Из опыта работы
«Практические советы воспитателю
при адаптации детей к детскому саду»
Сердюкова Галина Павловна,
воспитатель МАДОУ № 15 ст. Родниковской,
Курганинский район, Краснодарский край
- Придерживайтесь графика адаптации, т.е. режима кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. Это позволит ребенку постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы. Также для знакомства ребенка с воспитателем можно предложить маме приводить его на прогулку или присутствовать в группе. Но такое знакомство нельзя затягивать, потому что малыш может привыкнуть к присутствию мамы.
- Разрешите ребенку брать с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома. Так малышу будет спокойнее, он будет чувствовать себя уютнее.
- Позвольте родителю стать вашим помощником: ежедневно общайтесь с родителями с целью выяснить какое отношение к ребенку дома и скорректировать их чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни.
- Не забывайте, что в период адаптации воспитатель ведет работу не только с детьми, но в большей степени с родителями. Вам надо узнать о привычках малыша, в какие игры любит играть, о его аппетите – что он кушает, а что нет, например, молочное или рыбу. Для этого можно организовать анкетирование родителей включив в анкету вопросы о привычках ребенка (как ест, как спит, ходит ли на горшок и тп.). По отдельным вопросам анкеты с родителями проводятся беседы для уточнения.
- Узнайте, как называют ребенка в семье, какие уменьшительно-ласкательные формы используют. Употребляйте из в общении с «новеньким».
- Поддерживайте ребенка в период адаптации, но не потакайте его капризам. Посоветуйте родителям постараться не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучать от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездить надолго в гости, не приглашать к себе незнакомых малышу людей и т.п.), т.е. ограничить возбуждение нервной системы ребенка.
- Часто в период адаптации детям младшего возраста требуется тактильный контакт. Позвольте ему взять вас за руку, «потрогать». Это успокоит малыша.
- Как же утихомирить плачущего малыша? Отвлечь! Это может быть пальчиковая игра, переставление пирамидки-«стаканчиков», пришедший в гости «колобок» из пальчикового театра. Успокаивая таким образом одного ребенка, вы увлекаете почти всю группу.
- Не оставляйте без внимания, стоящего в стороне и тихо плачущего малыша. Тихо плача в стороне он замыкает в себе все предстрессовые состояния, что конечно же отразиться на его здоровье. Обратите внимание на него, но не будьте навязчивы.
- Помните, чтобы успокоить ребенка отвлеките его каким-либо занятием. Психика ребенка устроена так, что он не может одновременно плакать и играть, например «сортером». Увлекшись игрой, малыш перестает плакать.
- Сон и еда критические точки для ребенка, а часто и для воспитателя. Если он плохо ест, отказывается от еды – можно предложить попробовать блюдо, ведь мы знаем, что аппетит приходит во время еды. Но никогда не кормите насильно, особенно плачущего ребенка – он может просто подавиться. Если сложно уложить спать проведите «экскурсию в спальню», покажите кроватку, маркировку, предложите ребенку примерить кроватку: посидеть, полежать.
- Предупредите родителей, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Из-за стресса организм ребенка восприимчив к перекрестным инфекциям.
- Помните, идеального, общего рецепта удачной адаптации нет! Каждый ребенок индивидуален, а значит, подход к каждому должен быть разный – что подходит одному, не подходит другому.