Методическая разработка
«Развитие когнитивных способностей у дошкольников
с помощью игр В.В. Воскобовича»
Булатова Татьяна Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Аннотация: Данная статья раскрывает технологию работы по развитию когнитивных способностей детей дошкольного возраста по средствам использования игровых технологий В.В. Воскобовича.
Ключевые слова: Дети дошкольного возраста, когнитивные способности, игры Воскобовича, игры для дошкольников, развитие дошкольников.
Дошкольный возраст – это базовый период развития личности ребенка. Одним из направлений развития ребенка является формирование когнитивных способностей. В научной литературе нет единого взгляда на трактовку понятия «когнитивные способности». В разных источниках синонимами данного понятия являются понятия «общие способности», «умственные способности», «ментальные способности», «познавательные способности [3, с.1].
Таким образом, не смотря на отсутствие общего понятия «когнитивные способности» в структуре данного понятия можно подытожить, что когнитивные способности – это совокупность всех познавательных процессов ребенка, центральным звеном которого является мышление, а главным показателем развития когнитивных способностей являются уровень овладения основными мыслительными операциями и свободное оперирование пространственными представлениями [4].
Формы, методы и средства развития когнитивных способностей дошкольников разнообразны, однако все они основываются на ведущем виде деятельности дошкольников – игре. Главная особенность игры – это то, что по своей сути она является свободно развивающейся деятельностью, направленной на получение удовольствия от процесса не зависимо от полученного результата. Через игру ребенок познает окружающий мир, делает новые открытия, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также овладевает различными видами деятельности. Таким образом, игра имеет большой потенциал для всестороннего развития дошкольника, в том числе развития когнитивных способностей.
Одним из возможных вариантов игр, используемых с дошкольниками, являются игры, предложенные Вячеславом Владимировичем Воскобовичем. В.В. Воскобович инженер-физик, один из первых предложил развивающие игры для детей. Изначально, автор разработал игры для своих детей т.к. в 90 годы было проблематично купить игры для развития детей. Позднее игры В.В. Воскобовича приобрели массовость и стали использоваться в педагогической практике дошкольных учреждений.
К первым играм данного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт» и «Цветовые часы». Данные игры являются универсальным творчески пособием, которое может использоваться ребенком многократно. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика В.В. Воскобовича, направления на всестороннее развитие детей. На данный момент представлено 40 развивающих игр Воскобовича и большое количество пособий к играм по развитию детей [5].
Суть методики В.В. Воскобовича – развивать играя. С помощью одной игры, можно развивать различные когнитивные процессы. В ходе игры ребенок незаметно для себя изучает цвета, тренирует мелкую моторику, развивает речь и психические процессы (мышление, воображение, память). Отличительная особенность игр В.В. Воскобовича – наличие скрытой мотивации в игре. Ребенок играет, потому что ему нравиться играть.
Автор выделяет три главных принципа в своей методике:
1. Интерес. Все развивающие игры В.В. Воскобовича сопровождают увлекательные сказки, помогающие ребенку запомнить формы, буквы, цифры. Сказка вводит ребенка в игровой мир, где ребенок осуществляет свои замыслы. Сама сказка является дополнительной мотивацией к игре. Сопереживая и содействуя героям сказки, ребенок с удовольствием играет с геометрическими фигурами, а с Нетающими льдинками озера Айс и разноцветными паутинками изучает дроби, с Малышом Гео разгадывает тайны «Чудо-цветика».
2. Познание. Игры достаточно многофункциональны в каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. В игровой форме ребенок обучается счету, буквам, формам, а также развивает такие психические процессы как мышление, воображение, память.
3. Творчество. Игры В.В. Воскобовича, это не одноразовые игрушки, это многофункциональные вариативные пособия, которые ребенок может использовать с постепенным усложнением, что способствует развитию творчества и фантазии детей. Отметим, что одна и таже игра привлекает детей как двух лет, так и семи, а также учеников младших и средних классов, т.к. игры В.В. Воскобовича позволяют ребенку воплощать задуманное в действительности [2].
Игры В.В. Воскобовича имеют различную направленность и способствуют развитию следующих когнитивных процессов:
– Способствуют развитию психических процессов, в том числе логического мышления;
– Формируют и развивают математические навыки детей;
– Обучают чтению и счету;
– Формируют и развивают навыки моделирования и конструирования;
– Способствуют развитию исследовательской деятельности и творческих навыков.
Например, игра-шнуровка «Ромашка». Красивая ромашка помогает детям составлять и читать новые слова. По итогу из ключевого слова можно составить до 200 слов. Для детей 2 лет игра может использоваться как шнуровка для развития мелкой моторики.
Игра-конструктор «Геоконт». Данная игра представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, расположенными в определенной последовательности. Также к игре прилагаются цветные резиночки иллюстрированное пособие с творческими заданиями различного уровня сложности. В ходе игры ребенок не просто выполняет задание, а путешествует с малышом Гео и с помощью конструирования из геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу.
«Квадрат Воскобовича». Данную игру называют еще «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Трансформируя квадраты, ребенок легко получает новые разнообразные фигуры [2].
По итогам дети, которые регулярно играют с играми В.В. Воскобовича достаточно сильно развиты следующие умения:
1. Умение анализировать и синтезировать информацию;
2. Умение сравнивать;
3. Счет и чтение;
4. Ориентирование на плоскости;
5. Знание и понимание геометрических фигур;
6. Знание цветов;
7.Умение ставить и выполнять задачи.
Таким образом, можно заключить, что у детей, играющих в игры В.В. Воскобовича высокий уровень развития психических процессов, особенно мышления, достаточно высокий уровень развития познавательного интереса, следовательно высокий уровень развития когнитивных процессов.
Список литературы:
- Валуйских А.В., Деминова Е.Ю., Зорина Н.А. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты» [Текст] // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 3 (8). – С. 48-51.
- Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» [Текст]: методическое пособие / под ред. Л.С.Вакуленко, О. М. Вотиновой. – СПб.:ОО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, – 2017. –352с.
- Козлова, Е.Г. К вопросу о развитии когнитивных способностей младших школьников [Текст] // Психология обучения. – 2008. – № 1. – С. 59-70.
- Никулина, Т.А. Использование развивающих игр В.Воскобовича в рамках образовательной области «познавательное развитие» в практике дошкольных образовательных организаций [Текст] // Молодой ученый. – 2019. – № 42 (280).
- Романова, М.А. Развитие познавательных способностей в контексте когнитивной психологии [Текст] // Ярославский педагогический вестник. –2008. – № 2 (55). – С. 62-66.