Инклюзивное образование в ДОУ

Из опыта работы

«Инклюзивное образование в ДОУ»

 

Мильбергер Александра Анисимовна,

старший воспитатель МБДОУ № 7,

Зеленцова Елена Альбертовна,

педагог-организатор МБДОУ № 7,

 пгт. Никель Мурманской обл.

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране.

В Законе об образовании  (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой и т.д.) и ему необходимы контакты в детском коллективе, а особенно ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Мальчику, который пришел к нам в октябре 2012 года, было 2 года. Первые 2 года детский сад он посещал вместе с мамой и очень редко, т.к. они часто находились в больницах на обследованиях. В 2013 году, когда ребенок перешел в среднюю группу, мы задумались о том, как  сделать так, что,     несмотря на многие ограничения, вместе добиться неплохих результатов: научиться общаться и играть со здоровыми детьми, самостоятельно решать определенные задачи.

Преимущества совместного воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Формирование новых навыков, умение полагаться на собственные силы, приобретение уверенности в том, что группа сверстников признает их и принимает как желанных партнеров по общению, а также игровой и интеллектуальной деятельности.
  • Занятия и игры с другими детьми заставляют их стремиться к большим достижениям, тем самым вырабатывают у них позитивное самовосприятие – нередко в группе детского сада им впервые приходится самостоятельно делать то, что им уже под силу.

Преимущества совместного воспитания для сверстников особого ребенка:

  • Сверстники учатся понимать и принимать существующие различия, приобретают ежедневный опыт в проявлении терпимости и заботливого отношения.
  • В общих группах у детей появляется возможность подружиться и узнать, что дети – инвалиды могут быть равноправными партерами в игре и общении.

Преимущества для родителей ребенка с особенностями в развитии:

  • Ежедневное общение с педагогами группы, медсестрой, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем способствует тому, что родители перестают находиться и чувствовать себя в одиночестве.
  • Они получают большой объем дополнительной информации о новых способах оказания помощи своему ребенку, его достижениях и трудностях.
  • Наблюдая своего ребенка в коллективе сверстников, родители начинают относиться к нему более реалистично, становятся спокойнее, когда видят, что их ребенок проявляет себя характерно для своего возраста.

Преимущества для педагогического коллектива:

  • Повышается профессиональная компетентность в области воспитания и обучения детей с особенностями поведения и развития.

Появляется возможность углубить свой педагогический и личный опыт.

В ходе работы нам надо было  реализовать следующие  задачи:

  1. Изучить биологические и социальные причины возникновения отклонений в развитии ребенка.
  2. Выявить индивидуальные особенности и потребности ребенка.
  3. Определить характер изменений и наличие динамики в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
  4. Координировать действия медицинской, психологической, логопедической и педагогической служб.
  5. Организовать включение членов семьи в систему сопровождения развития ребенка.

С чего начать? Свою работу мы начали, прежде всего, с того, что в беседе с мамой выяснили все личностные особенности, привычки ребенка, для того, чтобы выбрать правильный индивидуальный подход. На первое заседание ПМПк мы пригласили родителей. Это заседание было расширенным, на нем присутствовали все специалисты детского сада, воспитатели, помощник воспитателя. Пришли  мама и папа. На консилиуме нам всем надо было решить, как построить организацию всего процесса пребывания и обучения мальчика в детском саду без ущерба для остальных детей. Было много трудностей: группа большая — 24 ребенка, мама на тот момент работала и не могла находиться с сыном в группе. Были и положительные моменты: мальчик быстро адаптировался, было желание общаться со своими сверстниками, мог слушать, но быстро уставал. На первом консилиуме мы вместе с родителями определили этапы нашей совместной работы. Лева мало двигался, а надо соблюдать  режим дня, ( прогулки), но родители не могли нам в этом помочь, они вообще отказались от прогулок – мы заключили с ними 2 соглашения – это соглашение  на организацию индивидуального образовательного сопровождения (мед. сестра, инструктор по физ. культуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, соц. педагог, учитель-логопед, муз. руководитель) и соглашение на график коррекционно-развивающих мероприятий со специалистами, т.е вместо прогулок  с  ним работали  специалисты.

Во все образовательные мероприятия вводили ребенка поэтапно, давая ему возможность привыкнуть, нагрузку увеличивали постепенно. Был разработан  алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ (этапы медико-психологического сопровождения  ребенка-инвалида).

