Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя на группе для детей с ТНР

Из опыта работы

«Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя

на группе для детей с ТНР»

                                                                      Захарова Ирина Павловна,

                                                                      Левинская Екатерина Владимировна,

                                                                     Калужских Наталья Михайловна,

учителя-дефектологи

ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей

 с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»

г. Апатиты Мурманской обл.

Аннотация: в статье представлен опыт работы по взаимодействию учителей-дефектологов и воспитателей на группе для детей с ТНР.

Ключевые слова: ТНР — тяжелое нарушение речи, ОНР – общее недоразвитие речи, НОД – непосредственно образовательная  деятельность.

Важную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса играет преемственность работы учителя-дефектолога и воспитателей. Для достижения положительных результатов в коррекционно-воспитательной работе необходима чёткая организация жизни детей.

          Второй год в нашем учреждении работает группа для детей от 2, 5 до 4 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Как правило, это дети с задержкой речевого развития. Списочный состав группы – 15 детей. На группе работает 2 учителя-дефектолога и 4  воспитателя. Дело в том, что дети этой возрастной группы чаще всего остаются без коррекционной помощи, потому что в речевые группы они попадают только с 4 лет. И создание такой группы позволяет уже в младшем дошкольном возрасте оказывать квалифицированную комплексную помощь, а наше учреждение имеет такие возможности.

          Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.

  1. Комплексная диагностика.

В начале года учителя-дефектологи индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты совместно обсуждаются и анализируются.

Вывод: Таким образом, ребёнок обследуется со всех сторон, очень тщательно по всем линиям развития, не упускается ни одна деталь в развитии. Это позволяет точно определить актуальный уровень развития ребёнка и разработать индивидуальную программу сопровождения .

  • Составление индивидуальной программы развития ребёнка.

Учителя-дефектологи составляют индивидуальные планы, а воспитатели индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка. За каждым воспитателем закрепляются дети для индивидуальной работы.

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

Педагоги обсуждают темы ближайших занятий, план их проведения с учётом уровня развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления  навыков и умений; при изучении каждой темы намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

  • Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционно – образовательном процессе.

Для того, чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо распределить функции:

  • дефектолог формирует первичные базовые понятия и универсальные учебные действия;
  • воспитатель закрепляет их.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем в процессе непосредственной образовательной деятельности и во время режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении определенного периода. 

В таблицах наглядно представлены, виды деятельности  через которые осуществляется взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя.

учитель-дефектолог:воспитатель:
Ознакомление с окружающим:
  На индивидуальных и подгрупповых занятиях.В процессе НОД;Во время прогулок и организованных экскурсий;В сюжетно-ролевых играх;Во время чтения художественной литературы;В дидактических играх.
Артикуляционная моторика:
 Проведение: артикуляционного массажаиндивидуальной артикуляционной гимнастики перед зеркалом. Проведение: элементов артикуляционной гимнастики с пищевым подкреплением в подгруппе (метод сенсорно – интегративной артикуляционной гимнастики М. И. Лынской).
Развитие понимания речи, стимуляция речевой активности и работа по коррекции слоговой структуры слова:
На индивидуальных занятиях.В процессе всех режимных моментов;Во время индивидуальной работы с закреплёнными детьми по заданию дефектолога (экран взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателя);Включение отработанных речевых навыков в ситуацию естественного общения у детей.
Формирование общих речевых навыков (фонематические процессы, дыхание, просодические компоненты речи)
На специальных занятиях с дидактическими пособиями, с использованием ИКТ с применением сенсорного экрана:Сенсорная панель «Палетто»;Компьютерные игры («Игры для Тигры», «Учусь говорить правильно», игры сайта «Мерсибо»).В процессе НОД, Во время чтения художественной литературы, В процессе театрализованной деятельности;В сюжетно – ролевых играх.
Развитие мелкой моторики
Проведение массажа рук;Развитие мелкой моторики на подгрупповых занятиях;Использование сенсорного экрана.В процессе продуктивной  деятельности (рисование, лепка, конструирование);Пальчиковые игры;Пальчиковый театр;Пескотерапия с использованием светового стола.            
Сенсорное развитие
На индивидуальных и подгрупповых занятиях.В непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию;В дидактических играх;На индивидуальных занятиях с закреплёнными детьми по заданию дефектолога (экран взаимодействия учителя – дефектолога);В свободной деятельности;Во время прогулки.
  • Совместное проведение тематических и интегрированных  развлечений, праздников.

Данные мероприятия  являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период и, как правило, проходят по пройденным лексическим темам. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, в праздниках и развлечениях  принимают участие и другие специалисты: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

  •  Совместное взаимодействие с родителями.

Основная задача при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям необходимость работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей.

При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, показ занятия, общее родительское собрание. Педагоги включают   родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, в наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям,  даем практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.

Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-дефектолога отводится домашним заданиям. Дефектологи каждую неделю пишут задания в  индивидуальные тетради. Используя предложенный материал, родители получают возможность закреплять с ребенком полученные на занятиях умения и навыки.        Воспитатели в данном случае являются мостиком между дефектологами и родителями: контролируют своевременную передачу тетрадей родителям, напоминают о необходимости приносить тетради в установленные сроки. Кроме этого рассматривают выполненные задания с детьми, оценивают, беседуют на указанные темы.

В заключении хочется сказать, что успешность  взаимодействия между учителем-дефектологом и воспитателем определяется целым рядом факторов, на которые оказывает огромное влияние характер сотрудничества и доверительность всех специалистов группы, что в свою очередь  позволяет развивать наших детей динамично, насыщенно и позитивно.

Список литературы:

1.Нищева Н.В. «Развитие связной речи дошкольников сТНР. Методика работы, типы занятий» изд. «Детство – Пресс».

2.Земцова О.Н. серия книг « Развивающие тесты для детей». Москва, «Махаон», «Азбука — Аттикус», 2017г.

3.Заболотная Э.А. серия книг «Умный ребенок» ООО «Феникс» 2017г.

4.Теплюк С.Н. « Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».       Москва  2003г.

5. Хватцев М.Е. « Предупреждение и устранение недостатков речи». СПб., 2004г

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.