Из опыта работы
«Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя
на группе для детей с ТНР»
Захарова Ирина Павловна,
Левинская Екатерина Владимировна,
Калужских Наталья Михайловна,
учителя-дефектологи
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей
с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»
г. Апатиты Мурманской обл.
Аннотация: в статье представлен опыт работы по взаимодействию учителей-дефектологов и воспитателей на группе для детей с ТНР.
Ключевые слова: ТНР — тяжелое нарушение речи, ОНР – общее недоразвитие речи, НОД – непосредственно образовательная деятельность.
Важную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса играет преемственность работы учителя-дефектолога и воспитателей. Для достижения положительных результатов в коррекционно-воспитательной работе необходима чёткая организация жизни детей.
Второй год в нашем учреждении работает группа для детей от 2, 5 до 4 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Как правило, это дети с задержкой речевого развития. Списочный состав группы – 15 детей. На группе работает 2 учителя-дефектолога и 4 воспитателя. Дело в том, что дети этой возрастной группы чаще всего остаются без коррекционной помощи, потому что в речевые группы они попадают только с 4 лет. И создание такой группы позволяет уже в младшем дошкольном возрасте оказывать квалифицированную комплексную помощь, а наше учреждение имеет такие возможности.
Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.
- Комплексная диагностика.
В начале года учителя-дефектологи индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты совместно обсуждаются и анализируются.
Вывод: Таким образом, ребёнок обследуется со всех сторон, очень тщательно по всем линиям развития, не упускается ни одна деталь в развитии. Это позволяет точно определить актуальный уровень развития ребёнка и разработать индивидуальную программу сопровождения .
- Составление индивидуальной программы развития ребёнка.
Учителя-дефектологи составляют индивидуальные планы, а воспитатели индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка. За каждым воспитателем закрепляются дети для индивидуальной работы.
Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.
Педагоги обсуждают темы ближайших занятий, план их проведения с учётом уровня развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления навыков и умений; при изучении каждой темы намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
- Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционно – образовательном процессе.
Для того, чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо распределить функции:
- дефектолог формирует первичные базовые понятия и универсальные учебные действия;
- воспитатель закрепляет их.
Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем в процессе непосредственной образовательной деятельности и во время режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении определенного периода.
В таблицах наглядно представлены, виды деятельности через которые осуществляется взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя.
учитель-дефектолог: | воспитатель: | |
Ознакомление с окружающим: | ||
На индивидуальных и подгрупповых занятиях. | В процессе НОД;Во время прогулок и организованных экскурсий;В сюжетно-ролевых играх;Во время чтения художественной литературы;В дидактических играх. | |
Артикуляционная моторика: | ||
Проведение: артикуляционного массажаиндивидуальной артикуляционной гимнастики перед зеркалом. | Проведение: элементов артикуляционной гимнастики с пищевым подкреплением в подгруппе (метод сенсорно – интегративной артикуляционной гимнастики М. И. Лынской). | |
Развитие понимания речи, стимуляция речевой активности и работа по коррекции слоговой структуры слова: | ||
На индивидуальных занятиях. | В процессе всех режимных моментов;Во время индивидуальной работы с закреплёнными детьми по заданию дефектолога (экран взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателя);Включение отработанных речевых навыков в ситуацию естественного общения у детей. | |
Формирование общих речевых навыков (фонематические процессы, дыхание, просодические компоненты речи) | ||
На специальных занятиях с дидактическими пособиями, с использованием ИКТ с применением сенсорного экрана:Сенсорная панель «Палетто»;Компьютерные игры («Игры для Тигры», «Учусь говорить правильно», игры сайта «Мерсибо»). | В процессе НОД, Во время чтения художественной литературы, В процессе театрализованной деятельности;В сюжетно – ролевых играх. | |
Развитие мелкой моторики | ||
Проведение массажа рук;Развитие мелкой моторики на подгрупповых занятиях;Использование сенсорного экрана. | В процессе продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование);Пальчиковые игры;Пальчиковый театр;Пескотерапия с использованием светового стола. | |
Сенсорное развитие | ||
На индивидуальных и подгрупповых занятиях. | В непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию;В дидактических играх;На индивидуальных занятиях с закреплёнными детьми по заданию дефектолога (экран взаимодействия учителя – дефектолога);В свободной деятельности;Во время прогулки. | |
- Совместное проведение тематических и интегрированных развлечений, праздников.
Данные мероприятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период и, как правило, проходят по пройденным лексическим темам. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, в праздниках и развлечениях принимают участие и другие специалисты: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
- Совместное взаимодействие с родителями.
Основная задача при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям необходимость работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей.
При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, показ занятия, общее родительское собрание. Педагоги включают родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, в наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, даем практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.
Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-дефектолога отводится домашним заданиям. Дефектологи каждую неделю пишут задания в индивидуальные тетради. Используя предложенный материал, родители получают возможность закреплять с ребенком полученные на занятиях умения и навыки. Воспитатели в данном случае являются мостиком между дефектологами и родителями: контролируют своевременную передачу тетрадей родителям, напоминают о необходимости приносить тетради в установленные сроки. Кроме этого рассматривают выполненные задания с детьми, оценивают, беседуют на указанные темы.
В заключении хочется сказать, что успешность взаимодействия между учителем-дефектологом и воспитателем определяется целым рядом факторов, на которые оказывает огромное влияние характер сотрудничества и доверительность всех специалистов группы, что в свою очередь позволяет развивать наших детей динамично, насыщенно и позитивно.
Список литературы:
1.Нищева Н.В. «Развитие связной речи дошкольников сТНР. Методика работы, типы занятий» изд. «Детство – Пресс».
2.Земцова О.Н. серия книг « Развивающие тесты для детей». Москва, «Махаон», «Азбука — Аттикус», 2017г.
3.Заболотная Э.А. серия книг «Умный ребенок» ООО «Феникс» 2017г.
4.Теплюк С.Н. « Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста». Москва 2003г.
5. Хватцев М.Е. « Предупреждение и устранение недостатков речи». СПб., 2004г