К вопросу о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Консультация

«К вопросу о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

 

Селиванова Лариса Игоревна,

воспитатель МБДОУ № 23,

г. Снежинск Челябинской области

 

Нет сомнения в важности патриотического воспитания детей любого возраста. Это закреплено не только в официальных документах, но и всячески пропагандируется политическими лидерами. Данный вопрос становится особенно актуальным с учетом сложившейся внешнеполитической обстановки.

Когда необходимо начать беседовать с детьми о любви к Родине? Формирование отношения к стране и государству, конечно, начинается с детства. С ранних лет стоит рассказывать об особенностях нашей страны, ее богатствах и достоинствах. Также важно отметить, что патриотическое воспитание представляет собой последовательный педагогический процесс, подразумевающий сотрудничество воспитателей, родителей и детей.

Любовь к своей стране включает знание ее культуры, традиций и обычаев, интерес к ее прошлому и настоящему, потребность в ее прогрессивном развитии, чувство принадлежности к определенной культуре и активную созидательную деятельность на благо своему народу.

Однако, несмотря на важность патриотического воспитания в процессе становления личности, сегодня этому вопросу не уделяется должного внимания в педагогике. В рамках настоящей статьи мы раскроем его особенности и рассмотрим роль воспитателей и родителей в этом деле.

Начиная работу по воспитанию любви к своему Отечеству, педагог должен в первую очередь сам знать историю и культуру страны. Также необходимо тщательно продумать программу и задания с учетом возраста и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Воспитание любви к своей стране – важная и чрезвычайно сложная задача для малышей. Это чувство основано на привязанности к родному краю, преданности своей семье и ответственности перед своими соотечественниками. Поэтому ребенка необходимо научить быть привязанным к своим близким, нести ответственность за свои поступки в любом деле. Ведь прежде чем человек сможет трудиться на благо своей страны, он должен уметь добросовестно выполнять дела, за которые он берется.

Считается, что любовь к Отечеству прививается по принципу «от близкого к далекому», иначе говоря, от любви к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране. У детей дошкольного возраста складывается «образ собственного дома» с его укладом и особенностями взаимоотношений. Они принимают его таким, каков он есть. Это чувство и ложится в основу любви к Отчизне. Для того чтобы ребенок любил свой детский сад, воспитатели должны проводить серьезную работу, в результате которой формируются навыки и умения, необходимые для дальнейшей жизни.

Столь же необходимо воспитание любви и привязанности к своему городу. Следует не только рассказать о важных персоналиях и ключевых событиях, но и провести экскурсию по памятным местам. Безусловно, информация должна преподноситься в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. Полученные знания должны вызывать эмоциональный отклик и побуждать ребенка к практической деятельности.

Как прививать любовь к своей Отчизне? Детям необходимо рассказать о символах страны (о флаге, гербе, гимне), а также объяснить, где и когда они могут их увидеть. Кроме того, следует упомянуть о разнообразии природных ресурсов и особенностях различных регионов. Еще одним средством патриотического воспитания является искусство (музыка, литература, изобразительное искусство). Желательно совмещать указанные средства для достижения лучших результатов: рассматривать картины И. Левитана или И. Шишкина во время беседы о природе России;  читать стихи С. Есенина под музыку П. Чайковского или С. Прокофьева; рассказывать о достижениях науки и техники и показывать портреты великих ученых.

Важное направление патриотического воспитания – приобщение к традициям и обычаям русского народа. Совместная подготовка детей и родителей к народным гуляниям (например, к Масленице), организация ярмарок – неотъемлемая часть этого процесса. Не секрет, что подобные действия сближают не только родителей и детей, но и воспитателей и родителей, что укрепляет взаимодействие и способствует плодотворному сотрудничеству во имя достижения общей цели.

Бесспорно, народное творчество – огромный пласт культуры, который представляет собой неисчерпаемый источник нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Народная мудрость содержится в сказках, прибаутках, загадках, пословицах и поговорках. Благодаря знакомству с ними у детей просыпается интерес к родному языку и чувство принадлежности к определенной культуре. Предметы декоративно-прикладного искусства (например, дымковская игрушка, вятское кружево, златоустовская гравюра, гжельская керамика, палехская миниатюра), несомненно, привлекают внимание малышей.

Главную роль в процессе познания играет наглядность, поэтому крайне необходимо использовать иллюстрации или сами объекты при рассказе. На занятиях дошкольники должны описать и нарисовать увиденные предметы народного творчества (индивидуально или в группе). Воспитателю следует обратить внимание детей не только на форму и цвет предмета, но и на его характерные особенности. Чтобы поддержать интерес дошкольников к народному творчеству, педагог может организовать встречи с народными умельцами (мастер-классы). Все указанные мероприятия смогут обогатить и углубить детские представления об искусстве, языке и быте разных народов.

Отдельно стоит остановиться на роли фольклора в нравственном и патриотическом воспитании. В младшей группе педагог может использовать народные игры и песни.  В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, в первую очередь речь идет, конечно же, о сказках. Об их роли в формировании русского национального характера писали многие исследователи (например, профессор А. В. Павловская). Народная сказка во время ее прочтения позволяет установить контакт с маленькими слушателями, создает необходимое настроение в детской аудитории. Впечатления дошкольников будут еще более яркими, если затем они ее разыграют по ролям. В старшей группе дети должны продолжать знакомиться с устным народным творчеством: сказками, песнями, загадками, пословицами и поговорками. В этой же возрастной подгруппе можно начать знакомить воспитанников с устным народным творчеством и других народов. В результате дети будут способны сопоставить различные культуры и выделить отличительные черты своей собственной. Что касается знакомства с поговорками и пословицами, то педагог должен объяснить их содержание, скрытый смысл, варианты использования, а также употребить их в контексте. В отдельных случаях возможно познакомить детей и с более глубокими по содержанию произведениями национального эпоса: легендами, былинами, сказками.

Итак, выполнение задачи патриотического воспитания зависит от совместной работы воспитателя и родителей. Любовь к Родине прививается с самого детства и передается из поколения в поколение. Родители и педагоги должны уметь наряду с критикой отмечать сильные стороны нашего государства, только в этом случае можно надеяться на эффективность образовательного процесса.

 

Литература

  1. Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985.
  2. Зеленова Н. Г., Осипов Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М, 2007.
  3. Павловская А. В. Русский мир. М., 2009.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.