Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Комфортное привыкание ребёнка к детскому саду. Заметки воспитателя | ДЕТСТВО-ГИД

Комфортное привыкание ребёнка к детскому саду. Заметки воспитателя

Из опыта работы

«Комфортное привыкание ребёнка к детскому саду.

Заметки воспитателя»

Ковалевская Евгения Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 140,

Г. Мурманск

Не секрет, что каждый педагог младшей группы хочет, чтобы к нему попали адаптированные дети, готовые продолжать обучение на следующей ступени. Очевидно, что в группу раннего возраста приходят одни дети, а выходят из нее совершенно другие. Для этого и существуем мы – педагоги группы раннего возраста, которые имеют в своей копилке знания, с помощью которых успешно выполняют свою работу.

Перед педагогом стоят задачи по освоению детьми образовательных областей, а также социализации детей в новом для них мире. И здесь у каждого свои хитрости.

Первое, что необходимо сделать – найти контакт с каждым ребенком и их родителем.

Ребенок воспринимает мир глазами мамы. Адаптация начинается с момента, когда мама приняла ситуацию. Ребенок раннего возраста воспринимает мир глазами родителей, то есть, как родитель смотрит на педагога и на детский сад, так же и ребенок воспринимает это место. Если ребенок видит, что родитель тревожится, не доверяет, что ему как-то не комфортно здесь, что он как на иголках, то это состояние подсознательно считывается ребенком. И наоборот, если мама этому месту доверяет, если мама идет в это место спокойно и с воспитателем общается доверительно, то и ребенок будет считывать это состояние матери. Конечно же, у ребенка в голове это звучит иначе, он просто ловит мамин импульс: насколько хорошо мама относится к этому месту и к этим людям. Соответственно, знакомиться надо не с ребенком на руках при первой встрече в раздевалке, а придти и выяснить заранее, где будет находиться шкафчик, как зовут персонал, рассказать о ребенке, заполнить анкету и дать свои данные.  Это позволит маме показать себя перед ребенком уверенной.

Мальчики однозадачные, девочки – нет. Адаптация мальчиков и девочек разная. Восприятие разное. Девочки могут одновременно воспринимать более одного раздражителя (например: играть и слушать, кушать), то в это время мальчик однозадачен. Если мальчик увлечен занятием, его внимание сложнее переключить, он отдан процессу и находится «там», а остальные раздражители воспринимает как шумы. С девочками иная ситуация: девочка может думать одновременно о нескольких вещах, отслеживая непосредственную деятельность, обстановку вокруг и не забывая, что ее вскоре должны забрать домой. Исходя из этого, переключить внимание мальчика от эмоций во время адаптации проще, чем девочки, достаточно подобрать мальчику интересное занятие и он перестанет плакать на какое-то время. В отличие от девочки. Девочка может играть плача и плакать играя. И закончит она это делать, когда получит эмоциональную разрядку. Вывод: мальчиков надо переключить, девочке дать поддержку.  Это не значит, что мальчишек нельзя брать на руки и жалеть, обнимать и успокаивать. Обязательно нужно. Но особенность такая существует. И она  остается с человеком на протяжении всей жизни.

Адаптация продолжается весь учебный год. Как завладеть вниманием ребенка и включить его в образовательный момент? Ведь адаптация проходит до нового года точно, может даже и дольше (бесконечные болезни не дают нормально адаптировать детей, вновь прибывшие дети приходят посреди года). Ребенок в стрессе просто так не сядет заниматься с детьми, насильно за стол тоже сажать не будешь. На помощь нам приходят уже адаптированные дети, на занятия с которыми и делаем упор.

          Заинтересовав ребенка необычным занятием, он сам проявляет инициативу и включается в деятельность. В условиях коллективного воспитания нужно уделить время всем участникам педагогического процесса. Но у плачущих детей потребность посидеть на руках у педагога больше. А это значит, что остальные детки недополучают внимания. А значит следует делать акцент не на плачущих детях, а на уже спокойных, привыкших малышах. Играя с ними «крикуны» быстрее включаются в деятельность, успокаиваются, отвлекаются от своей проблемы.

