Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Как развить творческие способности в себе | ДЕТСТВО-ГИД

Как развить творческие способности в себе

Консультация для воспитателей

«Как развить творческие способности в себе»

 

Слесарева Елена Алексеевна,

воспитатель МБОУ Катынская СШ дошкольная группа

Смоленская область, Смоленский район,

д. Санаторий Борок

 

Очень часто мы говорим о творческих способностях наших воспитанников, о развитии этих способностей. Это обоснованно тем, что модернизация дошкольного образования определила существенные изменения в практике работы дошкольного учреждения. Одной из задач, которые определяет Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования является:

— создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Много материала накоплено и разрабатывается воспитателями на данную тему. Конечно, это очень интересный вопрос, который даёт простор для творчества… самому педагогу. Значит, развивая творческие способности своих детей, мы не должны забывать и о своих способностях, творческих способностях. Специфика нашей деятельности уже предполагает наличие таких творческих задатков и способностей у практикующих педагогов, без них и план не составишь и дидактическую игру не придумаешь. Но условия развития нашего образования и современные требования к квалификации «воспитатель» выводят наши способности на другой уровень. Педагог не должен заниматься только развитием творческих способностей у своих воспитанников, а в первую очередь должен заниматься развитием своих способностей.

«Творчество заразительно. Распространяйте его» Альберт Эйнштейн.

Творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Ошибочным является мнение, что творческими способностями обладают лишь отдельные личности. Творческие способности есть у каждого человека, иначе мы вообще не смогли бы выжить. Они проявляются в самых разных ситуациях. Творческим способностям везде есть место: когда домохозяйка из имеющихся в наличии продуктов может приготовить ужин. Даже в самой рутинной работе есть место творчеству: бухгалтер создаёт самый удобный способ хранения своих документов, уменьшающий затраты времени и труда.

Творчество выступает мощным фактором развития личности, определяющим её готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Но, пожалуй, самое главное, что побуждает человека быть креативным – это изменчивость современного мира. Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать креативность.

Будь то работа, досуг или личная жизнь, мы, по сути дела, всегда проявляем творческие способности. Потому что мы постоянно вынуждены искать решения новых (а иногда и старых) проблем.

Правда одним это даётся легче, другим —  сложнее. Творческая идея зачастую указывает лишь способ решения проблемы, в то время как реализуется он только путём логического и последовательного воплощения в жизнь. То есть, творческое мышление тесно связано с логическим, что в свою очередь связано с деятельностью головного мозга и согласованной работой обоих полушарий. Только когда оба полушария задействованы в решении проблемы, возникает действительно рациональное и разумное решение.

Методы и способы развития творческих способностей

  1. Развитие межполушарных связей.

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать.
«Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!» И. Соньер.
Функциональная специализация мозга является врожденной. Есть люди, у которых доминирует правое полушарие (левши), люди, с доминированием левого полушария (правши) и равнополушарные люди.
Есть ряд простых упражнений для развития правого полушария и межполушарных связей, снятия нервного напряжения и стимулирования работы мозга.

«Скорая помощь»

Снимает эмоциональное напряжение. Улучшает работоспособность.
Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л –левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.
Получается, что надо одновременно делать несколько дел: видеть сразу 2 строки, произносить букву и двигать руками. Трудно может быть в первый раз, а потом даже дети справляются. Лучше делать стоя.
Удобно, если эти буквы располагаются не на столе, а на стене. Так удобнее смотреть и делать. Можно сделать несколько вариантов табличек и периодически их менять.

АБВГД ЕЖЗИК ЛМНОП

ЛППВЛ ВЛПВЛ ЛПЛЛП

«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Можно предлагать детям, но если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то на руки смотреть не надо.

«Ладонь, кулак, ребро».
Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» — сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди.
Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.

«Зеркальное рисование». 
Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
Для маленьких детей это упражнение лучше выполнять в воздухе. Рисовать фигуры вытянутыми вперед руками или кистью, поставив руку на локоток.
Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка.
Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой, то есть, правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.
   

Ещё одно упражнение.
    Напишите названия цветовой гаммы карандашами разного цвета ( например, синим цветом пишем слово «красный», оранжевым цветом слово «зеленый» и т.д.). Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее ЦВЕТА, которыми написаны слова. Обратите внимание, не слово, а его цвет! Это можно делать и хорошо читающим детям. Тем, кто учится читать, еще рановато.

Желтый синий голубой

Красный зелёный черный

Серый оранжевый белый

Красный желтый синий

2. Негативное и позитивное мышление.

Негативное мышление и такие состояния,  как стресс, разочарование, усталость и духовное истощение негативно влияют на процесс развития творческих способностей. Так как, эти факторы часто присутствуют в повседневной жизнедеятельности педагога, то остановимся на них.