I этап-подготовительный:

Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов её решения. Изучение запросов родителей…

II этап-этап комплексной диагностики:

Выявление особенностей физического, психологического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей и т.д. А также определение зоны ближайшего развития.

III этап- разработка индивидуального образовательного маршрута:

По данным заключений «команды» специалистов составляется и утверждается ИОМ, разработка плана конкретных мероприятий.

IV этап-коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации ИОМ:

Индивидуальные и групповые занятия со специалистами. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

V этап- промежуточная диагностика:

Выявление динамики в развитие, оценка эффективности выбранных методов. При необходимости – внесение корректив в ИОМ.

VI-коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации ИОМ:

Учитывается динамика в развитии ребёнка, закрепление приобретенного опыта.

VII этап- итоговая диагностика:

Мониторинг эффективности реализации коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребенка.

ПМПк собиралась очень часто. Членами ПМПк была разработана диагностика:

  • Знания и представления об окружающем мире___________________________
  • Физическое развитие (группа здоровья,  развитие ребенка, усталость, часто болеет, аппетит, сон и т.д.)_______________________
  • Поведение в группе (восприятии требований воспитателя, уверенность, двигательная и речевая расторможенность и т.д.)___________________
  • Игра и общение с детьми и взрослыми__________________________________________________
  • Социально-бытовые навыки самообслуживания, помощь воспитателю и детям, любимое занятие и т.д._________________________________
  • Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, нуждается в помощи, постоянном контроле воспитателя, как овладевает необходимым объемом знаний, неусидчив и т.д.______________________________________________
  • Темповые характеристики деятельности (сонлив, вял в течение дня, медлителен, невнимателен и т.д._________________________________
  • Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, радость, агрессия,  и т.д.) ______________________
  • Доминирующие увлечения и интересы _____________________________________________

Был разработан индивидуальный образовательный маршрут ребенка – инвалида, который включает в себя следующие листы:

— Общие данные

— Взаимодействие с семьей

— Психолого-педагогическое сопровождение

Лист общие данные содержит:

 — Ф.И.О.

— Дата рождения

— Сведения о семье

— Воспитатели

— Специалисты

— Группа здоровья

— Режим пребывания ребенка в ДОУ

Взаимодействие с семьей (лист в виде таблицы):

  • Направления взаимодействия
  • Формы взаимодействия
  • Содержания работы
  • Ответственный педагог-специалист

Психолого-педагогическое сопровождение:

Специалист

— Образовательные области образовательной программы ДО

— Задачи коррекционно-образовательной работы

— Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы

— Формы оценки результатов работы (динамика ребенка, самоанализ специалиста

Надо отметить, что наш опыт работы совсем небольшой. Были ли трудности? Да.

  1. Недостаточная материально-техническая база  (отсутствие специализированной мебели, литературы, необходимой для составления индивидуальной работы с ребенком-инвалидом, игрового оборудования).
  2. Отсутствие курсов повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми, имеющих отклонения в физическом развитии.

В настоящее время наблюдается положительная динамика в развитии ребенка: он посещает бассейн, ходит на прогулки со специалистами ДОУ. Составлен график индивидуальных занятий со специалистами и график прогулок. А музыкальные занятия и занятия физической культурой ребенок посещает вместе со всеми детьми группы.

Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

5 комментариев к записи “Инклюзивное образование в ДОУ”

  1. Людмила:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна!подскажите, пожалуйста: для ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа. Нужен ли и индивидуальный образовательный маршрут на ребенка-инвалида? Спасибо!

    • admin:

      Людмила, если есть индивидуальная программа, то разрабатывать инд маршрут уже не нужно. Программа и есть маршрут.

  2. Людмила:

    Спасибо!

  3. vetka:

    Добрый вечер, Белла Геннадьевна! У нас в саду ребенок с кохлеарным имплантом. Мама абсолютно не занимается с ребенком, все воспитательные функции возложила на педагогов, только требует результатов.Есть ли какие- меры воздействия на маму? Может законодательно. Предлагаем ей заниматься дополнительно дома, говорит, что ей очень трудно совладать с ребенком.Как быть?

    • admin:

      Светлана, увы, но воздействовать на маму можем только добрым словом, разъяснениями и практической помощью. Покажите ей что-то типа мастер-класса: как надо дома заниматься. Пусть воочию увидит, что нужно делать. У неё, видимо, кроме отсутствия желания заниматься с ребенком, и правда не получается. Думаю, что с Вашей стороны Вы делаете всё возможное.