Построение связи времени и событий. Дети не чувствуют времени, невозможно дать понять ребенку, что такое час, два часа. А объяснить, когда придет мама надо. В помощь идут режимные моменты: объясняем детям, что мама придет после того, как ты поешь суп или, когда ты полежишь в кроватке. Загибаем пальчики: Сначала мы покушаем, потом поиграем, потом няня нам принесет супчик, потом мы отдохнем и мама придет. В течение дня – напоминаем ребенку, сколько пальчиков осталось загнуть, если он забыл.

Воздействуем на все органы чувств. Доверие ребенка завоёвывается, воздействуя на все органы чувств. Не только аудиально, визуально и тактильно, но и через вкусовые рецепторы. Опрашиваем родителей на момент знакомства с ними на предмет аллергий и прочих противопоказаний и вводим в занятия элементы поощрения сюрпризом. Напаример, волшебный мешочек.

Соблюдаем личные границы. Свои. Детей. По началу, дети воспринимают вторжение в их личное пространство в штыки. Даже малейшая смена обстановки может спровоцировать новую волну эмоций. На помощь нам в эти непростые для ребенка моменты приходят вопросы, можно ли вторгнуться в личное пространство ребенка: если ты покушал, я могу забрать тарелку? Можно я переодену твои штанишки, они мокрые. Такие вопросы позволят сгладить давление на ребенка взрослым и хорошо отвлекает от негативных эмоций. Можно дать инициативу в руки капризного ребенка и наделить полномочиями «дежурного» по группе, к примеру, он поможет накрывать на стол или следить за детками, все ли сели, сколько деток, посчитаем, у всех ли есть ложечки, всем ли тарелочки дали, есть ли кто в туалете, пойдем посмотрим, не спрятался ли там кто и тд…

Упражнения с элементами нейроигр. Очень популярное сейчас направление по межполушарному развитию.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Техника выполнения кинезиологических упражнений:

1. Занятия по кинезиологии необходимо проводить каждый день, без пропусков.

2. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, чтоб ребенку было комфортно.

3. Все упражнения следует выполнять точно и вместе с ребенком, постепенно усложняя задания и увеличивая время занятий.

4. Проводить упражнения можно стоя или cидя за столом.

5. Каждое занятие должно включать упражнения для развития разных полушарий и их взаимодействия.

Для разминки можно использовать следующие упражнения:

Упражнение «коза-корова»: поочерёдно показываем то указательный и средний пальцы, то указательный и мизинец. Сначала выполняем упражнение только правой рукой, только левой, потом двумя одновременно.

Упражнение «Ладошки – ножки» Располагаем рядом несколько пар разноцветных ладошек или следов. Даём инструкцию, на следочки какого цвета встать, на сколько ладошек передвинуть руки.

Упражнение «Пол – нос – потолок». Произносим слова «нос», «пол», «потолок», а ребёнок показывает пальцем на то, что называем. 

Упражнение «Шарики – мячики – кочки» Очень полезно играть с массажными шариками и кольцами су-джок, бросать и ловить мячи, заполненные водой или песком, прыгать по ортоковрикам, переступать по массажным кочкам.

Упражнение «Тактильный мешочек» На ощупь ищем в мешочке и узнаём фигурки, предметы и факт. И многие другие.

Полноценные нейроигры в этом возрасте провести невозможно, поэтому включаем их элементы в пальчиковую гимнастику и в сопровождение сказок.  Эти игровые комплексы развивают зрительно-моторную координацию, внимание, последовательность выполнения действий, правильное взаимодействие рук.

Не запрещаем плакать. И, в крайнем случае, если педагог перебрал все методы отвлечения ребенка от сопротивления к привыканию, то нужно просто дать ребенку выпустить эмоции. Не запрещаем в этом случае плакать, не используем в практике вместе слова «нельзя» и «плакать». Если ты хочешь поплакать – поплачь. Но, делай, пожалуйста, это не посреди группы, сядь к куколкам или к машинкам, можешь взять игрушечку (в идеале – мягкую или антистресс).

Педагог в этом непростом деле, как адаптация детей, должен проявлять юркость и подвижность ума и на ходу придумывать способы воздействия на детей. Эти способы всплывают в голове интуитивно, а интуиция, как известно, – это свод причинно-следственных связей, выведенных в подсознание. Никакого волшебства, только опыт.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.