Если вы взволнованы или негативно настроены, принимать позитивные, творческие и удачные решения будет довольно сложно. Если в критической ситуации ваши мысли заняты только тем, как ограничить негативное влияние и избежать самого худшего, то наверняка в голову будут приходить мысли только об этом, а не о том, как можно разрешить проблему и стабилизировать ситуацию на длительное время. Хотя некоторым людям даже в стрессовых ситуациях и напряженных ситуациях приходят в голову гениальные решения. Но это, в основном,  результат подсознательной работы мозга, которая проводилась гораздо раньше.

Зачастую достаточно создать для себя спокойную обстановку, забыть на некоторое время о проблемах  заботах, чтобы обрести внутреннее спокойствие. Ваша цель – снятие напряжения. Существует много способов расслабления. Нужно только позволить себе расслабиться и выделить для этого время.

Положительное мышление необходимо для достижения успехов в работе, в личной жизни. В мире, насыщенном беспокойством, заботами и кризисами, над людьми, настроенными оптимистично, пытающимися мыслить в положительном ключе, зачастую посмеиваются, считая наивными, и даже иногда воспринимают враждебно. Но позитивное мышление – это не наивность, это нечто другое. Чтобы развить положительное мышление, вы вовсе не должны, например, думать, что все военные конфликты мира будут разрешены в течение одного года. Позитивное мышление – это подход к решению стоящих перед вами задач с уверенностью в том, что справитесь с ними и получите от этого определённую пользу. Положительное мышление помогает достичь цели. Если же вы возьмётесь за любое дело с плохим настроем, результат в большинстве случаев будет далеко не таким успешным. Негативной установкой вы в определённой степени программируете себя на негативный результат. А потом сами себе скажете: «Я знал, что так получится!» Поэтому перед выполнением творческих задач надо постараться достичь спокойного и расслабленного состояния.

3.Практические упражнения.

Упражнение 1.

Придумайте, что можно сделать с полотенцем (карандашом), кроме как вытереться им. Придумайте не менее 20 вариантов и запишите их.

Несколько советов: попытайтесь формулировать как можно более лаконичные ответы. Не волнуйтесь. Не ограничивайте себя во времени, пусть мысли идут своим чередом. Осмотритесь вокруг и представьте себе, где можно применить полотенце. Фиксируйте даже на первый взгляд глупые и абсурдные идеи.

Упражнение 2.

Так как наш мозг работает преимущественно с образами и образными ассоциациями, рекомендуется развивать образное мышление и способность визуализации. С одной стороны, образное мышление помогает улучшить память и облегчить запоминание информации. С другой – визуализация является важной предпосылкой творческой деятельности.

Образно представьте себе эти пары слов. Не имеет значения, каким образом вы создадите связи между каждой парой понятий, но они обязательно должны быть связаны одним общим образом.

Клавиатура – теннисный мяч

Скульптура – рулевое колесо

Песок — мочка уха

Очки — лыжные ботинки

Полотенце – буква

Фонарь — резиновый мяч

Кончик носа – мусоровоз

Телефонный справочник – адвокат

Кухонные весы – солнцезащитный крем

Песочные часы  — кисточка

Самолет  — водосточная труба

А теперь дополните пары слов:

Буква –

Кисточка –

Клавиатура –

Мочка уха –

Мусоровоз –

Очки –

Рулевое колесо –

Самолёт –

Солнцезащитный крем-

Телефонный справочник – фонарь.

Упражнение 3.

Придумайте по крайней мере 5 вариантов ответов на вопросы:

Что случилось, если бы:

— Вместо бензина мы заправляли автомобили молоком?

— На деревьях не было листьев?

— Все люди ходили босиком?

Упражнение 4.

Придумайте фамилии, характеризующие людей по профессиональной принадлежности или каким-то признакам. А если придумаете имена, то это будет ещё лучше! Например: Садовник (Пётр Садовниченко, Лилия Розаева и т.д.). А у нас будет профессия – воспитатель.

Упражнение 5.

Запишите как можно больше ассоциаций, связанных со следующими словами. До 50 ответов – это хорошо, но лучше 100. Попытайтесь охватить самые различные сферы жизни деятельности, и вам будет легче выполнить упражнение.

  • Если вы занимаетесь определенным видом деятельности и хотите улучшить подход к работе, досконально изучите ее, станьте экспертом в своей области. Хороший багаж знаний является одним из необходимых условий творчества, он улучшает мышление и помогает быстрее находить инновационные решения стоящих задач.
  • Сохраняйте уверенность в себе и в своих силах. Постоянно ищите мотивацию для развития своего творческого потенциала.
  • Хорошее настроение и положительный настрой улучшают способность к творческому мышлению.
  • Не останавливайтесь на быстрых и простых ответах. Всегда ищите альтернативные пути решения задач.

 Литература:

Хавас Х., Мюндеманн Б. – М. как стать самым умным. 300 упражнений для развития умственных способностей: пер.с нем.Ю. Тарусиной.- Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 240 с.

Экскакусто Т.В. практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры/ — ростов н/Д: Феникс, 2008.- 339 с.

https//www. kakprosto. ru/kak-817681-kak-razvivat-tvorcheskoe-myshlenie-u-vzroslyh#ixzz58n0baNke

https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.