Сценарий родительского собрания с участием детей 6-7лет
«Кнут и пряник. Что лучше?»
Малыхина Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ №38,
г. Заполярный
Цель: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества семьи и ребенка.
Задачи:
- Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей малыша.
- Формировать у родителей культуру поощрения и наказания.
- Научить детей и их родителей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в мультфильмах.
- Учить строить диалог с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией, выслушивать собеседника, задавать вопросы и давать ответы в зависимости от контекста.
Предварительная работа:
Изготовить:
— индивидуальные пригласительные билеты для родителей;
— двусторонние ладошки (с одной стороны – синего цвета, с другой – красного)
Оборудование:
— магнитная доска;
— игрушка-кукла;
— мультимедиа проектор
Мероприятие проводится в музыкальном зале.
Ведущий.
Кнут или пряник. Что лучше? Прежде чем разобраться в волнующей нас всех теме, мы предлагаем посмотреть инсценировку стихотворения О.В.Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке»
(Дети в костюмах лесных зверей показывают театральную постановку по сюжету авторского стихотворения)
Ведущий.
Поощрение и наказание – простейшие из средств родительского влияния на ребенка. Они предоставляют взрослым возможность выражать своё отношение к поступкам и проявлениям малыша. В наших родительских буднях, как правило, мы налево и направо раздаём наказания и совсем забываем поощрять детей за что-то хорошее, правильное. Всё, что ребёнок делает правильно, воспринимается нами как должное, и мы не замечаем этого, концентрируя внимание только на негативе и детской оплошности.
Когда ребенок игнорирует запреты взрослых или их требования, его, к сожалению, приходится наказывать. Подскажите, как правильно наказывать ребенка, найти середину — не «разболтать» его и не подчинить себе? Меня наказали справедливо или нет?
Данный вопрос волнует многих родителей. Некоторые считают, что наказывать вообще не следует, т.к. это вредит творческому развитию ребенка, лишает его поведение естественности и так далее. Другие, напротив, призывают к строгости и точному соблюдению требований взрослых, всегда знающих, как правильно вести себя.
Для вас, уважаемые взрослые игра «Живой градусник».
Перед вами достаточно длинная линия, вдоль которой должны выстроиться все присутствующие, — это своеобразная шкала. На ней отмечены «плюс» и «минус», и «ноль» посередине. Сейчас каждому предстоит определить и занять место у шкалы в соответствии со своим взглядом на проблему наказаний. Рядом с «плюсом» встанут те, кто убежден, что другого выхода нет и наказаний не избежать. Рядом с «минусом» — те, кто считает, что этого нельзя делать ни в коем случае. Ближе к середине встанут остальные, с менее крайними взглядами.
( Ведущий подводит итоги игры)
А теперь попробуем обсудить жизненные ситуации, касающихся детско-родительских отношений и наказаний на примере персонажей из мультфильмов. Почему именно из мультфильмов? Да потому, что очень часто то, что мы видим на экране, происходит и в реальной жизни. И в этом вы сейчас убедитесь сами.
(Идет просмотр фрагментов из мультфильмов, оценка поступков и поведения героев с помощью силуэтов ладошек, окрашенных с одной стороны в синий цвет — отрицательная оценка, с другой стороны в красный цвет — положительная оценка.)
«Малыш и Карлсон»
Фрагмент 1.За беспорядок в детской комнате Малыш стоит в углу. Все уходят в кино.
Вопросы к детям: За что наказали Малыша? Как вы считаете, справедливо наказали его родители или нет?
Фрагмент 2. Фрекен Бок лишает Малыша его любимых плюшек.
Вопросы к детям: Справедливо ли наказан Малыш на этот раз? Почему?
Ведущий (обращается к родителям) А как вы обычно добиваетесь послушания ребенка в разных ситуациях?
Передавайте друг другу игрушку-куклу и называйте ваши собственные, а также возможные способы наказания.
(на магнитной доске схематичное изображение основных способов наказаний, воспитатель фиксирует ответы родителей)
Ведущий обращается к детям: Как вас наказывают родители? (ответы также фиксируются на доске)
Ведущий подводит итог.
