Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Развитие креативных способностей у старших дошкольников в процессе создания мультфильмов в условиях ДОУ | ДЕТСТВО-ГИД

Развитие креативных способностей у старших дошкольников в процессе создания мультфильмов в условиях ДОУ

Методическая разработка

«Развитие креативных способностей у старших дошкольников

в процессе создания мультфильмов в условиях ДОУ»

Вавиловцева Валентина Владимировна,

педагог-психолог МАДОУ № 93

г. Мурманск

Детская креативность является одним из наиболее изучаемых явлений в современной психологии и педагогике. Интерес к феномену креативности объясняется актуальностью проблем исследования значимых способностей в развитии личности, возросшей потребностью современного общества в личностях, обладающих нестандартным мышлением, гибким мышлением, умеющих адаптироваться к нестабильным условиям стремительно меняющегося мира, а также диктуется запросами современного образования.

Креативные личности обладают неиссякаемым творческим потенциалом. Именно в дошкольный возраст является сенситивным периодом для активного развития творческих способностей у детей. Проблемы  изучения креативности объединяют  исследователей разных научных отраслей, владеющих  различными  представлениями в вопросах,  предлагающих  многообразные  пути решения.

В отечественной психологии  креативность рассматривается как творческие способности. Этим вопросом занимались такие исследователи, как А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Е. П. Ильин. М. А. Холодная,  В. В. Давыдов,      Е. Е. Туник,    В. Т. Кудрявцев и др.            

В зарубежной  психологии  изучением  креативности занимались  Дж. Гилфорд,  Э. П. Торренс, Ф. Вильямс,     Р. Стернберг, А. Осборн и другие исследователи, рассматривая   ее,  как дивергентное мышление. В ходе исследований Дж. Гилфордом, Е. Торренсом, Ф. Вильямсом был выделен ряд компонентов креативности [6]:

Интерес к  исследованию развития креативности  у старших дошкольников продиктован современными стандартами дошкольного  образования, устанавливающими    требования к  определенным  условиям творческого  развития  ребенка.

Нами было проведено исследование креативности у дошкольников старшего возраста в возрасте от пяти с половиной до шести лет.  Выбор возраста испытуемых обусловлен   анализом  результатов исследователей, занимавшихся изучением процессов развития творческого мышления у детей дошкольного возраста: В. Н. Дружинина, Э. П. Торренса,  Т. Ковач,  О. М. Дьяченко, Е. Л. Пороцкой, по мнению  которых, активный период  развития  творческого мышления, в зависимости от разных критериев оценки, колеблется от полутора до пяти-шести лет и окончательно формируется к семи-восьми годам [4].

Для диагностики уровня развития креативности у старших дошкольников была использованы методика «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты» Е. Е. Туник.  

В ходе анализа результатов первичного  исследования  был выявлен ряд проблем, с которыми столкнулись испытуемые:

— шаблонность мышления, ограниченность творческого поиска в необычном использовании стандартного предмета;

— затруднения с процессом воображения, представления необычной ситуации, т.е. дети не могут абстрагироваться, представить ситуацию и развивать ее, если  нет конкретного изображения;

— проблема воображения, фантазирования  в ситуации временного ограничения либо ограничения  конкретной темой;

— затруднения при быстром переключении, с одного задания на другое;

— затруднения при описании и поиске разнообразных  качеств предмета;

— затруднения при составлении изображения на бумаге из геометрических фигур, то есть проблема создания образа  в воображении, а затем изображения этого образа в рисунке.

— затруднения  в творческом восприятии, когда нужно рассмотреть какой-либо предмет по неопределенным  очертаниям.

Анализ затруднений, возникших у детей выявил следующую структуру способностей необходимых для развития креативности у дошкольников:

Структура компонентов развития креативности

Таким образом, в результате  анализа проблем развития креативности у дошкольников возникла необходимость разработки программы для формирования ее компонентов  у детей в образовательном процессе.

В настоящее время в системе дошкольного образования  в развитии  детей актуально использование цифровых технологий. Одним из   направлений,  которых является технология создания анимационных фильмов (мультфильмов), как вспомогательный метод в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Анимация является результатом синтеза искусства и технологического прогресса [5]. По мнению классиков анимации возможности ее, как вида искусства, еще далеко не раскрыты и она играет немаловажную роль в развитии  творческих процессов личности. Только в анимации, как в единственном виде киноискусства от замысла до конечного результата – весь процесс воплощается руками создателя, его идеями, творческим мастерством.

«Искусство мультипликации не знает границ, потому что совпадает с границами фантазии» этот емкий афоризм принадлежит югославскому режиссеру Душану  Вукотичу, и с ним согласны крупнейшие мастера анимации из разных стран [1].

В мире анимационного искусства рождаются неповторимые  произведения, вершатся великие творческие открытия.

Достоинство технологии  анимации состоит  в универсальности, в том, что он является интегративным методом в развитии различных видов  детской деятельности, а также позволяет развивать воображение, вербальную креативность,  стимулирует у детей творческую инициативность. 

Компоненты креативности (творчества) в структуре анимационных технологий

В процессе создания мультфильма,  дошкольник воплощает в действительность свой неповторимый уникальный мир, в котором все предопределяет его собственная фантазия и воображение. Мир,  где любым его  замыслам предоставляется абсолютная свобода,  одновременно пополняя свой багаж знаний  об окружающей  его   реальности. Только в анимации совмещая в единый компонент  рисунки, музыку, персонажей, их голоса, движение – у детей  развиваются  креативные способности. Дошкольники учатся передавать свои мысли и  чувства, развивать  свой творческий потенциал.

Таким образом, в процессе анимационного творчества, применяя в образовательной среде в работе с дошкольниками многообразные техники создания мультфильмов, появляется эффективная возможность развития различные стороны креативных способностей у детей.

Список литературы

  1. Асенин С. В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. Москва: Искусство, 1974. 285 с.
  2. Дружинин В. Н.  Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.  368 с.
  3. Ильин. Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.
  4. Кудрявцев В. Т. Креативный потенциал ребенка.Опыт построения теоретико-экспериментальной модели [Электронный ресурс]. URL: https://tovievich.ru/book/voobragenie/5542-kreativniy-potentsial-rebenka-opit-postroeniya-teoretikoeksperimentalnoy-modeli-i.html (дата обращения: 27.02.2021).
  5. Куркова Н. С.  Анимационное кино и видео: азбука анимации : учебное пособие для вузов.Москва : Издательство Юрайт, 2020. 234 с. 
  6. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: «Дидактика Плюс», 2002. 44 с.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.