Конспект образовательной деятельности
«Нас брусничные поляны к себе в гости приглашают»
для детей средней группы
Ступаченко Лариса Евгеньевна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о богатстве лесов Северного края, о том, какие ягоды можно встретить в лесу в окрестностях г. Оленегорска.
2. Активизировать словарь за счет слов: тундра, сахаристость, листики с глянцем.
Материал: Игрушка «Медвежонок», д/и «Ягодка по ягодке», картинки с изображением ягод голубики, брусники, вороники, морошки и черники.
Подготовительная работа: Чтение стихов про ягоды, беседы с детьми, игра «Поезд в тундру», рассматривание открыток, книжных иллюстраций, фотографий из семейных альбомов.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель интересуется у детей, кто из них хоть раз ходил в лес за ягодами. С кем ходили? Какие ягоды собирали дети? Далее сообщает, что маленький медвежонок оказался в затруднительном положении. Он потерялся, хочет кушать, но не знает, какие ягоды можно есть. Воспитатель предлагает детям помочь медвежонку и отправиться вместе с ним в лес.
Медвежонок хвастается, что соберет больше всех ягод.
Дидактическая игра «Ягодка по ягодке». Дети играют за столами. Затем из множества картинок с изображением фруктов и ягод дети выбирают те, которые растут на Севере, в наших оленегорских лесах и парках.
Воспитатель загадывает загадку:
Летом тундру укрываю
Сладкою голубизной.
Не сравнится виноград
В сахаристости со мной. (Голубика)
Медвежонок не верит, что ягода съедобная.
Воспитатель говорит за голубику.
Я – голубика. Не слышал про такую?
Я очень вкусная, очень сладкая. Из меня варят кисели, варенье. Соберите меня скорей, а то тяжело веточкам, помогите мне. Скоро станет холодно, сброшу я свои листочки на землю, закрою ими свои корешки, а веточки мои останутся зимовать под снегом до весны.
Вдруг медвежонку опять чей-то голосок послышался. Угадайте, что за ягодки увидел Миша?
Листики – с глянцем,
Ягодки – с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки. (Брусника)
Медвежонок попробовал ягодки – кислые!
Брусника рассказывает про себя:
Я – брусника. Из меня делают очень вкусный морс, варенье, начинку для пирожков и ватрушек. Я умею бороться с простудой, во мне очень много витамина С. От морозов и снега я прячусь под снегом. Вот почему листья мои всегда зеленые. Возьми меня – не пожалеешь.
Ваня шел, шел, шел, (шагают)
Ваня ягодку нашел (наклоны влево, вправо)
Ах, какая ягодка (покачивание головой)
Чудесная ягодка
Воспитатель: Вдруг откуда ни возьмись появились маленькие зеленые веточки, как будто крохотные елочки, а на них черные ягодки.
Возле сосен, возле елок
Эта ягодка растет.
С водянистым, чудным соком,
Что бодрит и сил дает.
Летом ягодка родится,
Словно ворон чернолика,
Кустик по земле змеится.
Только это не черника. (Вороника)
Воспитатель: Посмотрите дети на эти ягоды. Мишутка очень обрадовался им и закричал
Ой! Какая красивая малина! Только почему-то она оранжевая.
Воспитатель читает загадку:
Созревая, я желтею,
Но не так, как брюква.
Я похожа на малинку,
А расту, как клюква.
Я могу по скалам мокрым
Лазить – загляденье.
Собирать меня – морока,
Кушать – объеденье. (Морошка).
Морошка рассказывает про себя: Меня зовут морошка я совсем даже на малину не похожа, хотя мы с ней дальние родственники. И зимую я не так, как брусника и вороника, которые прячутся по снегом. Не так, как голубика, которая сбрасывает листочки. У меня все, что растет над землей отмирает, а весной снова вырастает. Спасибо моим корешкам. Из меня очень вкусное варенье и компот получаются. Попробуйте – не пожалеете.
Ребятки, про какую северную ягоду мы еще не говорили?
Ну-ка отгадайте загадку:
Растет под ногами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам всем мила. (Черника)
Черника рассказывает про себя: Меня зовут черника. Из меня варят компоты, вкусное варенье, сушат меня.
Мои веточки зеленые, листочки небольшие, люблю расти на сопках. Я очень полезная ягодка, кто меня кушает, у того глаза не болят и зрение лучше становится. Возьмите меня, я вам пригожусь.
Воспитатель предлагает поиграть в лото «Ягоды тундры».
В конце занятия угостить детей морсом из брусники и предложить попробовать разное варенье, которое приготовили мамы и бабушки.