Поддержка интереса дошкольников к истории часов
в рамках проекта
«Измеряем время»
Попкова Ольга Анатольевна,
Лодыгина Ксения Александровна,
воспитатели МБДОУ № 85,
г. Северодвинск Архангельской обл.
Старшие дошкольники очень любознательны. Им всегда хочется узнать что-то новое и интересное. Идея нашего проекта возникла исходя из детских вопросов: Как измерить время? Что внутри у часов? Как люди изобрели часы? Исходя из этого, поставили цель: поддержка интереса дошкольников к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. 2. Познакомить с устройством механических и песочных часов.
3.Научить измерять время и определять сколько время на часах.
4. Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
Развивающие:
5. Развивать поисково-исследовательскую деятельность в мини-музее «Удивительный мир часов», любознательность, творческое воображение.
6. Поддержать желание проводить экскурсии по мини-музею «Удивительный мир часов», выполняя роль -экскурсовода.
Воспитательные:
7. Воспитание доброжелательности, умение слушать товарища, партнерского взаимодействия всех участников проекта.
Участники проекта: воспитатели. Заместитель заведующего по ВМР, специалисты дети 6-7лет и их родители.
Вид проекта: практико-ориентированный, смешанный (исследовательский и творческий).
По продолжительности: краткосрочный (1 месяц).
Прогнозируемый результат реализации проекта:
— интерес к познанию истории возникновению часов (что стало причиной их появления);
— дети получат новые знания: устройство механических и песочных часов, о главном назначение часов – измерение и фиксация времени;
— продолжат развивать навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками;
— потренируются в умении анализировать и делать выводы.
Проблема и актуальность. Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и рабочей программы подготовительной к школе группы «Мишка» в разделе «формирование элементарных математических представлений». Главная цель: дать дошкольникам представление о понятии времени в игровой интересной форме. Расширить представления: Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? Актуализировать, полученные знания для формирования и развития навыков исследовательской деятельности.
В рамках проекта старались создать условия для поддержки детской инициативы в поиске ответов на их вопросы.
Краткое содержание вводной беседы по теме «Часы и их необходимость?» Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы — круглые, другие — квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Мы предложили детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…
(Сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу…).
Далее провели «Мозговой штурм», используя модель «трех вопросов»: Что дети знают о часах? Что хотели бы узнать? Какие источники информации будут использовать? Все ответы кратко или схематично фиксировали на магнитной доске.
Мы рассказали детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Наш рассказ вызвал интерес у детей — они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.
Исследования ответов дошкольников подвели нас к выводу, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому мы разработали и провели цикл мероприятий:
— сбор экспонатов и работа мини-музея по теме «Удивительный мир часов»;
— совместная деятельность в рассматривании и чтении энциклопедий на данную тему (солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы).
-используя Интернет-ресурсы показали мультимедийную презентацию детям и родителям;
— подготовили совместно с родителями воспитанников к презентации познавательных сообщений «истории возникновения часов и их разновидностям».
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
Цель: мотивация к познавательно-исследовательской деятельности:
— Сбор экспонатов для организации мини-музея «Удивительный мир часов».
— Изучение энциклопедий по данному вопросу.
— Подбор, чтение и заучивание художественной литературы.
— Изготовление альбома «Виды часов».
— Привлечение родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
— Подбор материалов для исследования «времени».
— Подбор материалов для игровой деятельности.
— Работа с родителями(беседы с целью создания мини-музея, консультирование по выполнению творческих заданий и информирования детей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Отмечаем день часов»
2этап – основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего и знакомству с их устройством.
— Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелке и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
— Детские сообщения: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
— Чтение художественной литературы: «Тик- Так» (О.Анофриев ), Берестов «Без четверти шесть». «Стихи о человеке и его часах» (С.Баруздин), «Песочные часы» (И. Мирошникова ), «Стихи про часы и о времени» ( С.Маршак ), «Мы в часы мячом попали» ( Н.Чупрунова), «Всю ночь часы стучат» (Ю.Мориц), «Шли часы через дорогу» (сборник Т. Вишняковой). «Часы-будильник» (О.Подтуркина), «Часы», (И.Фомичёва), «Солнечные часы» (А. Прохоров), «Весёлые часики» (А.Мальгинова), «Часы для Биби» (М.Манакова) и др.
— Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови сутки», «Мои первые часы», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
— Совместная художественно-продуктивная деятельность по созданию альбомов по теме «Часы», «Самые известные часы в мире».
— Ситуативные проблемно-игровой ситуации: «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
— Совместно со специалистами ДОО создавали ситуации по измерению времени.
Цель: развитие чувства времени.
Начали с интервала 1 минута. Приемы:
- Определить окончание срока деятельности по песочным часам (сделать что-то за 1 мин., контролируя время по песочным часам).
- Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка.
- Рисовать на листе круги в течение 1 минуты, сосчитать, сколько кругов успел нарисовать.
- Посчитать, сколько вещей можно снять с куклы за 1 минуту.
- Просидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла, поднять руку.
- Собираясь на прогулке: что можно одеть за одну минуту.
Такие задания помогают детям наглядно увидеть и пережить, почувствовать, что можно сделать за одну минуту.
Ознакомление с 10 минутным интервалом можно провести на занятиях по изобразительной деятельности и физкультурных занятиях:
- Предлагается за 10 минут нарисовать узор на вазе.
- Выполнить физические упражнения и посчитать, сколь упражнений успели сделать.
В результате формирования временных представлений дети должны:
- Иметь представления о частях суток, их названиях, последовательности;
- О порядке следования дней недели;
- О месяцах года и порядке их следования;
- О времени года, их характерных признаках.
НОД:
— Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
— Лепка «Весёлые будильники» (пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика).
— Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).
— Аппликация «Наручные часы».
— «Познавательное развитие ФЭМП» с проведением исследования времени с макетами часов.
-«Познавательное развитие ФЦКМ, РК» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов», «Режим дня и ч», «Определение времени по часам и придумывание заданий «Который час?».
— Работа с родителями: создание совместно с детьми творческих работ по теме «Старинные часы» (для выставки), экскурсии с ребенком в магазин и часовую мастерскую.
3 этап – заключительный
Цель: поддержка любознательности детей и партнерского взаимодействия.
— Свободная деятельность дошкольников:
— рассматривание энциклопедий и познавательной литературы «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы» и др.
— выполнение заданий с наклейками в книжке «Время», С.Гаврина.
— сюжетно-ролевая игра «Магазин часов», «Часовая мастерская».
— детское элементарное экспериментирование «как песочные часы измеряют время», «определяем время на часах-макетах».
-Совместная деятельность детей и родителей в рамках игр-экскурсий в мини-музее «Удивительный мир часов».
Вывод: В результате проектной деятельности мы систематизировали и обобщили знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа). Дошкольники проявили собственную любознательность по теме. Научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях и в различных видах деятельности.
Список литературы:
- Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
- Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
- Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
- Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
- Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2000
- Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2004
- Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
- Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
- Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006