Опыт работы
«Игры с кинетическим песком как средство адаптации детей раннего возраста»
Иванюк Антонина Станиславовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 36»,
н.п. Титан, г. Кировск Мурманской обл.
Адаптационный период является одним из самых сложных за всё время пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. В это время он учится не только соблюдать особый распорядок, следовать установленным правилам, осваивать новые знания, умения и навыки, но и получает первичный опыт социального взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. Задача воспитателя – обеспечить наиболее комфортные для ребёнка условия вхождения в социум, мягкого включение ребёнка в различные воспитательные и образовательные активности.
Работая с детьми раннего возраста, опираюсь на принципы индивидуального подхода, тщательно подбираю технологии, пособия и игры для взаимодействия с дошкольниками в столь нежный период.
Практика показала, что игры с кинетическим песком оказывают благоприятный эффект на детей, проходящих активную фазу адаптации к дошкольному учреждению. Игры с песком всегда привлекали дошкольников, но именно кинетический песок в настоящее время занимает ведущие позиции, так как взаимодействие с ним оказывает великолепный терапевтический, успокаивающий эффект на детей из-за его необычной структуры и особенных свойств.
Новизна подхода состоит в том, что, заметив привлекательность кинетического песка для дошкольников, решила использовать его не только во время самостоятельных, совместных игр дошкольников, но и в процессе образовательной деятельности по всем образовательным областям. Ниже приведу конкретные примеры. Длительность занятия не более10 минут.
В рамках познавательного развития провожу занятия и игры следующего типа: «Знакомство с песочком», «Наши шустрые ручки», «Что спрятано?». Например, в песке прячу муляжи овощей (морковь большого и маленького размера). В гости к дошкольникам прибегают два зайца. Дети находят морковь в песке, угощают большого зайца морковью большого размера, а маленького – маленькой. Процесс поиска овощей захватывает малышей всецело, снимает эмоциональное напряжение, помогает детям начать взаимодействовать друг с другом.
Далее хотелось бы осветить игру по развитию речи. В начале занятия- показ кукольного спектакля по произведению, соответствующему программе. К примеру, это сказка «Репка». После чего дети помогают рассказывать и показывать жестами, как дед тянет репку. Далее дети помогают дедушке собрать урожай (в «огороде», организованном в песочнице, ребята находят овощи и складывают их в корзинку).
Задания по социально-коммуникативному развитию проходят таким образом: коллектив детей делится на пары или подгруппы. В них детям предстоит решить одну поставленную задачу сообща. Например, ребятам предлагаю найти все игрушки, зарытые в песке и рассортировать их по цвету. Сначала дети увлечены только песком, затем, постепенно вникая, что фигуры всем попадаются разные, стаканчики для сортировки стоят на разных сторонах стола, они начинают общаться, обмениваться, просить о помощи друг друга и т.д.
«Художественно-эстетическое развитие» проходит разнообразно. Например, в гости к детям приходит красивая кошечка. Для кошечки дети пекут куличики и украшают их, при этом у них формируется чувство цвета, формы, величины.
Интересными показались детям игры по физическому развитию с использованием кинетического песка. Все игры в этом блоке авторские, которые я разрабатываю лично. Опишу одну из самых востребованных и универсальных. Игра «Песочный замок». Детям рассказывается предыстория о том, что жила-была одна прекрасная принцесса (происходит демонстрация куклы небольшого размера). Однажды разбойники разрушили её замок, и оказалось, что принцессе негде жить. Она решила построить для себя новый замок из песка, но что бы ей помочь нужно перепрыгнуть через бурный ручей. Задача детей: перепрыгнуть через ручей (платок синего цвета). После того как все дети оказались у принцессы, дети совместно строят замок, украшают его, заселяют куклу. Данная игра не только тренирует навык прыжков на двух ногах, но и помогает сплотить коллектив детей в процессе совместного сооружения многочисленных замков.
Выступила по теме «Игры с кинетическим песком в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» в 2022г. на педсовете «Социализация личности ребенка на этапе дошкольного детства». Подготовила консультацию для коллег «Игра с кинетическим песком как способ развития дошкольника». Опубликовала свои наработки на сайте «Детство-Гид». Участвовала в психологическом практикуме «Практики по адаптации детей к детскому саду».
В адаптационный период очень важно и родителям проявлять активность, помогать ребятам преодолевать сложности, направлять мысли и энергию детей в правильное русло, уравновешивать их эмоциональное состояние. Для этого я вела активную просветительскую работу с родителями, где подробно рассказывала о вариантах игр и заданий. Подготовила для родителей консультацию «Игры с кинетическим песком в период адаптации», буклет для родителей «Волшебный песочек». Родители стали активными участниками мастер-класса «Играем вместе».
Результатом активной работы в стенах ДОУ и её преемственного продолжения дома стало то, что дети мягко и довольно быстро проходят адаптацию к новым условиям дошкольного учреждения. Ребята начали активно участвовать в играх, чаще стали взаимодействовать друг с другом в процессе свободной коммуникации, стали более спокойными, легко расстаются с родителями в утреннее время.
Безусловно, сейчас присутствует стойкое желание развиваться в данном направлении и создать авторскую картотеку адаптационных игр с кинетическим песком, с последующим распространением её в стенах ДОУ и в сети интернет. Для этого необходимо обогатить знания с помощью изучения соответствующей методической литературы, использовать опыт коллег и сделать выводы из личной практики о том, какие игры имели наибольший успех и результативность.
Игры с кинетическим песком – эффективный педагогический инструмент, способный помочь детям благополучно преодолеть сложности адаптационного периода. Кроме того, он способствует всестороннему развитию детей, что является основным принципом современного дошкольного образования в наши дни.