Родителям на заметку:
— наказание не может быть отстроченным и должно следовать сразу же за проступком, не более 15 минут;
— получая наказание, ребенок обязательно должен понимать, за что оно последовало.
Ведущий проводит физкультурную паузу.
Скучно-скучно так сидеть,
Друг на дружку так глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Ведущий:
А теперь попробуем обсудить жизненные ситуации, касающихся наказаний и детско-родительских взаимоотношений на примере персонажей из других мультфильмов.
(Просмотр фрагментов из мультфильмов идет аналогично первому)
«БУРАТИНО»
Фрагмент 3. Карабас Барабас наказывает кукол плеткой.
Вопросы к детям: Заслужили куклы, чтобы к ним так относились? Почему?
Что вы почувствовали, когда увидели Карабаса Барабаса с плеткой?
Взрослым воспитатель предлагает прочитать фразу:
А РЕМЕНЬ НЕ МЕРА в обратном направлении.
Родителям на заметку: Как не читай, а бить детей нельзя!
Фрагмент 4. Мальвина отправляет Буратино в чулан.
Вопросы к детям: За что Мальвина рассердилась на Буратино? А как бы вы с ним поступили?
Родителям на заметку: Такие места опасны для жизни и здоровья ребенка. Многие дети боятся темноты. Такое наказание скорее принесет вред, чем пользу.
«ПРОСТОКВАШИНО»
Фрагмент 5. Конфликтная ситуация между сыном и родителями из-за присутствия кота в квартире.
Вопросы к детям: Как вы считаете, стоило ли дяде Федору убегать из дома? Как бы вы посоветовали ему поступить? У кого есть домашние животные? Как вы за ними ухаживаете?
С детьми, у которых нет домашних животных, проводится игра «Если бы…»
Игра «Хорошо-плохо» проводится с родителями по поводу нахождения каких-либо животных в квартире.
Фрагмент 6. Дядя Федор заболел. Родители приезжают в Простоквашино. Они соглашаются забрать всех животных домой.
Родителям на заметку: Уход за домашним питомцем сделает ребенка ответственным. Взвесьте все «за» и «против», прежде чем сказать категоричное «нет». Признание за ребенком право на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье.
«ЗОЛУШКА»
Фрагмент 7. Идут приготовления к балу. Мачеха нагружает Золушку непосильной работой, чтобы она не смогла попасть на праздник.
Вопросы к детям: Справедливо ли поступили с Золушкой? Кто, по-вашему, должен был остаться дома?
Диалог с детьми «за что и как тебя хвалят взрослые»
Игра с родителями «Кто больше» — за что и как похвалить ребёнка, кроме слова «молодец!» (ответы фиксируются на доске)
Родителям на заметку: Наказывать трудом нельзя ни при каких обстоятельствах.
Хорошо выполненную работу и усилия ребенка необходимо ценить.
(Ведущий объявляет паузу для подсчета количества положительных и отрицательных оценок. С участниками проводится игра «Зеркало»: взрослые становятся «зеркалом», стараются отразить (повторить в точности) движения, жесты, мимику ребенка. Затем игроки меняются местами.
Ведущий подводит итог встречи.
Ведущий:
А сейчас предлагаю всем вместе спеть песню «Семейный очаг», но перед ее исполнением мне хочется пожелать: пусть ваши лица устают только от улыбок!
Пусть ваши дети будут послушными!
Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь и счастье. (Исполняется песня караоке «Семейный очаг» на мотив «Песни бременских музыкантов».)
Ничего на свете лучше нету,
Чем очаг семьи, теплом согретый,
Взгляд детей улыбчиво-счастливый,
Добротою мир семьи творимый (2 раза).
Ваш причал — сердца детей родные,
Ваши стены- руки их большие,
Ваша крыша- небо голубое,
Ваше счастье — жить одной судьбою (2 раза).
Вы свое призванье не забудьте
И в своей семье примером будьте.
Жизнь семьи — основа всем ученьям.
Нет превыше и важней значенья (2 раза).