, возможностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре развивается память, мышление, воображение. В настоящее время интерес к помощи детям с ОВЗ не угасает. Чтобы обеспечить оптимальные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо понимать механизм нарушений, причины увеличения числа детей с неравномерностью развития ВПФ.

Установлено, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин возникновения учебных трудностей у нормотипичных детей, а также у детей с ОВЗ. Межполушарное взаимодействие генерируется у детей до 12-15 лет. Его становление происходит поэтапно. Нейропсихологи считают наиболее важным возрастом для формирования взаимодействия период с 3 до 8 лет, так как в это время закладывается слуховое, зрительное, кинетическое восприятие, а также звуковое смыслоразличение и многое другое.

Использование нейропсихологических игр и упражнений решает следующие задачи:

1.Развитие пространственных представлений младших школьников;

2. Развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики ученика;

3. Формирование правильного, согласованного взаимодействия верхних и нижних конечностей;

4. Развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления младших школьников;

5. Формирование навыка последовательного выполнения действий (алгоритмов).

Преимущества использования нейропсихологических игр в работе школьного учителя-дефектолога:

Игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность, многофункциональность, автоматизация речи в сочетании с двигательной активностью, формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов, формирование партнерского взаимодействия между ребенком и взрослым.

В основе нейроигр лежат упражнения, которые заставляют мозг работать в разных режимах. Это помогает улучшить связь между разными отделами мозга, а также развить когнитивные навыки.

Предлагаю варианты игр для развития пространственного мышления и межполушарных связей у младших школьников в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ):

«Нарисуй Карту»

Цель: Развитие пространственного мышления младших школьников

Ребёнку с шести лет можно предлагать нарисовать собственную карту, например, вашей квартиры, двора или дачного участка. Ребёнок сможет изучить знакомую территорию с точки зрения пространственных отношений: как расположены объекты относительно друг друга, на каком расстоянии.   

«Сложи фигуру» (Танграм)

Цель: развитие выдержки, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

«Танграм» или «Тангос». Становление интеллектуальной сферы детей заключается в том, что в ходе организации объединения разрозненных деталей в целое, поиска среди разнообразных комбинаций той, которая дает именно нужное изображение, происходит сравнение полученного результата с образцом, анализ и преобразование изображения.

«Колечко»

Цель: повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале задание выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак-ребро-ладонь»

Цель: повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике. Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать. Ребята проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий.

В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.

Использование приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе обучения оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее.

Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное сотрудничество разных специалистов: учителей, логопедов, психологов, на протяжении всего учебного дня могут использовать предложенные методы и приемы.

Тезаурус:

Младший школьный возраст — это период от 6–7 до 9–11 лет, характеризующийся интенсивным физическим, психическим и социальным развитием. В это время осуществляется переход от дошкольного детства к школьному, что сопровождается существенными изменениями в жизни ребёнка.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Игра — одна из форм активности человека и животного, которая осуществляется по добровольно принятым правилам в условных ситуациях.  

Упражнение — это действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и двигательных навыков.

Пространственное мышление — это способность ориентироваться в трёхмерном пространстве, точно представлять расположенные в нём элементы и понимать, как они соотносятся друг с другом.

Межполушарные связи — это коммуникационные и функциональные соединения между левым и правым полушариями головного мозга.

Литература:

  1. Дружиловская О. В. Научно-историческое наследие Г. Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики // Культурно- историческая психология. 2011. № 3.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.