Из опыта работы
«Использование проектного метода как средства формирования начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Селезнева Марина Александровна,
воспитатель МАДОУ № 89,
г. Березники Пермского края
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Одна из главных задач воспитания на этапе дошкольного детства является формирование экологической культуры. Понятие «экологическая культура» соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими в деятельности; выработку чувств ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Эта сложная категория развивается на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного детства, при участии и под руководством взрослого.
Для предотвращения экологической безграмотности подрастающего поколения, поддержание интереса и притягательности процесса познания в ходе коррекционной работы мы используем различные методы и приѐмы.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Для повышения эффективности экологического воспитания используем экологические игры: сюжетно-ролевые (Экологически безопасное строительство города), соревновательные (викторины, конкурсы Поле чудес), игры-путешествия; дидактические («У кого какой дом», «Живое-неживое», «Что потом» о росте растений», «Выбери правильную дорогу» — правила поведения в природе и т.д.). Экологические минутки («Почему деревья белые?»), на которых решаются задачи: развитие самостоятельности мышления и гибкости ума; совершенствование монологической речь детей; поддержание у детей интереса к природе. Экологические сказки: «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пѐрышко», «Путешествие капельки» формируют коммуникативные навыки с применением средств экологической педагогики. Наблюдения, которые тоже решают не только экологические, но и речевые задачи: умение выстраивать диалог, излагать свои мысли, совершенствовать монологическую речь детей.
А вот решить все эти задачи одновременно нам помогает проектная деятельность. Нами был разработан и внедрѐн познавательный проект «Ознакомление дошкольников с природой родного края в процессе знакомства с Красной книгой Прикамья».
Свою работу по проекту мы начали с того, что познакомили детей с Красной и Чѐрной книгой природы. Выяснили, что красный цвет – это цвет тревоги, поэтому в Красную книгу занесены все виды животного и растительного мира, находящиеся на грани исчезновения. А в Чѐрную книгу вносят уже исчезнувшие виды. Далее выполнялась поэтапная работа над проектом в краеведческом музее и библиотеке. В музее, для получения более полной и точной информации об окружающем мире, была представлена презентация и игровая программа «Академия экологических наук». В библиотеке нас познакомили с Красной книгой Пермского края, их оказалось две: одна с животными, другая с растениями. Детям рассказали, что Красную книгу переиздают, потому что с каждым годом всѐ больше животных и растений оказываются на грани вымирания. Проведѐнная работа подвела нас к идее создания своей рукотворной Красной книги. Через решение проблемных ситуаций мы определились, какие объекты природы мы можем поместить в нашу книгу.
В книге получилось четыре раздела: животные, птицы, насекомые, растения. Информацию для книги собирали, обрабатывали и представляли дети вместе с родителями. В рамках этой работы прошла детская конференция «Для чего нужна Красная книга?»
Для того чтобы повысить уровень сформированных экологических знаний у детей мы провели «круглый стол» на тему: «Что такое экология?» Дети все вместе обсуждали проблемы экологии, знания о которых получили на основе наблюдений и исследований, предлагали решения этих проблем. Так создавалась атмосфера сотворчества, использовался индивидуальный подход: каждый ребѐнок имел возможность высказать и обосновать своѐ мнение. В итоге дети пришли к выводу, что чистая и здоровая экологическая обстановка необходима в первую очередь для здоровья самих людей. Появилась новая проблемная ситуация, как сообщить другим людям, что природу надо охранять? От детей поступали различные предложения, мы приняли решение, что нарисуем природоохранные плакаты «Земля наш общий дом» и развесим их на ближайших домах и учреждениях.
В ходе работы над проектом дети изучали и рисовали «Правила поведения в природе». Мы старались заинтересовать каждого ребѐнка, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме, опиралась на интересы детей и их эмоциональный отклик.
В развивающей среде групп организовали место «зелѐная поляна», где расположены модели климатических зон, книги по экологии, энциклопедии, иллюстрационный материал, дидактические игры. В любой момент ребѐнок может подойти, посмотреть результаты совместной деятельности, проверить свои знания, задать вопрос «почему». «Зелѐная поляна» постоянно пополняется. Вместе с детьми собрали гербарий «Растительный мир Березников», оформили альбом «Растения Урала», «Природа вокруг нас», изготовили карточки «Правила поведения в природе» и «Экологические знаки».
Используя разнообразные формы работы с семьѐй, мы вовлекли их в совместную с детьми и педагогами деятельность. С родителями было проведено анкетирование «Экологическое воспитание детей», родительское собрание на тему «Проектная деятельность и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», интеллектуальное шоу экологический «Брейн – ринг» совместно с детьми, консультация «Удивительный мир природы», были опубликованы буклеты «Игры для развития экологической культуры детей».
В ходе совместной работы над проектом, хочется отметить то, что дети стали добрее, внимательнее, решительнее. Стали проявлять всѐ больше интереса к природе и понимать всю важность в еѐ развитии. А сотрудничество семьи и детского сада является эффективным условием формирования осознано – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни.
Таким образом, проектная деятельность способствует повышению уровня экологических знаний, обогащению словаря, сформировались навыки вербальной коммуникации, экологической воспитанности детей, а, следовательно, и формированию начал экологической культуры.
Источники:
1. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола,2001. – 288с.
2. Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. – М., 2005. – 16 с.